город Томск |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А03-2673/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Логачева К.Д., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (N 07АП-7765/19), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.07.2019 по делу N А03-2673/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирская тепловая производственная компания" (ИНН 2223613861, ОГРН 1162225094624), п. Научный городок, г. Барнаул, Алтайский край к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (ИНН 2221177627, ОГРН 1102225002923), г. Барнаул, Алтайский край о признании незаконным и отмене постановления N 1/2019 от 01.02.2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская тепловая производственная компания" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "СТПК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее по тексту - административный орган, Управление) об отмене постановления о назначении административного наказания N 1/2019 от 01.02.2019.
Решением от 04.07.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 14.11.2018 в Управление поступило обращение гражданки по вопросу законности ценообразования на услуги в сфере теплоснабжения. Управлением выявлено, что Обществом оказываются услуги по теплоснабжению без установления соответствующего тарифа.
По данному факту в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по результатам рассмотрения которого 01.02.2019 вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество не подлежит привлечению к административной ответственности за вменяемое правонарушение, административным органом не доказано наличие состава правонарушения.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.6 КоАП РФ, являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица.
Объектом данного административного правонарушения является установленный государством порядок регулирования цен (тарифов).
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, составляют действия: занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено с прямым умыслом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, следующие обстоятельства:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 названного Указа Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации праве определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены соответствующие перечни, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов на электрическую и тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, - гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные потребительские рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями.
Таким образом, государственное регулирование цен (тарифов) в отношении услуг на холодное водоснабжение и водоотведение, оказываемых организациями коммунального комплекса, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее- Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении) установление тарифов в сфере теплоснабжения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 Положения об Управлении по тарифам, утверждено Постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695, к основным задачам Управления относится, в том числе установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Пунктом 4.21 Положения N 695 закреплено, что Управление по тарифам осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых им цен (тарифов) и проводит проверку хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины указанных цен (тарифов) и правильности их применения, кроме организаций систем газоснабжения.
Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение), устанавливает порядок и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)).
Согласно пункту 5 Положения государственный контроль (надзор) осуществляется посредством: а) проверок: юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) - при осуществлении федерального государственного контроля (надзора); органов местного самоуправления поселений, городских округов, осуществляющих переданные им полномочия в области регулирования тарифов, -при осуществлении регионального государственного контроля (надзора); б) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок), органами местного самоуправления поселений, городских округов, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов, а также мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в коммунальном комплексе, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее -систематическое наблюдение и анализ); в) рассмотрения (при осуществлении государственного контроля (надзора) в части соблюдения стандартов раскрытия информации) ходатайств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об изменении применения утвержденных в установленном порядке форм и (или) периодичности предоставления информации (далее ходатайства); г) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Предметом проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) является, в том числе, в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по передаче тепловой энергии, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения требований, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также соблюдение стандартов раскрытия информации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (подпункт "д" пункта 6 Положения).
В этой связи частью 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Законом о теплоснабжении предусмотрено, что тарифы на услуги в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности (статья 8 Закона).
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении закреплено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия - устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно пункту 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее по тексту - Правила регулирования N 1075), регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов, заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования.
В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании заключенных концессионного соглашения или договора аренды и метод регулирования для такой регулируемой организации предусмотрен конкурсной документацией и согласован органом регулирования в порядке, установленном настоящими Правилами, подача заявления о выборе метода регулирования тарифов не требуется.
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования N 1075, в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Из материалов дела следует, что в действиях общества усматриваются формальные признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Между тем, согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что на основании протокола от 28.09.2018 N 14 заседания комиссии при Администрации Косихинского района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Косихинского района (л.д. 17-18, т. 1) между Обществом и администрацией района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом заключен договор аренды муниципального имущества N 1 от 28.09.2018 (л.д. 20-27, т. 1) с целью обслуживания, содержания и обеспечения бесперебойной работы объектов теплоснабжения, предоставления потребителям качественных услуг по теплоснабжению.
На основании данного договора Общество фактически осуществляло регулируемый вид деятельности в период отопительного сезона 2018-2019 годов. До этого в период сезона 2017-2018 года в Косихинском районе услуги теплоснабжения оказывались МУП "Косихинские районные коммунальные системы", которому решением управления по тарифам N 577 от 16.12.2016 (л.д. 105-107, т.1) были установлены тарифы на тепловую энергию. С января 2018 года тарифное решение утратило силу, МУП "КРКС" было признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Кроме того из материалов дела следует, что Общество обратилось в Управление с заявлением об установлении тарифа 18 февраля 2019 года. Однако Управление, дав оценку договору аренды имущества, и признав его незаключенным отказало в установлении тарифа на тепловую энергию со ссылкой на то, что ООО "СТПК" нельзя отнести к теплоснабжающим организациям с учетом приведенных норм законодательства.
Пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Апелляционная коллегия арбитражного суда приходит к выводу, что административный орган не представил доказательства наличия в действиях общества вины в совершении правонарушения, а именно: имелась ли возможность у общества не совершать административное правонарушение; могло ли общество вообще не оказывать услугу при том, что с января 2018 года тарифное решение утратило силу, МУП "КРКС" было признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Следует отметить, что оспариваемым постановлением административный орган привлек общество к административной ответственности за нарушение порядка регулирования цен, выразившегося в неутверждении соответствующих тарифов.
Между тем, в постановлении не указано, в чем именно выразилось нарушение установленного порядка, равно как не указаны тарифы подлежащие применению заявителем в создавшейся в муниципальном образовании ситуации.
Оказание обществом услуг по теплоснабжению без проведения конкурса не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Доказательств отнесения Общества к теплоснабжающей организации, Управлением не представлено. Доказательств занижения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижения установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) административным органом также не представлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается, что административным органом не доказано наличие состава вмененного Обществу правонарушения, что указывает на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности. Кроме того, Общество действовало в условиях чрезвычайной ситуации, на основании протокола от 28.09.2018 N 14 заседания комиссии при Администрации Косихинского района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Косихинского района (л.д. 17-18, т. 1).
Более того, при привлечении Общества к административной ответственности, по тем же самым основаниям, в отношении директора Общества Старостенко Станислава Анатольевича вынесено постановление о назначении административного наказания N 2/2019 предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Данное постановление было оспорено в суде общей юрисдикции.
Вступившим в законную силу решением Косихинского районного суда Алтайского края от 15.04.2019 по делу N 12-3/2019, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Суд установил, что у Общества, в сложившихся обстоятельствах, отсутствовала реальная возможность по установлению тарифа.
Изложенные обстоятельства имеют существенный характер, поскольку не позволяют определить наличие в действиях общества всех элементов состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, что также в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ свидетельствует о существовании неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, которые толкуются в его пользу.
Согласно статье 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является самостоятельными обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, административным органом не доказано наличие состава вмененного Обществу правонарушению, что указывает на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы направленные на переоценку верно установленных по делу обстоятельств судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения по основаниям, установленным статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.07.2019 по делу N А03-2673/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2673/2019
Истец: ООО "Сибирская тепловая производственная компания"
Ответчик: Управление АК по государственному регулированию цен и тарифов