г. Хабаровск |
|
23 сентября 2019 г. |
А73-7027/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Иноземцева И.В., Волковой М.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиновенко О.А.
при участии в заседании:
от администрации города Комсомольска-на-Амуре: представитель не явился, надлежаще извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Восток-Транзит": представитель не явился, надлежаще извещен;
от третьего лица, Комсомольского отдела автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился, надлежаще извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток-Транзит"
на решение от 02.07.2019
по делу N А73-7027/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Левинталь О.М.
по исковому заявлению администрации города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150)
к обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Транзит" ОГРН 1132703007326, ИНН 2703077152,
о признании незаконными действий, о запрете деятельности
третье лицо: Комсомольский отдел автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Комсомольска-на-Амуре (далее -- истец, администрация) обратилась в арбитражный суд Хабаровского края к ООО "Восток-Транзит" (далее -- ООО "Восток-Транзит", ответчик) с исковым заявлением о признании незаконными действия ООО "Восток-Транзит" по осуществлению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок на территории муниципального образования - городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" N 20, сообщением "пл. Кирова - Хладокомбинат", в отсутствие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок; о запрете ООО "Восток-Транзит" осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории муниципального образования - городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" N 20, сообщением "пл. Кирова - Хладокомбинат" в отсутствие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Дальневосточное региональное управление государственного автодорожного надзора.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.07.2019 признаны незаконными действия ООО "Восток-Транзит" по осуществлению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок на территории муниципального образования - городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" N 20, сообщением "пл. Кирова - Хладокомбинат", в отсутствие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок; запрещено ООО "Восток-Транзит" осуществлять деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории муниципального образования - городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" N 20, сообщением "пл. Кирова - Хладокомбинат" в отсутствие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. С ООО "Восток-Транзит" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать полностью. В обосновании своей жалобы заявитель ссылается на неразрешенность законодательно вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в сфере перевозок органами государственной власти Хабаровского края. Кроме того, по мнению заявителя, суд посчитал установленным тот факт, что осуществление оспариваемых перевозок нарушает схему транспортного обслуживания населения города, снижает уровень гарантий безопасности пассажиров, ущерба имуществу неопределенного круга лиц (статья 1065 ГК РФ), создает условия для возникновения аварийных ситуаций. Вместе с тем истец в подтверждение указанных обстоятельств не предоставил таких доказательств, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось. Указывает на осуществление своей деятельности по согласованию с перевозчиком - ООО "АТП Комсомольск-на-Амуре", имеющим свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Администрация города Комсомольска-на-Амуре, Комсомольский отдел автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в представленных отзывах просили отказать в удовлетворении жалобы, оставить решение без изменения, как законное и обоснованное, рассмотреть дело без участия их представителей.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 17.09.2019 в 11 часов 20 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, явку своих представителей не обеспечили.
Заявитель жалобы в лице представителя Беломестновой Н.А. в телефонограмме ходатайствовал об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с болезнью директора общества Смирновой А.В., невозможностью обеспечить явку представителя в связи с поздним уведомлением о рассмотрении жалобы.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство ответчика об отложении судебного заседания, отказывает в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований.
Согласно части 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине (часть 4 статьи 158 АПК РФ).
Указанные нормы предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства с обоснованием причины неявки в судебное заседание и при условии, что эти причины будут признаны судом уважительными.
Болезнь директора основанием для отложения не является. Невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя не является препятствием к реализации стороной по делу ее процессуальных прав. Ответчик не был лишен возможности представлять дополнительные доводы через другого представителя, действующего по доверенности. При этом судом учтено, что о принятии к рассмотрению апелляционной жалобы и назначении судебного заседания заявитель был извещен 27.08.2019, как следует из почтового уведомления.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -- Закон N 220-ФЗ) решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29.07.2015 N 71 администрация уполномочена на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Законом N 220-ФЗ.
Постановлением Администрации от 12.10.2016 N 2654-па утвержден порядок организации регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на- Амуре".
Во исполнение статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ и постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 16.08.2016 N 2162-па "Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" на официальном сайте органов местного самоуправления и в газете "Дальневосточный Комсомольск" размещена информация о начале открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" (далее-открытый конкурс).
По результатам открытого конкурса, согласно протокола об итогах открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам перевозок на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" N 4 от 16 января 2017 года по автобусному маршруту N 20, сообщением "пл. Кирова-Хладокомбинат" победителем признано ООО "АТП Комсомольск-на-Амуре".
Уполномоченным органом - администрацией города Комсомольска-на-Амуре ООО "АТП Комсомольск-на-Амуре" выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок.
Комсомольским отделом автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН) при проведении плановых рейдовых мероприятий по контролю за соблюдением транспортного законодательства, установлено, что ООО "Восток-Транзит" осуществляет перевозку пассажиров по автобусному маршруту N 20 на регулярной основе без свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок.
Вышеуказанные обстоятельства впоследствии, отражены в протоколе об административном правонарушении 27/N 009773 от 19.03.2019 года и постановлении по делу об административном правонарушении серии 27 N 008233 от 25 марта 2019 года; протоколе об административном правонарушении 27 N 009772 от 22.03.2019 года и постановлении по делу об административном правонарушении серии 27 N 008234 от 25 марта 2019 года; протоколе об административном правонарушении 27/N 009761 от 19.03.2019 года и постановлении по делу об административном правонарушении серии 27 N 008243 от 25 марта 2019 года, чем подтверждается осуществление перевозок по муниципальному регулярному автобусному маршруту N 20, сообщением "пл. Кирова - Хладокомбинат" ООО "Восток-Транзит", не имеющем в установленном порядке законного права работы на данном маршруте, свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок.
Постановлением по делу N 5-1007/2018 от 14.12.2018 г. мирового судьи судебного района "Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" на судебном участке N 72 по ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО "ВОСТОК-ТРАНЗИТ" привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.
Ввиду осуществления ответчиком услуги по перевозке пассажиров по маршруту регулярных перевозок с нарушением закона, создающую потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, администрация обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим исковым заявлением.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции верно применил нормы материального права, признавая действия ответчика незаконными по осуществлению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок на территории муниципального образования - городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" N 20, сообщением "пл. Кирова - Хладокомбинат" в отсутствие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, и удовлетворяя требование истца о запрете осуществления указанной деятельности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В силу пункта 20 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Отсутствие свидетельства и карты означает отсутствие права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту.
В течение 30 дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ (14.07.2015 г.) индивидуальные предприниматели, которые после дня официального его опубликования осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный орган местного самоуправления (в настоящем случае) сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ (часть 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
По истечении 30 дней со дня его официального опубликования и до истечения 180 дней со дня его официального опубликования органы местного самоуправления организуют проверку вышеуказанных сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с законодательством и включены в соответствующие реестры (часть 2 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
До истечения 270 дней со дня его официального опубликования уполномоченный орган местного самоуправления выдают индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения 1 года со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ (часть 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
Частью 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные органы местного самоуправления до окончания срока действия указанных в части 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ карт, после проведения различных мероприятий, зависящих от количества лиц (до трех и более трех), вида их организации (простое товарищество), вида маршрута (муниципальный, межмуниципальный, региональный), бюджетного финансирования перевозок, выдают вышеуказанным лицам свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме индивидуальными предпринимателями в уполномоченный орган местного самоуправления (часть 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
Согласно материалам дела, ответчиком осуществлялась деятельность по регулярным перевозкам по маршруту N 20 в г.Комсомольск-на-Амуре, в отсутствие предусмотренных Законом N 220-ФЗ разрешительных документов, таких как свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется,в том числе посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (статья 5 Закона N 196-ФЗ).
Частью 1 статьи 1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
К вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (подпункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии Законом N 220-ФЗ решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29.07.2015 N 71 администрация уполномочена на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых указанным законом.
Постановлением Администрации от 12.10.2016 N 2654-па утвержден порядок организации регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на- Амуре".
Во исполнение статьи 19 Закона N 220-ФЗ и постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 16.08.2016 N 2162-па "Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" на официальном сайте органов местного самоуправления и в газете "Дальневосточный Комсомольск" размещена информация о начале открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".
По результатам открытого конкурса, согласно протокола об итогах открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам перевозок на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" N 4 от 16 января 2017 года по автобусному маршруту N 20, сообщением "пл. Кирова-Хладокомбинат" победителем признано ООО "АТП Комсомольск-на-Амуре".
На основании изложенных норм права, суд правомерно удовлетворил требования истца, как органа уполномоченного обеспечивать безопасность дорожного движения посредством координации своей деятельности, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в обоснование заявленных требований и возражений доказательства.
Поскольку в ходе судебного разбирательства ответчик обстоятельства опровергающие требования истца, в установленном частью 3.1 статьи 70 АПК РФ порядке не опровергло, доказательств фактического осуществления перевозок в на законом основании, вопреки части 1 статьи 65 указанного Кодекса, не представило, арбитражный суд признал обоснованным предъявленное в суд требование.
Оснований для несогласия с указанным выводами суда у апелляционного суда не имеется.
Доводы заявителя жалобы о неразрешенности законодательно вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в сфере перевозок органами государственной власти Хабаровского края, об осуществление перевозок нарушающих схему транспортного обслуживания населения города, снижении уровня гарантий безопасности пассажиров, нанесению ущерба имуществу неопределенного круга лиц (статья 1065 ГК РФ), наличию условий для возникновения аварийных ситуаций, не подтвержденных доказательствами, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не влияющие на существо спора и не свидетельствующие о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела.
Более того, законодательно урегулирован вопрос организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в сфере перевозок органами государственной власти Хабаровского края (Законом N 220-ФЗ, решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29.07.2015 N 71, постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 16.08.2016 N 2162-па "Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре").
Довод об осуществлении своей деятельности по согласованию с перевозчиком - ООО "АТП Комсомольск-на-Амуре", имеющим свидетельство и карту маршрута, подтверждает в рамках рассматриваемого дела, что право осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту имеет указанное лицо, но не ООО "Восток-Транзит".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.07.2019 по делу N А73-7027/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7027/2019
Истец: Администрация г. Комсомольска-на-Амуре
Ответчик: ООО "Восток-Транзит"
Третье лицо: Комсомольский отдел автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта