г. Санкт-Петербург |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А56-124159/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Медведевой И.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: представители Кондратьева С.В. по доверенности от 29.01.2019, Парфенова Е.К. по доверенности от 08.02.2019
от ответчика: представитель Пономарева О.С. по доверенности от 06.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22290/2019) ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2019 по делу N А56-124159/2018 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску акционерного общества "Водоканал - Мытищи"
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
о взыскании
установил:
акционерное общество "Водоканал-Мытищи" (141009, Московская обл., г. Мытищи, Станция Водопроводная, владение 4В, строение 1, ОГРН: 1065029000101, далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (191055, г. Санкт-Петербург, пл. Дворцовая, д. 10, ОГРН: 1117847144876, далее - ФКУ "ОСК ЗВО", Учреждение) о взыскании 479 628 руб. 97 коп. неосновательного обогащения.
Решением от 25.06.2019 арбитражный суд первой инстанции взыскал с федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" в пользу акционерного общества "Водоканал-Мытищи" 479 628 руб. 97 коп. неосновательного обогащения, 12 593 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение обжаловано ФКУ "ОСК ЗВО" в апелляционном порядке.
Податель жалобы просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе ОАО "Водоканал-Мытищи" в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие доказательств принадлежности объектов, на которые осуществлялись услуги, на каком-либо праве ответчику ФКУ "ОСК ЗВО". По мнению заявителя, возможность оказания услуг для государственных или муниципальных нужд возможно посредством заключения письменного контракта; удовлетворение иска станет двойным взысканием бюджетных средств, поскольку обязанности по обеспечению и поддержанию надлежащего функционирования объектов имущественного комплекса возложены на АО "ГУ ЖКХ"; между АО "ГУ ЖКХ" и Минобороны России заключен государственный контракт от 21.09.2015 N 5-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Минобороны России, который действовал в период с 01.11.2015 по 31.10.2016. Таким образом, по утверждению заявителя, ФКУ "ОСК ЗВО" не является надлежащим ответчиком по настоящему делу и полагает, что надлежащим ответчиком является АО "ГУ ЖКХ". Заявитель полагает, что счет, счет-фактура, составленные в одностороннем порядке, факт их выставления в адрес потребителя, не являются доказательствами факта и объема оказанных услуг лицом, оформившим указанные документы; в адрес ФКУ "ОСК ЗВО" не направлялись счета, счета-фактуры. Представленные в материалы дела акты и счета-фактуры подписаны представителями истца в одностороннем порядке, сверка расчетов сторонами не производилась.
От Предприятия поступил отзыв на жалобу с возражениями против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на неё.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, в соответствии с Постановлением Главы городского поселения Мытищи от 28.06.2013 N 1080 ОАО "Водоканал-Мытищи" присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории городского поселения Мытищи.
В период с 01.11.2015 по 31.12.2015 Предприятие поставляло питьевую воду на объекты, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации, расположенные в г.Мытищи Московской области, и принимало от них сточные воды.
В отсутствие оплаты за предоставленные услуги, ссылаясь на несвоевременное исполнение обязательств по договору водоснабжения и водоотведения N 190Е от 01.11.2015, Предприятие обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АО "ГУ ЖКХ" (обособленное подразделение "Солнечногорское" о взыскании 479 628 руб. 97 коп. задолженности,.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2017 по делу N А40-7561/17- 17-72 в иске к АО "ГУ ЖКХ" о взыскании задолженности в размере 479 628 руб. 97 коп. было отказано.
Согласно решению АО "ГУ ЖКХ" не является обязанной стороной по заключению договора водоснабжения и водоотведения в отношении объектов, принадлежащих Министерству обороны, поскольку данные объекты ему не принадлежат, а обязанность по заключению прямых договоров на услуги водоснабжения и водоотведения возложена на Министерство обороны в лице Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Западного военного округа.
Предприятие обратилось в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации с письмом N П-614 от 07.06.2018, в котором просило определить порядок произведения оплаты за потребленные ресурсы воинскими частями, расположенными на территории Мытищинского района, за период с 01.11.2015 по 31.12.2015.
Аналогичное письмо N П-707 от 09.06.2018 было также направлено истцом в Министерство обороны Российской Федерации.
В ответ на данные обращения из Министерства обороны в адрес истца поступили письма от 14.06.2018 N 370/6352 и от 31.07.2018 N 370/7988, из которых следовало, что в указанный период между Министерством обороны Российской Федерации и открытым акционерным обществом "Водоканал-Мытищи" договорные отношения отсутствовали, а обязанность по заключению договоров на поставку коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями Московской области в период с 01.11.2015 по 31.12.2015 была возложена на федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа".
15.08.2018 Предприятие направило в адрес ФКУ "ОСК ЗВО" претензию исх./П-835, с требованием погасить задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.11.2015 по 31.12.2015 в сумме 479 628 руб. 97 коп.
В обоснование начислений Предприятие приложило счета на оплату от 31.07.2018 N N 951, 952, 953, 954 за ноябрь и декабрь 2015 года, копию решения Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2017 по делу NА40-7561/17-17-72 и копию письма Министерства обороны Российской Федерации от 31.07.2018 N370/7988.
Отсутствие удовлетворения претензии послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования истца обоснованными.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, в частности водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Договорные отношения по водоснабжению и водоотведению в отношении ФКУ "ОСК Западного военного округа" между Предприятием ВКХ и потребителем не оформлены.
В соответствии с пунктом 68 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644) введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении следующих социально значимых категорий абонентов (объектов абонентов), к которым отнесены, в том числе, медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, воинские части Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии пунктом 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Факт поставки истцом питьевой воды на объекты, принадлежащие Министерству обороны, и оказания услуг водоотведения в отсутствие договорных отношений подтверждается материалами дела, в которое представлены счета, расчеты, подтвержденные установленными тарифами, карточки показаний приборов учета, другие доказательства. Представленный истцом расчет суммы неосновательного обогащения проверен судом и признан правильным, не противоречащим действующему законодательству.
Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" - отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Факт оказания услуг подтверждается материалами дела.
Учреждение не представило контррасчет задолженности с указанием ошибок при определении объема потребления в спорный период.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части документально не подтверждены.
Апелляционный суд признает несостоятельным довод подателя жалобы о том, что требования Предприятия не подлежат удовлетворению без заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственного контракта.
Положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) носят специальный характер по отношению к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения.
Ссылка ответчика на государственный контракт от 21.09.2015 N 5-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Минобороны России, который действовал в период с 01.11.2015 по 31.10.2016, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
В данном случае правоотношения сторон связаны с оказанием истцом услуг водоснабжения и водоотведения. Государственный контракт от 21.09.2015 N 5-ТХ заключен на поставку тепловой энергии. Кроме того, ОАО "Водоканал-Мытищи" не является стороной контракта, в связи с чем, его условия не порождают прав и обязанностей у Предприятия.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2019 по делу N А56-124159/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-124159/2018
Истец: АО "Водоканал - Мытищи"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЗАПАДНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"