г.Самара |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А65-12273/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки" - представителей Афанасьева С.Н. (доверенность от 20.09.2018), Гиниятова А.М. (доверенность от 20.06.2019),
от государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2019 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июля 2019 года по делу N А65-12273/2019 (судья Гилялов И.Т.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки" (ОГРН 1071690059231, ИНН 1660106260), Республика Татарстан, г.Казань, к государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ОГРН 1021602858243, ИНН 1653015798), Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным предписания N СО-1681 от 27.02.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно- коммунальное хозяйство Дербышки" (далее - ООО УК "ЖКХ Дербышки", заявитель, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - госжилинспекция, жилищная инспекция) о признании незаконным предписания N СО-1681 от 27 февраля 2019 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО УК "ЖКХ Дербышки" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в соответствии с жилищным законодательством перепланировка может быть только в отношении жилого помещения. Это понятие не может применяться к общему домовому имуществу. Доводы заявителя о том, что перегородку установили собственники этой самой общей долевой собственности с согласия других собственников, были оставлены судом без внимания. Протокол общего собрания был приобщен к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу госжилинспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 госжилинспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО УК "ЖКХ Дербышки" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО УК "ЖКХ Дербышки", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в связи с жалобой гражданина 04.02.2019 госжилинспекция на основании распоряжения от 25.02.2019 N СО-1681 в отношении управляющей компании провела внеплановую документарную проверку соблюдения обязательных требований жилищного законодательства в многоквартирном доме по адресу: г.Казань, ул. Мира, дом 45. В ходе проверки было обнаружено самовольное переустройство лестничной площадки 6-го этажа, а именно: устройство перегородки и двери металлической, с установкой запирающего устройства (замок), ограждающие квартиры N 90 и N 91. По окончании проверки был составлен акт проверки N СО-4585 от 13.05.2019.
Также должностным лицом госжилинспекции составлен протокол об административном правонарушении N СО-4585 от 15.05.2019, управляющей компании выдано предписание от 27.02.2019 N СО-1681, которым предписано в срок до 27.04.2019 устранить нарушение, принять меры по обеспечению доступности к общему домовому имуществу собственников МКД, при необходимости путем обращения в судебные инстанции с приведением лестничной площадки 6-го этажа 3-го подъезда в первоначальное проектное состояние.
В соответствии положением о государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденным постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 1068, госжилинспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Татарстан. Согласно п. 1 данного Положения инспекция осуществляет меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, принятию предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений и деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу частей 1 и 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с частью 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, проверка заявителя осуществлена уполномоченным на то государственным органом в рамках предмета проверки; оспариваемое предписание выдано в пределах компетенций и полномочий ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункту "а" пункта 2, пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N 491) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорнорегулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях, являются общим имуществом собственников помещений и принадлежат им на праве общей долевой собственности.
В соответствии со статьями 246, 247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Правила пункта 2 статьи 247 ГК РФ о праве участника общей долевой собственности на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, не распространяются на объекты общего имущества в многоквартирном доме, поскольку права отдельного собственника ограничены в целях обеспечения прав и законных интересов всех участников долевой собственности, а также в силу специфики объектов общего имущества, предназначенных для обслуживания единого комплекса недвижимого имущества, то есть для обслуживания интересов более одного собственника.
Принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме в силу пункта 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из анализа указанных норм следует, что неправомерное использование одним из участников долевой собственности общего имущества возникает при использовании им общего имущества в отсутствие соглашения всех участников долевой собственности на пользование общим имуществом либо, если такое согласие не получено, в отсутствие решения суда о порядке использования общего имущества.
Судом из материалов дела установлено, что госжилинспекцией при проведении проверки выявлена установка на лестничной площадке 6 этаже подъезда N 3 многоквартирного дома N45 по улице Мира металлической двери с запирающим устройством, ограждающей квартиры N 90 и N 91.
В соответствии с частью 4 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Вместе с тем заявителем не представлены разрешительные документы (решение собственников помещений в многоквартирном доме, решение суда) на произведенную в многоквартирном доме перепланировку, в результате которой часть общего имущества в многоквартирном доме оказалась в пользовании собственников квартир N 90 и 91.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
На основании пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.
Пунктом 16 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (статья 162 ЖК РФ).
Кроме того, при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами управляющей организацией должен выполняться ряд стандартов, среди которых подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов (пункт 4 (в) Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 161.1 ЖК РФ совет многоквартирного дома выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации.
Ссылка заявителя на протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 03.12.2018 судом первой инстанции отклонена, поскольку действующее законодательство устанавливает необходимость принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о передаче в пользование иным лицам объектов общего имущества в многоквартирном доме в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Представленное представителем заявителя решение общего собрания собственников помещений о разрешении на установку перегородки в качестве решения, принимаемого в порядке части 4 статьи 36 ЖК РФ, суд первой инстанции не принял во внимание, поскольку данный документ не содержит согласия на передачу в пользование части общего имущества, принадлежащего на праве долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Более того, достоверность сведений о принявших в голосовании собственниках помещений и принадлежащих им площадях помещений заявителем надлежащими доказательствами не подтверждена.
В то же время довод госжилинспекции со ссылкой на часть 3 статьи 36 ЖК РФ о том, что для предоставления в пользование части общего имущества требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, суд счёл ошибочным.
Согласно части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Следовательно, получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме требуется на уменьшение размера общего имущества в таком доме путем его реконструкции, в связи с чем на лицо, имеющее намерение произвести реконструкцию, результатом которой станет уменьшение размера общего имущества в доме, возлагается обязанность по надлежащему оформлению данного действия путем получения согласия всех собственников помещений в доме.
В рассматриваемом случае уменьшение в целом размера общего имущества в многоквартирном доме не произошло, имеет место лишь пользование частью общего имущества некоторыми собственниками помещений в спорном доме.
Доводы заявителя об отсутствии у заявителя права на демонтаж перегородки ввиду того, что это имущество собственника помещения, также отклонен судом первой инстанции. Управляющая организация, подписав договор управления, принимает на себя функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома, а также ответственность за обеспечение установленных нормативов по содержанию и ремонту общего имущества. При осуществлении такой деятельности управляющая компания обязана обеспечивать сохранность и использование общего имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, не допускать ухудшения технического состояния общего имущества.
Поскольку заявитель является управляющей организацией многоквартирного дома, то есть лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, то при выявлении несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации именно на него возложена обязанность по принятию всех необходимых мер, направленных на устранение выявленных нарушений и несоответствий. В частности, управляющая компания не лишена возможности на обращение в суд с заявлением о возложении обязанности на собственника жилого помещения демонтировать возведенные перегородки на лестничной площадке многоквартирного дома.
С учетом изложенного у госжилинспекции имелись законные основания для выдачи заявителю оспариваемого предписания об устранении нарушений жилищного законодательства.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу о соответствии предписания N СО-1681 от 27.02.2019 законодательству, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с жилищным законодательством перепланировка возможна только в отношении жилого помещения, несостоятельны.
В силу статьи 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации не урегулирован вопрос о процедуре перепланировки нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, при разрешении данного спора следует руководствоваться нормами жилищного законодательства. Такой вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 27.02.2019 N Ф06-43794/2019 по делу N А65-12098/2018.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Доказательств соблюдения данных требований законодательства в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя о том, что перегородку установили собственники общего имущества многоквартирного дома с согласия других собственников, судом первой инстанции обоснованно отклонены. Из имеющейся в материалах дела копии протокола общего собрания невозможно установить легитимность проведенного собрания, участников данного собрания не представляется возможным установить. При этом вопрос о передаче общего имущества многоквартирного дома в пользование отдельных собственников на данном собрании не был рассмотрен, также как и вопрос о плате за пользование таким имуществом.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 26 июля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июля 2019 года по делу N А65-12273/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12273/2019
Истец: ООО Управляющая компания "ЖКХ Дербышки", г.Казань
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан Казанская городская жилищная инспекция, г.Казань, Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: 11 ААС РФ