город Ростов-на-Дону |
|
23 сентября 2019 г. |
дело N А32-13619/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Авто Транс Тур" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2019 по делу N А32-13619/2019, принятое судьей Шкира Д.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авто Транс Тур" к заинтересованному лицу Межрегиональному Управлению государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АВТО ТРАНС ТУР" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея (далее - заинтересованное лицо, управление, административный орган) от 24.12.2018 N 02282448 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей, о признании незаконными действий государственных инспекторов управления Козлова А.Н., Фаст П.П. по проведению проверки, аресту транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2019 в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование отказано; в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба и дополнение к ней мотивированы отсутствием вины общества в совершенном правонарушении ввиду недобросовестного поведения ФБУ "Росавтотранс", выразившегося в несвоевременном исполнении обязанности по выдаче карты маршрута; общество неоднократно обращалось за выдачей карт маршрутов. Также апеллянт настаивает на незаконности ареста спорного транспортного средства.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.11.2018 государственными инспекторами административного органа Козловым А.Н. и Фаст П.П. произведен осмотр транспортного средства заявителя.
В ходе осмотра было установлено, что водитель Облов С.В., управляя транспортным средством Мерседес Бенц-223602, г/н Х575НХ93, по путевому листу N 001843 от 21.11.2018, выданному обществом, не представил карту маршрута регулярных перевозок по маршруту N 604 "г. Краснодар - г. Ялта".
Результаты проверки зафиксированы в акте осмотра транспортного средства от 21.11.2018 N 02-236-001.
По требованию государственного инспектора административного органа водитель транспортного средства карту маршрута регулярных перевозок не предоставил.
Административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 21.12.2018 N 02181679.
Также 21.11.2018 был составлен протокол об аресте транспортного средства Мерседес Бенц-223602, г/н Х575НХ93. Согласно акту приема-передачи от 21.11.2018 N 50 указанное транспортное средство было передано на специализированную стоянку.
Административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении от 24.12.2018 N 02282448, которым общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
На основании протокола от 09.01.2019 N 02181685 были сняты обеспечительные меры в отношении транспортного средства Мерседес Бенц-223602, г/н Х575НХ93.
Заявитель не согласился с указанным постановлением административного органа и действиями, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
Так, в части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.
Согласно части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам, предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта (часть 8).
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.
Согласно статье 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки. В карте маршрута указываются, в числе прочего, следующие сведения:
- регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок;
- наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;
- наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту;
- вид транспортного средства и класс транспортного средства;
- срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок.
Из анализа приведенных положений можно сделать вывод, что карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, которая подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, карта маршрута это тот документ, который общество должно иметь в силу действующего в настоящее время законодательства и при отсутствии которого оно может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Согласно частям 13-15 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях снижения загрузки улиц и автомобильных дорог нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации допускается установление в его границах остановочных пунктов (в том числе расположенных на территориях автовокзалов или автостанций), которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам. Эти остановочные пункты должны располагаться, если это возможно, вблизи мест пересечения подъездных автомобильных дорог с границами поселений или городских округов, в которых расположены эти остановочные пункты, а для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - с границами данных городов.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о принятии нормативного правового акта, указанного в части 13 настоящей статьи, в течение трех дней со дня его принятия. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает уведомление о принятии нормативного правового акта, указанного в части 13 настоящей статьи, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение семи дней со дня получения такого уведомления.
Если включенные в состав межрегионального маршрута регулярных перевозок автовокзал, автостанция или пути подъезда к ним не соответствуют требованиям нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусмотренным частью 13 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, осуществляющие регулярные перевозки по данному маршруту, обязаны представить заявление об изменении данного маршрута в целях приведения его в соответствие с этими требованиями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение тридцати дней со дня размещения на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уведомления о принятии указанного нормативного правового акта.
Как следует из материалов дела, водитель общества, осуществляющий регулярные перевозки, не имел при себе и не представил действующую карту маршрута регулярных перевозок.
В материалах дела имеется карта маршрута регулярных перевозок на маршрут N 604 "г. Краснодар - г. Ялта" для заявителя, срок действия карты с 12 апреля 2016 года по 14 июля 2016 года.
Факт использования обществом для осуществления регулярных перевозок пассажиров по маршруту N 604 "г. Краснодар - г. Ялта" автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок зафиксирован 21.11.2018.
При этом на момент проверки и по состоянию на 20.06.2019 информация об указанном маршруте имеется в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, размещенном на сайте Министерства транспорта Российской Федерации (http://www.mintrans.ru). Однако карта маршрута регулярных перевозок в установленном порядке заявителем не получена.
Доводы заявителя об отсутствии вины в действиях общества, не приняты судом первой инстанции. В материалы дела обращения заявителя о выдаче карт маршрута регулярных перевозок не представлено.
Обществом самовольно осуществляются регулярные пассажирские перевозки по маршруту N 604 "г. Краснодар - г. Ялта" без учета изменения порядка организации межрегиональных автобусных маршрутов, установленного с 11.01.2016, руководствуясь не подлежащей применению технологической документацией и без документального подтверждения безопасности перевозок.
Сам по себе факт обращения общества в Министерство транспорта Российской Федерации с просьбой выдать свидетельство и карты межрегиональных автобусных маршрутов не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований
В данном случае общество не проявило в полной мере обеспокоенности и заинтересованности в организации перевозки пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок на законных основаниях.
Осуществление перевозок без карты маршрута запрещено, ее отсутствие влечет невозможность осуществления перевозки независимо от причин.
Для цели определения виновности общества в рассматриваемом случае достаточно установления факта отсутствия карты маршрута при осуществлении перевозок пассажиров.
Судебная коллегия отмечает, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, обращения в министерство с вопросом о получении карты маршрута не свидетельствуют об отсутствии вины общества в совершении вмененного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции установлено, что материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
В силу статьи 27.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.
Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами, указанными в статье 27.3, части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии владельца вещей, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца.
Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. В протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.
Административным органом был произведен арест транспортного средства марки Мерседес Бенц-223602, гос. номер X 575 НХ 93, что подтверждается протоколом об аресте транспортного средства от 21.11.2018 N 02181473.
Из материалов дела следует, что арест спорного транспортного средства осуществлен должностными лицами административного органа ввиду регулярных и целенаправленных нарушений, совершаемых заявителем, и является вынужденной мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая применена в целях пресечения административного правонарушения.
Опрошенный 03.12.2018 в качестве свидетеля директор Краснодарского автовокзала АФ "Кубаньпассажиравтосервис" Слезкин А.В. подтвердил, что по межрегиональному автобусному маршруту регулярных перевозок N 604 "г. Краснодар - г. Ялта" ежедневно по расписанию в 20 час. 30 мин. от Краснодарского автовокзала отправляется автобус общества, билеты на рейсы которого продаются в кассах автовокзала. АФ "Кубаньпассажиравтосервис" с обществом заключен договор N 208 от 19.11.2013 на оказание услуг на объектах транспортной инфраструктуры, включенных в состав указанного маршрута в качестве остановочных пунктов.
Распечатки страниц сайтов по продаже билетов, имеющиеся в материалах административного дела также подтверждается, что через них реализуются электронные билеты на автобусы предприятия по маршруту "г. Краснодар - г. Ялта".
Таким образом, у административного органа имелись достаточные правовые основания для применения в отношении общества меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста транспортного средства с целью пресечения факта правонарушения. Нарушений действующего законодательства при проведении процедуры ареста транспортного средства марки Мерседес Бенц-223602, г/н X 575 НХ 93 не допущено.
Согласно материалам дела, государственный инспектор управления Козлов А.Н. произвел опись и осмотр транспортного средства, при аресте осуществлялись видео и фото-фиксации. В протоколе ареста от 21.11.2018 N 02181473 указано, что о составлении данного протокола руководитель общества Андреев А.С. уведомлен надлежащим образом при помощи смс-уведомления с телефона 89628560990 на телефон 89282288855, транспортное средство опечатано. Кроме того, составлен акт приема-передачи транспортного средства на специализированную стоянку от 21.11.2018 N 50.
Из вышеизложенного следует, что административный орган в целях пресечения административного правонарушения правомерно наложен арест на транспортное средство.
09.01.2019 транспортное средство Мерседес Бенц-223602, г/н X575НХ93 возвращено заявителю в связи с вступлением в законную силу оспариваемого постановления на основании заявления директора общества от 09.01.2019.
Таким образом, действия должностных лиц по применению обеспечительной меры в виде ареста транспортных средств правомерны и обоснованы.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.
Привлечение общества к ответственности произведено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях общества малозначительности рассматриваемого правонарушения, поскольку состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.
Оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции у судебной коллегий не имеется.
Назначенное обществу административное наказание соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Кроме того, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного обществом ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности как документально необоснованного. Довод общества о том, что срок пропущен в результате ожидания возврата арестованного транспортного средства судом также не принят, так как меры по аресту транспортного средства были сняты 09.01.2019, в суд с настоящим заявлением общество обратилось 26.03.2019, то есть за пределами срока обжалования.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2019 по делу N А32-13619/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13619/2019
Истец: ООО "Авто Транс Тур"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, МУГАДН по КК и РА