г. Тула |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А09-1072/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Теплопоставка" - Соловьевой Г.А. (доверенность от 03.06.2019 N 7), ответчика - Брянской городской администрации - Кучер Е.А. (доверенность от 12.12.2018 N 1/06-2274и), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2019 по делу N А09-1072/2019 (судья Мишакин В.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплопоставка" (г. Брянск, ОГРН 1143256003296, ИНН 3257015131) (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) (далее по тексту - администрация, ответчик) по отказу в согласовании вывода из эксплуатации котельной, расположенной по адресу: Брянская область, г. Брянск, проспект Московский, д. 142/3, находящейся во владении ООО "Теплопоставка", а также о возложении на Брянскую городскую администрацию обязанности в установленный законом срок рассмотреть уведомление общества от 25.12.2018 N 124 и принять решение в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2019 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Брянская городская администрация просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции указывает на то, что срок, указанный в уведомлении от 25.12.2018 исх. N 124 (до 30.08.2019) о выводе спорной котельной из эксплуатации с целью консервации и последующей ликвидации не наступил. Полагает, что наличие убытков у общества при теплоснабжении жилого фонда и объектов социальной сферы само по себе не является основанием для вывода котельной из эксплуатации. Считает, что ООО "Теплопоставка" не представлено доказательств окончательной остановки работы котельной, которая осуществляется в целях ее ликвидации или консервации на срок более 1 года, то есть доказательства наличия основании для вывода источника тепловой энергии из эксплуатации, установленных Законом N 190-ФЗ и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Теплопоставка", опровергая доводы жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Теплопоставка" является теплоснабжающей организацией; мощности котельной используются для производства тепловой энергии, поставляемой на социальные и бытовые нужды населения, в том числе в жилые дома, детские сады, бюджетные учреждения от котельной, расположенной по адресу: г. Брянск, пр-т Московский, 142/3
В связи с существенными убытками, возникающими в результате указанной деятельности, ООО "Теплопоставка" письмом от 20.07.2015 исх. N 167 обратилось в Брянскую городскую администрацию с просьбой согласовать вывод котельной из эксплуатации в связи с убыточной деятельностью предприятия.
Согласно представленному ответу от 24.08.2015 N 3/25-6972 Брянская городская администрация сообщила, что согласование вывода котельной из эксплуатации не представляется возможным.
Позднее, письмом от 20.10.2016 N 87 ООО "Теплопоставка" обратилось в Брянскую городскую администрацию с просьбой о внесении изменений в схему теплоснабжения города в связи с планируемым выводом котельной из эксплуатации.
Согласно представленному ответу от 16.11.2016 N 3/25-12602 администрация повторно указала, что в согласовании вывода котельной из эксплуатации отказано, вследствие чего общество направило администрации соответствующее письмо от 21.11.2016 N 94.
В ответ на данное письмо Брянская городская администрация письмом от 16.12.2016 N 7/25-12602 предоставила информацию по поводу компенсации убытков, а также отказала в выводе котельной из эксплуатации.
Письмом от 22.03.2017 N 36 ООО "Теплопоставка" обратилось в Брянскую городскую администрацию с просьбой согласовать вывод котельной из эксплуатации.
В свою очередь, Брянская городская администрация письмом от 21.04.2017 N 3/25-3457 вновь отказала в согласовании вывода котельной из эксплуатации, сославшись на отсутствие альтернативного источника для переключения потребителей ООО "Теплопоставка".
Письмом от 19.06.2018 исх. N 47 ООО "Теплопоставка" уведомило Брянскую городскую администрацию об истечении 20.07.2018 трехлетнего срока предупреждения о выводе котельной из эксплуатации в соответствии с положениями Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении", на что Брянская городская администрация письмом от 26.06.2018 исх. N 3/25-7005 сообщила, что основания для вывода из эксплуатации котельной по адресу: г. Брянск, пр-т Московский, д. 142/3 отсутствуют.
Исходящими письмами от 16.07.2018 N 1/25-1255и, от 01.08.2018 N 2/25-7004, 02.08.2018 N 3/25-8569 Брянская городская администрация сообщила, что ООО "Теплопоставка" не уведомило надлежащим образом Брянскую городскую администрацию о предстоящем выводе источника тепловой энергии из эксплуатации и одновременно, на основании части 6 статьи 21 Закона о теплоснабжении потребовала выставить объекты теплоснабжения на торги в форме аукциона или конкурса.
Письмом от 25.12.2018 N 124 ООО "Теплопоставка" уведомило Брянскую городскую администрацию о выводе котельной из эксплуатации с целью консервации и последующей ликвидации в срок до 30.08.2019.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Теплопоставка" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Подпунктами 1, 5 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в числе прочих: согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
В указанных случаях собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (пункт 4 статьи 21 Закона N 190-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 21 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что в случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно.
В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.
В целях регламентации процедуры вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей с соблюдением вышеуказанных положений Закона N 190-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889).
Согласно пункту 16 Правил, принятых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей", собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "Теплопоставка", как собственник источника тепловой энергии, уведомило администрацию о выводе источника тепловой энергии из эксплуатации за 8 месяцев (уведомление от 25.12.2018 исх. N 124 (л. д. 39) получено администрацией 25.12.2018, срок планируемого вывода - до 30.08.2019).
К уведомлению приложен список потребителей, теплоснабжение которых осуществляется от источника тепловой энергии и перечень выводимого оборудования из эксплуатации.
Таким образом, по справедливому суждению суда, вопреки доводам жалобы, уведомление ООО "Теплопоставка" сформировано в соответствии с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно учтено, что пункт 5 статьи 21 Закона 190-ФЗ предусматривает лишь два варианта рассмотрения органом местного самоуправления поселения или городского округа уведомлений собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии тепловых сетей: рассмотреть в течение 30 дней и согласовать это уведомление, или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения. При этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, Законом не предусмотрено право органа местного самоуправления отказать в выводе объекта теплоснабжения из эксплуатации.
Изъятий из указанного правила действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства совершения заявителем всех необходимых действий для согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для признания незаконными действий Брянской городской администрации по отказу в согласовании вывода из эксплуатации котельной, расположенной по адресу: Брянская область, г. Брянск, пр-т Московский, д. 142/3, находящийся во владении ООО "Теплопоставка".
С учетом положения пункта 5 статьи 21 Закона N 190-ФЗ суд первой инстанции правомерно посчитал надлежащим способом восстановления нарушенного права общества именно возложение на администрацию обязанности повторно рассмотреть уведомления общества от 25.12.2018 N 124 в установленный законом срок и принять решение в соответствии с требованиями Закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей".
Довод апеллянта о том, что срок, указанный в уведомлении от 25.12.2018 исх. N 124 - до 30.08.2019, о выводе спорной котельной из эксплуатации с целью консервации и последующей ликвидации не наступил, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона N 190-ФЗ собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода, обязаны уведомить в целях coгласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации.
ООО "Теплопоставка", как законный владелец источника тепловой энергии, уведомило Брянскую городскую администрацию о выводе источника тепловой энергии из эксплуатации не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода (планируемый вывод из эксплуатации - до 30.08.2019, а уведомление от 25.12.2018 исх. N 124 получено администрацией 25.12.2018, что подтверждается штампом администрации на уведомлении (л. д. 39).
Довод апелляционной жалобы о том, что наличие убытков у общества при теплоснабжении жилого фонда и объектов социальной сферы само по себе не является основанием для вывода котельной из эксплуатации, также отклоняется судебной коллегией ввиду следующего.
Как упомянуто выше, Порядок вывода из эксплуатации источника тепловой энергии регулируется нормами Закона N 190-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 об утверждении Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
При этом законодательство, регулирующее порядок вывода из эксплуатации источника тепловой энергии, не содержит конкретных оснований для вывода котельной из эксплуатации.
Следовательно, указание ООО "Теплопоставка" в качестве основания вывода котельной из эксплуатации наличие существенных убытков от деятельности котельной не противоречит нормам действующего законодательства.
Такой правовой подход соответствует позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 19.01.2017 по делу N А48-6424/2015.
По смыслу положений Закона N 190-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889, обращение в орган местного самоуправления о выводе источника тепловой энергии из эксплуатации является правом собственника или иного законного владельца источника тепловой энергии и должно быть рассмотрено органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 5 статьи 21 Закона N 190-ФЗ, пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Апелляционная коллегия считает несостоятельным довод администрации о том, что ООО "Теплопоставка" не представлено доказательств окончательной остановки работы котельной, которая осуществляется в целях ее ликвидации или консервации на срок более 1 года, то есть доказательства наличия основании для вывода источника тепловой энергии из эксплуатации, установленных Законом N 190-ФЗ и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 190-ФЗ, в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Как установлено выше, ООО "Теплопоставка" письмом от 25.12.2018 исх. N 124 уведомило Брянскую городскую администрацию о выводе котельной из эксплуатации с целью консервации и последующей ликвидации в срок до 30.08.2019.
Исходящим письмом от 24.01.2019 N 3/25-15304 Брянская городская администрация отказала в выводе котельной из эксплуатации.
Таким образом, в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, окончательная остановка работы котельной возможна только после принятия органом местного самоуправления решения о согласовании вывода котельной из эксплуатации.
Ссылку Брянской городской администрации на то, что ни в одном из уведомлений обществом не указаны причины и основания для вывода котельной из эксплуатации, суд апелляционной инстанции признает несостоятельной.
Так, как отмечено выше, ООО "Теплопоставка" 25.12.2019 уведомило администрацию о выводе котельной из эксплуатации с целью консервации и последующей ликвидации до 30.08.2019 (с приложением к данному письму списка потребителей тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии).
Данное уведомление является дополнением к ранее направленным письмам от 20.06.2015 N 167, от 20.10.2016 N 87, от 22.03.2017 N 36, от 19.06.2018 N 47 (это указано в уведомлении от 25.12.2018), в которых содержится информация о причинах вывода котельной из эксплуатации, а именно ввиду убыточного характера деятельности предприятия.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что из отказа Брянской городской администрации (письмо от 24.01.2019 N 3/25-15304) (л. д. 77) не следует, что данное уведомление не соответствует требованиям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889. Администрацией не было истребовано каких-либо пояснений либо дополнительных документов.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2019 по делу N А09-1072/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Брянской городской администрации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1072/2019
Истец: ООО "ТЕПЛОПОСТАВКА"
Ответчик: Брянская городская администрация