г. Ессентуки |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А63-666/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исрепиловой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2019 по делу N А63-666/2019 (судья Демкова Н.В.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экоконсалт" (ОГРН 1132651001394, ИНН 2615801200, г. Новоалександровск), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, г. Москва), в лице филиала по Южному военному округу г. Ростов-на-Дону, о признании решений об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по подготовке документов для получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод для отдела N 6 (г. Ставрополь) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО недействительными, при участии в судебном заседании представителя ООО "Экоконсалт" - Семеновой К.С. (по доверенности от 21.02.2019),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эконконсалт" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала по Южному военному округу г. Ростов-на-Дону (далее - ответчик, учреждение) о признании решений филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО от 24.09.2018, 11.10.2018 об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по подготовке документов для получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод для отдела N 6 (г. Ставрополь) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО от 27.09.2017 N 791753 недействительными (с учетом уточненных требований).
Решением суда первой инстанции от 25.06.2019 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал решение филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО от 11.10.2018 об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по подготовке документов для получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод для отдела N 6 (г. Ставрополь) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО от 27.09.2017 N 791753 недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что у учреждения отсутствовали основания для отказа от контракта в связи с невыполнением обществом предусмотренных контрактом работ в установленный срок. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано, с указанием на то, что решение учреждения от 24.09.2018 не было опубликовано в ЕИС, что не повлекло правовых последствий для общества и не нарушило права ООО "Экоконсалт".
В апелляционной жалобе учреждение просит решение суда от 25.06.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что у ответчика отсутствовали основания для отказа от контракта в связи с тем, что учреждение свои обязательства по предоставлению исходных данных и требуемых документов, необходимых для выполнения исполнения услуг по контракту, не исполнило. Порядок расторжения контракта ответчиком не был нарушен.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 27.09.2017 между ООО "Эконконсалт" (исполнитель) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (заказчик) заключен контракт N 791753 на оказание услуг по подготовке документов для получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод для отдела N 6 (г. Ставрополь) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО, а именно: оформление паспортов водозаборных сооружений, с согласованием Ставропольского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу" (при необходимости), выезд на место расположения водозаборных скважин для их обследования, получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (при необходимости, для объектов лицензирования, используемых для целей питьевого водоснабжения), сбор и анализ фондовых данных и сведений о гидрогеологической изученности и характеристике объектов лицензирования, подготовка заявочных пакетов документов для получения лицензий на право пользования недрами в соответствии с объемами добычи подземных вод, видами целевого назначения использования подземных вод и в отношении водозаборных скважин, представление от имени заказчика заявочного пакета документов для получения лицензий на право пользования недрами в территориальный орган федерального органа управления государственным фондом недр (для объектов лицензирования с объемом добычи подземных вод, превышающим 500 м3 ) или уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края для объектов лицензирования с объемом добычи подземных вод, не превышающим 500 м3 ), получение по результатам рассмотрения лицензирующим органом заявочных пакетов документов лицензий на право пользования недрами с целью добычи подземных вод или с целью геологического изучения и добычи подземных вод в отношении скважин: N УС0000000493 по адресу: Ставропольский край, Буденновский район, с. Новая Жизнь, участок N 8, кор. А, аэродром Буденновск, в/г 2, объемом суточного потребления 92,4 м3 /сут, N 3082-А по адресу: Ставропольский край, г. Буденновск, микрорайон "Северный", в/г 6, объемом суточного потребления 263,5 м3/сут, N 3080 по адресу: Ставропольский край с. Покойное, в/г 7, объемом суточного потребления 1282,3 м3/сут, по адресу: Ставропольский край, пос. Комсомолец, в/г 1А, объемом суточного потребления 53 м3/сут. (далее - контракт).
Пунктом 1.4 контракта установлен срок оказания услуг по 31.12.2017.
Письмом N 2230 от 27.09.2017 исполнитель запросил у заказчика документы и исходных данные, необходимые для исполнения услуг по контракту согласно действовавшему в тот период Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2004 N 710 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности".
Заказчик предоставил исполнителю запрошенные документы частично (письмо N 370/0/5/6-1012/1 от 27.09.2017).
29.09.2017 года исполнитель запросил у заказчика подлинники или заверенные копии действующих проектов зон санитарной охраны скважин, являющихся предметом контракта.
Письмом N 370/0/5/6-1031/1 от 29.09.2017 заказчик сообщил исполнителю о невозможности предоставления проектов зон санитарной охраны в связи с их отсутствием.
03.10.2017 года исполнитель запросил у заказчика заверенные копии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, выданные ранее на имя филиала "Ставропольский" ОАО "Славянка", ранее использовавшего скважины, являющиеся предметом контракта, а также заверенные копии протоколов лабораторных исследований воды из артезианских скважин, также являющихся предметом контракта
Письмом N 370/0/5/6-1096/1 от 06.10.2017 заказчик предоставил исполнителю сканированные копии выданных ранее на ОАО "Славянка" санитарно-эпидемиологических заключений и сообщил о том, что заказчиком будет направлен запрос о предоставлении надлежащим образом заверенных копий в адрес ФГКУ "1002 ЦГСЭН" МО РФ.
09.10.2017 года исполнитель запросил у заказчика перечень имеющихся в штате ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России специалистов, имеющих допуск к обслуживанию скважин с приложением заверенных копий удостоверений на право работы на объектах, являющихся предметом контракта, либо, в случае отсутствия таких специалистов, перечень организаций, привлекаемых заказчиком для осуществления ремонтных работ с приложением заверенных копий договоров подряда.
01.10.2017 года заказчик сообщил исполнителю о невозможности предоставления указанных документов в связи с их отсутствием.
Письмами N 2253 от 16.10.2017 и N 2268 от 24.10.2017 исполнитель запросил у заказчика заверенную копию программы мониторинга подземных вод артезианских скважин, указанных в техническом задании к контракту, в ответ на которые заказчик сообщил о невозможности ее представления в связи с отсутствием.
19.10.2017 года исполнитель запросил у заказчика сведения, включающие информацию о водозаборе, о сооружениях и сетях водоснабжения, об объектах с которыми граничат артезианские скважины и сооружения водоснабжения, о возможных источниках загрязнения, о наличии либо отсутствии в радиусе 30 метров от артезианских скважин промышленных предприятий, объектов жилой застройки, иных объектов, об утвержденных зонах санитарной охраны водозаборных сооружений и сетей водоснабжения.
Письмом N 370/0/5/6-1239/1 от 24.10.2017 заказчик сообщил исполнителю о невозможности предоставить требуемую информацию.
Протоколом N 1 совещания руководителей и ответственных лиц, подписанным заказчиком, получено одобрение действий исполнителя, предпринятых для разработки проектов зон санитарной охраны, а также согласована невозможность исполнения контракта в установленный срок. Проекты зон санитарной охраны согласно действующему законодательству требовались для исполнения условий контракта в части подготовки санитарно-эпидемиологических заключений в соответствии с Федеральным законом N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок", письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей N 01/4900-13- 32 "Об оформлении санитарно-эпидемиологических заключений", санитарно-гигиеническими правилами и нормативами СанПин 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.1175-02.
Письмом N 2229 от 01.12.2017 исполнитель уведомил заказчика о проведенных к 01.12.2017 работах по исполнению контракта.
В декабре 2017 года ООО "Экоконсалт" во исполнение условий контакта обратилось за получением лицензий для заказчика на право пользования недрами в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) и в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент).
Письмом министерства от 28.12.2017 N 04/1-9425 и письмом департамента от 18.12.2017 N 501-06-08/1182 поданные заявки отклонены в связи с предоставлением неполного пакета документов.
Письмом N 2276 от 07.03.2018 исполнитель гарантировал исполнение контракта в срок до 30.04.2018.
20 марта 2018 года исполнитель уведомил заказчика о ходе работ по исполнению контракта.
Письмом N 2292 от 12.04.2018 исполнитель уведомил заказчика о разработке проекта границ зон санитарной охраны скважин, проведении экспертизы воды.
Письмом N 2306 от 21.05.2018 исполнитель уведомил заказчика о приостановлении выполнения его реализации до дальнейших распоряжений заказчика.
Ответным письмом заказчик за подписью начальника Ж(Э)КО N 6 (г. Ставрополь), филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО уведомил исполнителя о признании существенными причин невыполнения заказчиком условий контракта в предусмотренные сроки, а также о признании обоснованной разработку проекта ЗСО для скважин, указанных в контракте. В письме содержится указание к продолжению работ по его исполнению.
На основании решений, принятых начальником Ж(Э)КО N 6 (г. Ставрополь), филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО, ООО "Экоконсалт" приступило к дальнейшему исполнению условий контракта.
Письмом N 2316 от 05.06.2018 исполнитель сообщил заказчику о возобновлении работ по исполнению контракта и запросил документы, требуемые согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 64 от 26.02.2018, которым изменен порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод.
В ответ на указанное письмо заказчик обязался предоставить требуемые документы в срок до 17.07. 2018.
24.08.2018 года исполнителем получены санитарно-эпидемиологические заключения, подтверждающие, что проекты зон санитарной охраны на скважины, указанные в техническом задании к контракту, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
29.08.2018 года исполнитель запросил у заказчика копии дипломов лиц, ответственных за техническое обслуживание скважин, копии рабочих программ контроля качества питьевой воды, копии учредительных документов, копию контракта с ФБУЗ "Центр гигиены" на мониторинг качества вод, информацию о нормативном расчете водопотребления, сведения об имеющейся наблюдательной сети, сведения о наличии действующих лицензий на пользование недрами, копии паспортов скважин. Указанное письмо осталось без ответа.
Письмом N 2345 от 30.08.2018, оставленным заказчиком без ответа, исполнитель запросил у заказчика предоставить в срок до 03.09.2018 сведения о наличии учетных карточек на водозаборные сооружения, расположенные в пределах заявленного участка недр и заверенную копию договора безвозмездного пользования N 44/бп от 10.11.2011.
Письмом N 2368 от 02.11.2018 исполнитель запросил у заказчика сведения о перспективах строительства в районах расположения источников хозяйственно-питьевого водоснабжения (скважин) или подтвердить отнесение данных сведений к государственной тайне.
В то же время заказчик сообщил о невозможности предоставить указанные сведения в связи с отнесением их к государственной тайне.
Письмом N 2379 от 12.12.2018, оставленным заказчиком без ответа, исполнитель вновь запросил у заказчика требуемые согласно новому Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 64 от 26.02.2018 документы с обоснованием необходимости предоставления каждого из них.
24.09.2018 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое направлено в адрес исполнителя посредством электронной почты (далее - решение от 24.09.2018).
11.10.2018 года заказчиком вновь принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - решение от 11.10.2018).
Решение от 11.10.2018 и уведомление об одностороннем отказе от контракта от 11.10.2018 N 370/У/5-3078 направлены заказчиком в адрес исполнителя и размещены в единой информационной системе.
Не согласившись с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, общество обратилось в суд с иском.
Разрешая заявленный спор суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" разъяснено, что нарушение подрядчиком сроков окончания строительных работ является существенным нарушением условий договора и может служить основанием для расторжения договора в порядке статьи 450 Гражданского кодекса.
В силу части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса). В силу статьи 310 Гражданского кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги
Согласно положениям ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 702 - 729 указанного Кодекса), если это не противоречит ст. 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг
Пунктом 10.4 контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с положениями части 2 статьи 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу положений статьи 708 ГК РФ подрядчик несет ответственность за нарушение начального, конечного и промежуточного сроков выполнения работ.
В соответствии с положениями части 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
24.09.2018, 11.10.2018 заказчик принял решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании ст. 450 ГК РФ в связи с нарушением обществом существенного условия контракта, а именно: календарных сроков оказания услуг.
В обоснование просрочки исполнения обязательств истец ссылался на непредоставление ответчиком необходимых документов для составления пакета на получение лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод или с целью геологического изучения и добычи поземных вод в отношении водозаборных скважин.
Определением от 22.04.2019 назначалась судебная экспертиза, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "ЮристКонсалт".
Согласно заключению эксперта на основании представленных заказчиком исполнителю документов у ООО "Экоконсалт" не имелось возможности составить полные заявочные пакеты на получение лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод или с целью геологического изучения и добычи подземных вод в отношении водозаборных скважин.
Судом установлено, что заказчик свои обязательства по предоставлению исходных данных и требуемых документов, необходимых для выполнения исполнителем услуг по контракту, не исполнил.
Согласно пункту 11.1 контракта ни одна из сторон контракта не несет ответственности перед другой стороной за невыполнение обязательств, обусловленное обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими помимо их воли и желания, которые нельзя предвидеть и избежать, включая изменения в действующим законодательстве.
В силу пункта 11.3. контракта в случаях наступления указанных обстоятельств, срок выполнения стороной обязательств по контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.
Письмом N 2306 от 21.05.2018 общество уведомило учреждение об изменении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод в связи со вступлением в силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 64 от 26.02.2018
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у учреждения отсутствовали основания для отказа от контракта в связи с невыполнением обществом предусмотренных контрактом работ в установленный срок - до 31.12.2017, в связи с чем односторонний отказ от исполнения контракта является незаконным.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44).
В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 95 Закона N 44 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) учреждением опубликовано решение от 11.10.2018 об одностороннем отказе от контракта и уведомление от 11.10.2018 N 370/У/5-3078 об одностороннем отказе от контракта с указанием на то, что контракт расторгнут 11.10.2018.
Решение учреждения от 24.09.2018 не было опубликовано в ЕИС, что не повлекло правовых последствий для общества и не нарушило права ООО "Экоконсалт", в связи с чем судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований в части признания недействительным решения от 24.09.2018.
Довод жалобы о том, что заказчик свои обязательства по предоставлению исходных данных и требуемых документов, необходимых для выполнения исполнителем услуг по контракту, не исполнил, а так же, что ответчик не обязан, а у истца, согласно условиям контракта, отсутствует право требовать от ответчика предоставления документов, подлежит отклонению в связи со следующим.
Обязанность заказчика предоставить необходимую для оказания исполнителем услуг по Контракту информацию и документы вытекает из самого существа обязательства, а также положений пункта 1 статьи 406 ГК РФ, согласно положениям которой кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Из материалов дела видно, что на основании представленных заказчиком исполнителю документов у ООО "Экоконсалт" не имелось возможности составить полные заявочные пакеты на получение лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод или с целью геологического изучения и добычи подземных вод в отношении водозаборных скважин.
Истец доказал, что он исполнитель, выполнив все обязательства по контракту не имел возможности осуществить оказание услуг в силу не предоставления Заказчиком требуемых документов, а также в силу того, что Техническим заданием к Контракту не было предусмотрено изготовление требуемых для получения санитарно-эпидемиологических заключений проектов зон санитарной охраны скважин.
В силу пункта 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Поскольку обязанность уведомить Заказчика о невозможности выполнения работ по контракту была исполнена Исполнителем надлежащим образом, необходимые документы Заказчиком предоставлены не были, соответственно имеет место просрочка кредитора в лице заказчика (пункт 1 статьи 406 ГК РФ), Исполнитель не является просрочившим.
Таким образом, у заказчика отсутствовали основания для отказа от контракта в связи с невыполнением обществом предусмотренных контрактом работ в установленный срок - до 31.12.2017 (статья 450.1 ГК РФ, пункт 10.5 Контракта), в связи с чем односторонний отказ от исполнения контракта является недействительным.
В соответствии с положениями ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (ст. 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Неисполнение заказчиком встречных обязанностей по контракту в силу пункта 1 статьи 719 ГК РФ предоставляет подрядчику право не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Заказчик свои обязательства по предоставлению исходных данных и требуемых документов, необходимых для выполнения исполнителем услуг по контракту, не исполнил.
В этом случае подрядчик самостоятельно избирает способ защиты нарушенных прав и от его волеизъявления зависит, будет он продолжать работу при отсутствии выполнения со стороны заказчика встречных действий по договору или нет.
Волеизъявление на приостановление работ по контракту выражено исполнителем в уведомлении о приостановлении выполнения условий контракта (письмо N 2306 от 21.05.2018 г.), на которое заказчик в своем ответе указал, что причины неисполнения контракта в срок являются существенными и исполнение контракта должно быть продолжено, однако, от предоставления последующих документов также уклонился.
Согласно п. 11.1. Контракта изменения в действующем законодательстве отнесены сторонами к обстоятельствам непреодолимой силы и признаны Заказчиком таковыми. Письмом N 2306 от 21.05.2018 г. исполнитель уведомил заказчика об изменении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод в связи со вступлением в силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26.02.2018 г. N 64э
В соответствии с пунктом 10.9. Контакта окончание срока действия Контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств по Контракту.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у заказчика оснований для отказа от Контракта в связи с невыполнением исполнителем предусмотренных Контрактом работ в срок, установленные Контрактом, т.е. до 31.12.2017 г., и незаконности одностороннего отказа от исполнения Контракта со стороны заказчика, выраженного в решения Заказчика от 11.10.2018 г. об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 791753 от 27.09.2017 г.
На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы учреждения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в данном деле, освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2019 по делу N А63-666/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.