г. Чита |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А19-11495/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на резолютивную часть решения Арбитражного суда Иркутской области от 03 июля 2019 года по делу N А19-11495/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" (ОГРН 1143850038045, ИНН 3808238352, место нахождения: 664046, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Донская, д. 8) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, д. 88) о признании незаконным решения от 27.03.2019 N 048S19190004675, о признании незаконным в части решения от 27.03.2019 N 048S19190004676,
(суд первой инстанции - Н.Г. Позднякова),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" (далее - заявитель, страхователь, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконным решения от 27.03.2019 N 048S19190004675, о признании незаконным в части решения от 27.03.2019 N 048S19190004676.
Резолютивной частью решения Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска, как не соответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования":
- от 27.03.2019 N 048S19190004675 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - признано незаконными в полном объеме,
от 27.03.2019 N 048S19190004676 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - признано незаконным в части привлечения Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб.
Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.07.2019 г. по делу N А19-11495/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что представление страхователем по истечении срока, предусмотренного статьей 11 Федерального закона от 01.04 1996 N 27-ФЗ. сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на застрахованных лиц, в отношении которых в установленные сроки ранее не были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная", свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Дополнительное представление сведений на работников, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц, а дополнительным представлением сведений. Поскольку эти сведения представляются впервые и за пределами установленного законом срока, привлечение страхователя к ответственности является правомерным.
На апелляционную жалобу поступил отзыв истца, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить его решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска в отношении Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
По результатам проверки фондом составлены акты о выявленных правонарушениях в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18 февраля 2019 года N 048S18190002679, согласно которому сведения об одном застрахованном лице за ноябрь 2018 года представлены учреждением в УПФР 11 февраля 2019 года, и N 048S18190002684, согласно которому сведения о застрахованных лицах за декабрь 2018 года представлены учреждением в УПФР 04 февраля 2019 года (на одно лицо), 11 февраля 2019 года (на двух лиц).
Учреждением были поданы возражения на акты, согласно которым в отношении Саая А.А. документы, в том числе, судебный акт - решение Свердловского районного суда г.Иркутска по делу N 2-4964/2018 об установлении факта постоянного проживания на территории г.Иркутска, для произведения выплат вознаграждения приемным семьям поступили учреждению только в 24.01.2019 года, до этого времени никакие выплаты учреждением не производились, поэтому сведения и не подавались.
На основании актов 27 марта 2019 года фондом вынесены решения.N 048S19190004675, N 048S19190004676 о привлечении страхователя (учреждение) к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с привлечением учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователям в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей и 1500 рублей соответственно.
Не согласившись с решениями, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Резолютивной частью решения Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены резолютивной части решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 г. N 83 п.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Представление корректирующих сведений предусмотрено и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н, действующей с 19.02.2017 г.
Так, согласно пункту 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Вопреки мнению фонда, пункт 39 Инструкции N 766н не запрещает представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
В соответствии с приложением к Постановлению Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 г. N 83п в поле "Тип формы" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено обязательное проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции N 766н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Саая Айгуль Александровна, 16 февраля 1985 г.р., является приемным родителем, осуществляющим свои обязанности по договорам о приемной семье N 304 от 14 ноября 2018 года, N 305 от 14 ноября 2018 года на возмездной основе.
Поскольку Саая А.А. зарегистрирована по месту жительства в Республике Тыва, Барун-Хемчикский район, с. Эрги-Барлык, ул. Степная, д. 24, кв. 1, ей необходимо было устанавливать факт проживания на территории г.Иркутска в судебном порядке.
Решением Свердловского районного суда от 11 декабря 2018 года, вступившего в законную силу 18 января 2019 года, заявление Саая А.А. об установлении факта проживания на территории г.Иркутска с 14 ноября 2018 года удовлетворено.
Соответственно, правовые основания для начисления и выплаты вознаграждения приемному родителю Саая А.А. у учреждения возникли только после 18 января 2019 года.
24 января 2019 году в адрес учреждения поступило заявление и документы Саая А.А., в т.ч. договоры о приемной семье N 304 от 14 ноября 2018 года, N 305 от 14 ноября 2018 года и копия решения Свердловского суда от 11 декабря 2018 года.
24 января 2019 года учреждением приняты решения N 31, N 32 о назначении выплаты вознаграждения Саая Айгуль Александровне за воспитание приемных детей Саая Адыя Мергеновича, Саая Аюши Мергеновны с 14 ноября 2018 года.
04 февраля, 11 февраля 2019 года сведения о Саая А.А. за период ноябрь - декабрь 2018 года были представлены в УПФР путем направления форм СЗВ-М (дополняющих) по отчетным периодам (месяцам).
До 24 января 2019 года никакие выплаты приемному родителю учреждением не производились, и соответственно, сведения в УПФР не предоставлялись.
Следовательно, в действиях учреждения состав правонарушения, который ему вменяется пенсионным фондом, отсутствует, так как после начала производства выплат сведения поданы в установленные сроки (до 15.02.2019 г.).
Таким образом, основания для привлечения учреждения к ответственности по указанным эпизодам у фонда не имелось, оспариваемые в указанной части решения пенсионного фонда являются необоснованными и незаконными, нарушают права и законные интересы учреждения, поэтому подлежат признанию недействительными.
Кроме того, подлежит учету и следующее.
Как установлено судом апелляционной инстанции, заявителем сведения на 1480 застрахованных лица за ноябрь 2018 года согласно протоколу проверки формы СЗВ-М с типом формы "исх" (первичная) представлены в Управление 11.12.2018 г., то есть, в пределах установленного законом срока.
Заявителем сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) в отношении 1 застрахованного лица за ноябрь 2018 года в орган Пенсионного фонда представлены 11.02.2019 г.
Заявителем сведения на 1478 застрахованных лица за декабрь 2018 года согласно протоколу проверки формы СЗВ-М с типом формы "исх" (первичная) ответчиком представлены в Управление 11.01.2019 г., то есть, в пределах установленного законом срока.
Заявителем сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) в отношении представлены 04.02.2019 г. и 11.02.2019 г.
Апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае страхователем до момента обнаружения Управлением Пенсионного фонда несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения решений от 27 марта 2019 года N 048S19190004675, N 048S19190004676 были переданы необходимые корректирующие сведения в соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н, поэтому у пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, поэтому привлечение страхователя к ответственности не правомерно, соответственно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права и без учета обстоятельств дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения резолютивной части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Иркутской области от 03 июля 2019 года по делу N А19-11495/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11495/2019
Истец: Областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе города Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4476/19