г. Хабаровск |
|
20 сентября 2019 г. |
А73-11909/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Пичининой И.Е., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Хабаровского края" Капустиной Л.В. по доверенности от 9 января 2019 года, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Хабаровского края"
на решение от 5 июля 2019 года
по делу N А73-11909/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Межпоселенческий расчётно-кассовый центр за жилищно-коммунальные услуги"
к Федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края"
о взыскании 425 553,78 рублей
третье лицо без самостоятельных требований - муниципальное унитарное Топливно-снабженческое предприятие муниципального района имени Лазо
установил: общество с ограниченной ответственностью "Межпоселенческий расчетно-кассовый центр за жилищно-коммунальные услуги" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края" о взыскании долга в размере 425 553,78 рублей за услуги по теплоснабжению за период с 1 октября 2017 года по 17 ноября 2017 год.
Решением суда от 26 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2018 года, исковое требование удовлетворено в заявленном размере, на ответчика отнесены судебные расходы по государственной пошлине.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 марта 2019 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Определением суда от 22 марта 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное Топливно-снабженческое предприятие муниципального района имени Лазо (далее - МУ ТСП, теплоснабжающая организация).
При новом рассмотрении настоящего спора решением суда от 5 июля 2019 года с ответчика в пользу истца взыскан долг в размер 365 637, 36 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 888 рублей. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением в части удовлетворенного искового требования, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
В обоснование указано на отсутствие утвержденного в установленном порядке тарифа на тепловую энергию в спорный период с 1 октября 2017 года по 17 ноября 2017 года; недоказанность истцом объема подтвержденного отпуска тепловой энергии за октябрь 2017 года; отсутствие доказательств, подтверждающих дату начала отопительного сезона и подачи тепловой энергии в осенне-зимний период (2017 год).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал.
Истец, третье лицо, извещены надлежащим образом, представители в суд апелляционной инстанции не явились.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
21 декабря 2017 года между МУ ТСП (теплоснабжающая организация), ответчиком (заказчик) и истцом (расчетный центр) заключен государственный контракт N 192 (с учетом протокола разногласий и протокола согласования разногласий), по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась поставлять заказчику через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию в горячей воде по месту расположения военного комиссариата района имени Лазо Хабаровского края по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Переяславка, ул. Октябрьская, 92"Б".
Заказчик обязался принимать и оплачивать фактически потребленную тепловую энергию в горячей воде по действующим тарифам на условиях контракта в объеме согласно пункту 2.1.1 контракта.
В силу пункта 1.2, 4.2 контракта истец наделен правами и обязанностями по сбору, начислению заказчику, перечислению денежных средств теплоснабжающей организации за отпущенную тепловую энергию, правом требовать с заказчика своевременную оплату выставленных счетов.
Пунктом 6.4 контракта (с учетом протокола согласования разногласий) установлено, что цена контракта может быть изменена в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы и услуги.
Согласно пункту 6.5 контракта принятие заказчиком денежных обязательств осуществляется в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономическими структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Расчеты за тепловую энергию (пункт 6.9 контракта) производятся на основании тарифов, утвержденных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
В силу пункта 6.10 контракта тарифы на момент заключения контракта составляли на тепловую энергию 7352,38 рублей за 1 Гкал (постановление от 1 ноября 2017 года N 30/19), на компонент на тепловую энергию 7352,38 рублей за 1 Гкал (постановление от 1 ноября 2017 года N 30/20), тариф на компонент на теплоноситель 21,12 рублей за 1 куб. м (постановление от 1 ноября 2017 года N 30/20).
В соответствии с пунктом 7.5 контракта заказчик обязался оплачивать фактически потребленную тепловую энергию в течение 15 банковских дней с момента предоставления расчетным центром акта приема-передачи оказанных услуг в отчетном периоде и счета.
Пунктом 11.1 (с учетом протокола согласования разногласий) предусмотрено, что контракт вступает в законную силу с момента подписания сторонами и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года, а в части финансовых взаиморасчетов - до полного их завершения.
В период с 1 октября 2017 года по 17 ноября 2017 года теплоснабжающая организация поставила на объект заказчика тепловую энергию в горячей воде.
Для оплаты потребления ответчику выставлены счета-фактуры на сумму 425 533,78 рублей (от 31 октября 2017 года на 207 503,15 рублей, от 30 ноября 2017 года N 03628 на 14 322,44 рублей (корректировочный счет), от 31 мая 2018 года N 01729 (за период с 1 ноября 2017 года по 17 ноября 2017 года) на 203 708,19 рублей).
Обязанность по оплате потребленного ресурса ответчиком не исполнена, в результате возник долг перед теплоснабжающей организацией.
1 октября 2016 года между теплоснабжающей организацией (принципал) и истцом (агент) заключен агентский договор, по условиям которого принципал поручил, а агент принял на себя обязанности по выполнению функций полномочного и постоянного представителя принципала на договорной территории. Агент обязался от своего имени и за счет принципала совершать фактические и юридические действия с целью осуществления централизованного сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
В силу пункта 3.8 агентского договора агент принял обязательства вести претензионную работу и осуществлять принудительное взыскание в судебном порядке со всех групп потребителей задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги.
На основании переданных по данному агентскому договору полномочий истец обратился к ответчику с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт оказания услуги теплоснабжения в спорный период ответчик не отрицал при рассмотрении дела в суде первой инстанции в ином составе, а также при рассмотрении апелляционной и кассационной жалоб по данному делу.
Доказательств оплаты ответчиком поставленной тепловой энергии в спорный период в материалы дела не представлено.
В силу приведенных норм права при установленных обстоятельствах обязательство оплатить потребленный ресурс у ответчика возникло и подлежало исполнению в соответствии с условиями контракта.
Возражения ответчика, основанные на том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих дату начала отопительного сезона и подачи тепловой энергии в осенне-зимний период (2017 год), обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку распоряжением Администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 19 сентября 2017 года N 199 установлена дата начала отопительного сезона 2017 -2018 года в помещения, расположенные в р.п. Переяславка района имени Лазо, с 1 октября 2017 года.
Представленное ответчиком донесение Военного комиссариата района имени Лазо Хабаровского края от 7 июня 2019 года N 1156 на имя Военного комиссара Хабаровского края о том, что отопительный сезон 2017-2018 года начался с 6 октября 2017 года, обоснованно не принято судом во внимание в качестве надлежащего доказательства, опровергающего факт поставки тепловой энергии на объект ответчика с 1 октября 2017 года, как не отвечающее принципу относимости и допустимости доказательств, установленных статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражая против заявленных требований, а также в обоснование апелляционной жалобы, заявитель указал факт отсутствия утвержденного в установленном порядке тарифа на тепловую энергию в спорный период с 1 октября 2017 года по 17 ноября 2017 года.
Указанные возражения являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором и на него распространяется указание пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (пункт 5 статьи 426 названного Кодекса).
В силу пунктов 1, 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяется к их отношениям, возникшим до его заключения, если иное установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
В силу части 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила N 1075), решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
Соответственно, законодатель устанавливает применение регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию при исполнении сторонами публичного договора энергоснабжения.
С учетом изложенного указанные в пункте 6.10 контракта тарифы, вступившие в силу с 18 ноября 2017 года, не могут применяться при определении цены за услуги с 1 октября 2017 года по 17 ноября 2017 года. На основании пункта 37 Правил N 1075 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 1 ноября 2017 года N 30/19 и N 30/20 не имеют обратной силы.
Согласно части 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 указанного Закона тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат регулированию.
В силу пунктов 1, 2, 6 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию, а также основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию предусмотрены Правилами N 1075.
По общему правилу теплоснабжающие организации получают оплату за тепловую энергию по установленным для них тарифам применительно к тем объектам по производству и передаче тепловой энергии, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок определения подлежащих применению тарифов и необходимой валовой выручки экономически обоснован и обеспечивает баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 1075 решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
При расчете размера платы за услуги теплоснабжения истец применил тарифы, утвержденные Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 1 ноября 2017 года N 30/19, N 30/20 (7 352,38 рублей/Гкал), вступившие в силу с 18 ноября 2017 года, которые не могут быть использованы при определении стоимости поставленного ресурса за предшествующий период - с 1 октября 2017 года по 17 ноября 2017 года.
В отсутствие регулируемого тарифа и не подлежащей применению в расчетах цены ресурса, установленной Комитетом в постановлении от 1 октября 2017 года, исходя из принципа возмездности договора для определения размера встречного предоставления ресурсоснабжающей организации, последняя несет обязанность доказывания экономической обоснованности выставленной к оплате цены ресурса по примененному в рассматриваемый период тарифу, в том числе посредством применения тарифа, ранее используемого предыдущим поставщиком, либо представления заключения экспертизы, проведенной регулирующим органом или независимой экспертной организации по результатам определения расходов, учитываемых при формировании тарифов.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Презюмируется (пока не доказано иное), что при установлении тарифов на регулируемый период соблюдены предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В силу статей 7 - 9 Закона о теплоснабжении, а также соответствующих положений Правил N 1075, величина устанавливаемого тарифа связана, в числе прочего, с имущественным комплексом, необходимым для оказания услуг теплоснабжения.
Применение тарифа, установленного для другого лица, возможно, если к лицу, осуществляющему поставку коммунальных ресурсов в рассматриваемый период, перешли те элементы системы коммунальной инфраструктуры, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении соответствующего тарифа.
Такой вывод согласуется с правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 9 марта 2010 года N 14231/09 по делу N А60-39531/2008-С1, и с правовой позицией, отраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2018 года N 303-ЭС17-18242.
Соответственно, тариф, установленный для иного лица, допустим к применению в пределах его действия, в случае перехода к истцу всех элементов коммунальной инфраструктуры, ранее использовавшихся предыдущим поставщиком.
Судом установлено, что к МУ ТСП, осуществлявшему поставку тепловой энергии на объекты, расположенные в Хабаровском крае, районе им. Лазо, р.п. Переяславка, перешел весь комплекс коммунальной инфраструктуры от предыдущей ресурсоснабжающей организации - общества с ограниченной ответственностью "Стройэнергорезерв", для которого был установлен тариф на тепловую энергию на 2016-2018 годы, что подтверждается распоряжением Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о закреплении имущества за МУ ТСП на праве хозяйственного ведения и актом приема-передачи комплекса коммунальной инфраструктуры от 14 июня 2017 года.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 16 декабря 2015 года N 38/71 (в редакции Постановления от 14 декабря 2016 года N 45/44) с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года установлен тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Стройэнергорезерв" в рабочем поселке Переяславка муниципального района имени Лазо: 6 317,22 рублей/Гкал (компонент на тепловую энергию) - для прочих потребителей (без НДС); 21,12 рублей/куб. м (компонент на теплоноситель).
Учитывая отсутствие иного установленного тарифа, при установленных судом вышеуказанных обстоятельствах применению подлежал тариф на тепловую энергию, установленный для предыдущей ресурсоснабжающей организации.
При этом само по себе отсутствие утвержденного тарифа в спорный период не освобождает ответчика от обязательств по оплате полученной услуги в полном объеме.
Проверив расчет долга с применением тарифа, установленного на 2016 - 2018 года для ООО "Стройэнергорезерв", суд первой инстанции признал его арифметически неверным, и произвел перерасчет, согласно которому с ответчика в пользу истца за услуги теплоснабжения, оказанные МУ ТСП в период с 1 октября 2017 года по 17 ноября 2017 года, взыскан долг в размере 365 637,36 рублей.
Расчет суммы долга, произведенный судом первой инстанции, апелляционной коллегией проверен, признан верным.
Дав оценку собранным по делу доказательствам по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии фактических и правовых оснований для удовлетворения иска в обжалуемой части.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 июля 2019 года по делу N А73-11909/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11909/2018
Истец: ООО "МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКИЙ РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР ЗА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"
Ответчик: Военный комиссариат Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5378/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5378/19
20.09.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4785/19
05.07.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-11909/18
06.03.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-677/19
25.12.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6826/18
26.10.2018 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-11909/18