г. Санкт-Петербург |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А56-112929/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Глазкова Е.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Гонтарук В.Б. по доверенности от 24.05.2019;
от ответчиков (должника): 1. Демидовой Е.Г. по доверенности от 12.09.2019,
2. Муканаевой Т.И. по доверенности от 06.12.2018;
от 3-их лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22139/2019) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2019 по делу N А56-112929/2018 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску акционерного общества "Водно-коммунальное хозяйство" к 1) Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны; 2) Министерству обороны Российской Федерации
третье лицо: 1) ФГКУ "442 Военный клинический госпиталь" МО РФ;
2) акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Водно-коммунальное хозяйство" (далее - истец, ООО "ВКХ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - ФГКУ "СЗ ТУИО", Учреждение, ответчик 1) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство, ответчик 2) о взыскании 11 181 334 рублей 42 копеек задолженности за потребленную воду и услуги водоотведения за период с 11.11.2016 по 31.03.2018 по объектам Аптека и Поликлиника, расположенным по адресам: Всеволожский район, Ленинградская область, д. Агалатово, д. 159 и 168.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "442 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны (далее - третье лицо 1, ФГКУ "442 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны); акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - третье лицо 2, АО "ГУ ЖКХ").
Решением суда от 04.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Исковые требования ООО "ВКХ" не обоснованы по праву и не подтверждены фактическими обстоятельствами.
Суд не указал в решении причины отклонения доводов ответчиков о необходимости заключения между ООО "Водно-коммунальное хозяйство" и ФГКУ "СЗ ТУИО" государственного контракта.
По мнению Министерства, суд незаконно отклонил довод ответчиков о том, что истцом не было доказано потребление коммунального ресурса именно ФГКУ "СЗ ТУИО", вместе с тем, обязанность оплачивать ресурс возникает непосредственно у потребителя (определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 303-ЭС15-6562), согласно которому факт получения лицом ресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате энергоресурса возникло именно у фактического получателя.
По мнению Министерства, расчет истца не обоснован. Министерством обороны Российской Федерации в суд первой инстанции был представлен ответ Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций (вх. N 28/4/8430 от 27.11.2018) с контррасчетом, однако суд его не принял во внимание.
В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения претензионного порядка.
17.09.2019 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ФГКУ "СЗ ТУИО" поступил отзыв на апелляционную жалобу Министерства, в котором Учреждение поддерживает доводы жалобы ответчика N 2.
18.09.2019 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ООО "ВКХ" поступил отзыв на апелляционную жалобу Министерства, в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
19.09.2019 в судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в жалобе Министерства.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Истец в отсутствие договорных отношений по водоснабжению и водоотведению с 06.11.2015 фактически оказывает услуги по отпуску холодной (питьевой) воды и приему сточных вод в отношении объектов "Аптека" (Ленинградская область, Всеволожский район, д. Агалатово, д. 168) и "Поликлиника" (Ленинградская область, Всеволожский район, д. Агалатово, д. 159), находящихся в собственности Российской Федерации и закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.
Представителями истца проведены проверки объектов энергоснабжения (аптеки и поликлиники), в ходе которых выявлен факт самовольного пользования системами водоснабжения и водоотведения без заключения в установленном порядке договора водоснабжения и водоотведения. Результаты проверок отражены в актах контрольных проверок технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения от 10.11.2016 и 31.03.2017.
ООО "ВКХ" произвело расчет стоимости бездоговорного потребления воды и принятия стоков за период с 10.11.2016 и 31.03.2017 и направило Учреждению претензию от 04.04.2018 с требованием произвести оплату за поставленную на спорые объекты воду и принятые сточные воды в размере 11 181 334 рублей 42 копеек.
Поскольку Учреждение в добровольном порядке не оплатило начисленную по результатам проверок стоимость услуг водоснабжения и водоотведения, ООО "ВКХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, и Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Из пункта 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ следует, что к договору водоснабжении применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора водоснабжения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 776 сбор сведений о показаниях приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом, если иное не предусмотрено договором. Абонент предоставляет организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1 -е число месяца, следующего за расчетным месяцем, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации. Такая информация направляется организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, телефонограмма, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет), позволяющим подтвердить получение организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, указанной информации.
В пункте 14 Правил N 776 указано, что осуществление коммерческого учета воды расчетным способом допускается в следующих случаях:
1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) в случае неисправности прибора учета;
3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил N 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяется, в частности, метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правила N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.
Пунктом 23 Правил N 776 предусмотрено, что при нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом 3 этих Правил.
Довод о том, что истец не доказал, что в спорный период ответчик 1 фактически владел и пользовался зданием поликлиники, расположенное Ленинградская область, дер. Агалатово, дом 159 и зданием аптеки, расположенное Ленинградская область, дер. Агалатово. дом 168 (далее - Спорные объекты), отклоняется апелляционным судом.
Так, в письме временно исполняющего обязанности руководителя ответчика 1 А.И. Прядкина, который в ответе на запрос МП "Агалатово - Сервис" (организация осуществляющая поставку ресурса до 06.11.2015) N 141/2-4562 от 12.04.2012 сообщил, что спорные объекты принадлежат на праве собственности Российской Федерации и состоят на балансе ответчика 1 (л.д. 59).
ФГКУ "СЗТУИО" МО РФ реорганизовано в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных частей и государственных учреждений Министерства Обороны РФ" в том числе ФГУ "Осинорощинская КЭЧ".
В ЕГРЮЛ ФГУ "Осинорощинская КЭЧ" внесены сведения о способе прекращения юридического лица - путем реорганизации в форме присоединения. В графе сведения о правопреемнике указано - Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547.
В соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Между ФГУ "Осинорощинская КЭЧ" и ФГКУ "СЗ ТУИО" подписан передаточный акт от 31.05.2011, составленный в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 (л.д. 69-70).
В соответствии с указанным актом Федеральным государственным учреждением "Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района" были переданы ответчику 1 имущество, документация, а также все права и обязанности ФГУ "Осинорощинская КЭЧ", в т.ч. объекты Аптека и Поликлиника (л.д. 71-72).
Спорные объекты переданы по договору от 11.05.2012 N 14 в безвозмездное пользование ФГКУ "442 Военный клинический госпиталь" Министерства Обороны России (л.д. 155-166). В соответствии с разделом 1 договора ссуды ответчик 1 является балансодержателем спорных объектов.
Кроме того, в ходе рассмотрения арбитражных дел N А56-89099/2015, N А56-88947/2016 о взыскании с ответчиков задолженности за бездоговорное потребление воды и прием сточных вод за предыдущий период по зданиям аптеки и поликлиники, ответчики занимали аналогичную позицию по отношению к спорным объектам.
Судебными актами по указанным делам установлена принадлежность спорных объектов ФГКУ "СЗТУИО".
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Довод Министерства о том, что к спорным правоотношениям подлежали применению положения Закона N 44-ФЗ, является необоснованными и противоречит правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.
Как указано в пункте 39 Обзора, положения Закона о газоснабжении, Закона об электроэнергетике, Закона о теплоснабжении и Закона о водоснабжении и водоотведении в редакции Закона N 307-ФЗ носят специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе N 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Довод о том, что ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России не является лицом, обязанным заключить договор водоснабжения и водоотведения с истцом подлежит отклонению.
Указанный довод опровергается содержанием пункта 3.1.5 названного договора от 11.05.2012 N 14, в соответствии с которым ответчик N 1 принимает на себя обязательства заключить необходимые договоры на предоставление коммунальных услуг и техническую эксплуатацию Объектов и оплачивать коммунальные, административно - хозяйственные, эксплуатационные и др. услуги, связанные с надлежащим содержанием, поддержанием в исправном состоянии, осуществлением текущего ремонта Объектов, в течении срока действия договора ссуды.
Из пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.98 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", следует, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что расчет объемов водоснабжения и водопотребления за спорный период должен определяться на основании показаний приборов учета за фактически потребленный ресурс.
Из материалов дела следует, что в актах контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения от 10.11.2016, составленных истцом в отношении спорных объектов (аптека и поликлиника), отражено наличие приборов учета. Однако, в акте указано на отсутствие паспортов и актов допуска приборов учета в эксплуатацию (л.д. 14, 16).
Ни Учреждение, владеющее спорными объектами на праве оперативного управления, ни ФГКУ "442 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны, которому спорные объекты переданы в пользование на основании договора безвозмездного пользования от 11.05.2012 N 14, не представили доказательств передачи ресурсоснабжающей организации показаний приборов учета, установленных на спорных объектах.
В силу подпункта "в" пункта 14 и пункта 23 Правил N 776, пункта 3 части 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ непредставление Обществу показаний приборов учета за спорный период влечет применение расчетного способа.
Частью 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ установлены случаи коммерческого учета расчетным способом, в число которых включены следующие:
1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) в случае неисправности прибора учета;
Как следует из пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года N 776:
Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:
а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев.
Таким образом, при самовольном 9бездоговорном) пользовании системами центрального водоснабжения и водоотведения количество (объем) отпущенного ресурса определяется расчетным способом, то есть с использованием метода учетной пропускной способности. Этот вывод соответствует положениям частей 4и 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, пунктов 14-16 Правил N 776.
Вопреки доводам жалобы, ответчиком не представлены надлежащие доказательства передачи объектов во владение АО "ГУ ЖКХ", равно как и доказательства того, что между АО "ГУ ЖКХ" и истцом заключен договор на оказание услуг водоснабжения и водоотведения.
Коллегия судей пришла к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2019 по делу N А56-112929/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112929/2018
Истец: ООО "ВОДНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Третье лицо: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", ФГКУ "442 Военный клинический госпиталь" МО РФ