г. Москва |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А41-28351/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от истца по делу - Федерального государственного казенного учреждения "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" - Балицкий А.А., по доверенности от 27.03.2019,
от ответчика по делу - ОАО "Объединенная дирекция жилищно-коммунального хозяйства Пушкинского муниципального района Московской области" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.07.2019 по делу N А41-28351/19, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" к ОАО "Объединенная дирекция жилищно-коммунального хозяйства Пушкинского муниципального района Московской области" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности РФ" (истец) обратилось в суд с иском к ОАО "Объединенная дирекция жилищно-коммунального хозяйства Пушкинского муниципального района Московской области" (ответчик) с требованиями:
- обязать ОАО "Объединенная дирекция ЖКХ" предоставить в адрес ФГКУ ЦПА ФСБ России расшифровки платежей, поступивших от ООО "МосОблЕИРЦ" в рамках исполнения обязательств по договору от 1 февраля 2018 г. N 01/17-Т по видам и периодам поставленных коммунальных ресурсов начиная с 24 августа 2017 г. до окончания срока действия указанного договора;
- обязать ОАО "Объединенная дирекция ЖКХ" предоставить в адрес ФГКУ ЦПА ФСБ России расшифровки платежей, поступивших от ООО "МосОблЕИРЦ" в рамках исполнения обязательств по договору от 1 июня 2018 г. N 02/17-В по видам и периодам поставленных коммунальных ресурсов начиная с 12 октября 2018 г. до окончания срока действия указанного договора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральное государственное казенное учреждение "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Федерального государственного казенного учреждения "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя ОАО "Объединенная дирекция жилищно-коммунального хозяйства Пушкинского муниципального района Московской области", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя Федерального государственного казенного учреждения "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В обоснование истец указал, что является ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов (холодное водоснабжение. Горячее водоснабжение. Отопление) многоквартирных домов 4,5 по ул. Русакова г. Пушкино.
Ответчик является управляющей организацией в указанных МКД.
Истец осуществляет поставку в МКД коммунальных ресурсов на основании договора от 01.02.2018 N 01/17-Т - с 01.01.2017, до указанной даты - по договору от 01.09.2016 N 4/16-Т (теплоснабжение), договора от 01.06.2018 N 02/17-В (холодное водоснабжение).
Обязанность по сбору платежей с потребителей ответчик с 24.08.2017 исполняет с привлечением ООО "МосОблЕИРЦ", которое принимает платежи и перечисляет их истцу. При перечислении платежей ООО "МосОблЕИРЦ" не указывает в платежных документах их расшифровку по видам коммунальных ресурсов и периодам их поставки.
При этом, договорами (п. 5.6 договора N 01/17-Т, п. 9.5 договора N 02/17-В) предусмотрена обязанность ответчика обеспечить предоставление истцу расшифровок поступивших платежей по виду и периоду поставленного коммунального ресурса.
В претензии к ответчику от 19.10.2018 истец потребовал от ответчика исполнения указанных обязательств, после чего обратился в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Требование о понуждении исполнить обязательство должно быть исполнимым.
Пунктом 5.6 договора N 01/17-Т предусмотрено, что при привлечении третьих лиц для выполнения обязательств за исполнителя по осуществлению платежей за поставленные коммунальные ресурсы (п. 3.4.3 договора) исполнитель обязан информировать РСО о заключенном договоре и обеспечить предоставление в адрес РСО расшифровки поступающих от третьих лиц платежей по виду и периоду поставленного коммунального ресурса.
Пунктом 9.5 договора N 02/17-В предусмотрено, что при привлечении третьих лиц для выполнения обязательств за исполнителя по осуществлению платежей за поставленные коммунальные ресурсы (п. 4.4.6 договора) исполнитель обязан информировать РСО о заключенном договоре и обеспечить предоставление в адрес РСО расшифровки поступающих от третьих лиц платежей по виду и периоду поставленного коммунального ресурса.
Согласно п. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - правила N 124) договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (п. 16 правил N 124).
Согласно п. 17 правил N 124, существенными условиями договора ресурсоснабжения являются: а) предмет договора (вид коммунального ресурса); б) дата начала поставки коммунального ресурса; в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса; г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса; д) порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений и (или) потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса; е) порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу; ж) иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с п. 18 правил N 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия: а) условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса; б) порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги; б(1)) порядок взаимодействия сторон при проведении проверки показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии для многоквартирного дома (индивидуального прибора учета для жилого дома) с целью выявления отклонений значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, предусмотренных Правилами организации теплоснабжения и включаемых в договор теплоснабжения, за пределы их разрешенных отклонений; в) условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем), а также обязанность сторон по информированию о выявлении несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам и порядок взаимодействия при выявлении такого подключения, в том числе порядок осуществления перерасчетов по оплате коммунальных ресурсов; г) определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома - индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; д) обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным; д(1)) обязательства сторон по подписанию актов, фиксирующих показания коллективных (общедомовых) приборов учета на момент прекращения обязательств управляющей организации, в том числе в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации или в связи с прекращением или аннулированием лицензии управляющей организации на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия); е) обязанность исполнителя уведомлять ресурсоснабжающую организацию о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей ресурсоснабжающей организации участвовать в таких проверках; е(1)) обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил; ж) обязанность исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам. При этом расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения; з) порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанном случае (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг); з(1)) обязательства сторон по передаче информации, предусмотренной нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), по форме и в сроки, которые установлены такими актами, - в случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении такой социальной нормы; и) иные условия, указанные в нормативных правовых актах в сфере ресурсоснабжения, а также условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Изложенными нормами, иными правовыми актами, обязанности управляющей организации по сообщению ресурсоснабжающей организации испрашиваемой ею информации о расшифровках поступивших платежей по видам и периодам поставленных коммунальных ресурсов, а также порядка их предоставления, не предусмотрено.
Указанными истцом пунктами договоров не определен порядок и сроки предоставления данной информации.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом не доказаны правомерность испрашиваемого требования к ответчику об обязании предоставить данную информацию, отсутствие нарушения данным требованием прав и интересов ответчика, а также не представлены доказательства его исполнимости.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае права истца не нарушены. В случае, если у ответчика имеется задолженность перед истцом, истец вправе взыскать ее в самостоятельном порядке, отсутствие расшифровки платежей в этом случае не является препятствием для защиты прав истца.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.07.2019 по делу N А41-28351/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28351/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПОГРАНИЧНЫЙ АРХИВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: ОАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ДИРЕКЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"