город Ростов-на-Дону |
|
23 сентября 2019 г. |
дело N А32-47154/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей В.Л. Новик, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовой К.А.,
при участии:
от заявителя (истца): представитель не явился,
от ответчика: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (ИНН 2308206128, ОГРН 1132308020844)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края 10.06.2019 по делу N А32-47154/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (ИНН 2308206128, ОГРН 1132308020844)
к обществу с ограниченной ответственностью "Комфортстрой" (ИНН 2304057228, ОГРН 1102304000590)
о взыскании задолженности и пени,
принятое в составе судьи Дунюшкина П.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Комфортстрой" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) в целях содержания общего имущества в размере 59746,65 руб. за май 2018, пени в размере 2135,06 руб. за период с 11.06.2018 по 21.09.2018.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2019 исковые требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Комфортстрой" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" взысканы задолженность в размере 13175,31 руб., пени в размере 486,52 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 546,41 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 10.06.2019 изменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что является неверным вывод суда о том, что в спорный период исходя из представленных истцом сведений индивидуальных приборов учета МКД, находящихся в управлении ответчика, потреблено коммунального ресурса на сумму 13125,30 руб. На основании представленного истцом расчета, задолженность ответчика за потребленный коммунальный ресурс, с учетом отсутствия подтверждения 0-х показаний, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги ГВС составляет 49081,52 руб., из которой стоимость компонента на холодную воду - 10077,08 руб., стоимость компонента на тепловую энергию - 39004,43 руб.
От общества с ограниченной ответственностью "Комфортстрой" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому расчет истца за май 2018 завышен. Согласно контррасчету ответчика, задолженность по ГВС СОИ составляет 41089,47 руб., в том числе холодная вода на подогрев - 8790,65 руб., тепловая энергия на подогрев холодной воды - 32291,82 руб.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец - общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку горячей воды в многоквартирные дома, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Гринченко 18, ул. Леселидзе 21 А, ул. Полевая 24, МКР Парус 6, 10, ул. Жуковского 5, ул. Островского 146, 152, ул. Нахимова 6, находящиеся в управлении ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Комфортстрой".
14.02.2017 истец направил в адрес ответчика проект договора ресурсоснабжения (теплоснабжения), в котором были учтены все условия, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также Правил N 124. Однако данный договор сторонами подписан не был.
Как указывает истец, в мае 2018 года по указанным МКД ответчиком потреблено горячей воды на общедомовые нужды на общую сумму 59746,65 руб., что подтверждается универсальными передаточными документами за указанный период, актами о расходе тепловой энергии, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения в разрезе каждого МКД (т. 1, л.д. 16-61).
Ответчик оплату за потребленный коммунальный ресурс не произвел, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 59746,65 руб.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия N 973 от 09.07.2018 с требованием оплаты задолженности (т. 1, л.д. 62), которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21, 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Ответчик в спорный период не обратился в ресурсоснабжающую организацию с целью заключения договора энергоснабжения.
Однако, обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 214 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсонабжения с ресурсоснабжающей организацией. Аналогичный вывод содержится в пункте 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров: "В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные".
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт и объем оказанных истцом за май 2018 года услуг и факт ненадлежащего исполнения обязательства ответчиком по оплате потребленного ресурса на момент рассмотрения спора подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Арбитражный суд Краснодарского края, проверив расчет истца, признал его завышенным, указав, что:
- по жилому дому ул. Островского, 146, истцом не приняты показания индивидуальных приборов учета, переданных ответчиком для начисления, не верно указана численность проживающих для расчета норматива по среднему;
- по жилому дому, расположенному по адресу: ул. Парус, д. 6, истцом не учтены поквартирные перерасчеты;
- по жилому дому, расположенному по адресу: ул. Леселидзе, 21а 5-6 подъезд истцом не учтены поквартирные перерасчеты, не верно указана численность проживающих для расчета по-среднему, не приняты показания индивидуальных приборов учета, переданных ответчиком для начисления ответчиком;
- по жилому дому по адресу: ул. Леселидзе 21а 1-3 подъезд - не верно указана площадь мест общего пользования 462,06 кв.м, вместо 647,3 кв.м.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования о взыскании задолженности, с учетом отсутствия обоснования нулевых показаний в поквартирную расшифровку показаний индивидуального потребления, подлежат частичному удовлетворению, в общем размере 13175,31 руб., из которых 2704,85 руб. - стоимость холодной воды на подогрев, 10420,45 руб. - стоимость тепловой энергии на подогрев холодной воды.
Между тем, расчет суда первой инстанции коллегией судей признается ошибочным.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Правилами N 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
Применительно к ГВС объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354).
При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную потребителю в помещении и на ОДН, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Данная позиция согласуется с выводами Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в определениях от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562.
Таким образом, указанный порядок подлежит применению при расчетах исполнителя коммунальной услуги с РСО, поставляющей в МКД горячую воду. При этом Правилами N 354 не установлено каких-либо различий в порядке определения подлежащего оплате по двухкомпонентному тарифу объема коммунального ресурса в зависимости от того, установлен ли двухкомпонентный тариф для РСО, использующей открытую или закрытую систему ГВС. Порядок разрешения споров, связанных с оплатой исполнителем коммунальной услуги поставленной РСО горячей воды в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду, определен практикой Верховного Суда Российской Федерации (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
В материалы дела представлен контррасчет отыскиваемой задолженности (с приложением обосновывающих его документов, т. 2, л.д. 120-150, 160-166), из которого усматривается, что по МКД Островского 146, истцом не приняты показания индивидуальных приборов учета, переданные ответчиком для начисления, неверно указана численность проживающих для расчета норматива по-среднему. По МКД по ул. Парус, д. 6 истцом не учтены поквартирные перерасчеты. По МКД по ул. Леселидзе 21а 5-6 подъезд истцом не учтены поквартирные перерасчеты, неверно указана численность проживающих для расчета норматива по-среднему, не приняты показания индивидуальных приборов учета, переданные ответчиком. По МКД по ул. Леселидзе 21а 1-3 подъезд истцом неверно указана площадь мест общего пользования.
С учетом изложенного, общая сумма задолженности составляет 41089,47 руб., из которой 8790,65 руб. - стоимость компонента на холодную воду, 32291,82 руб. - стоимость тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС.
Проверив данный контррасчет, суд апелляционной инстанции полагает его обоснованным, в связи с чем требования истца в указанной части подлежат удовлетворению в размере 41089,47 руб.
Довод апеллянта о том, что задолженность ответчика по расчету истца составляет 49081,52 руб., отклоняется апелляционной коллегией.
По МКД по ул. Островского 146 - показания истца, принятые к расчету, являются неверными, поскольку рассчитаны исходя из среднемесячного потребления. В контррасчете ответчик исзодил из снятых им и переданных истцу показаний индивидуальных приборов учета потребителей. По МКД по ул. Парус, д. 6 - в поквартирных расшифровках по квартирам N 12 и N 26 указаны одни показания, а объем к начислению другой, следовательно, возникает необходимость произвести перерасчет к начислению объема индивидуального потребления в соответствии с заявленными показаниями. По МКД по ул. Леселидзе, 21а 5-6 подъезды - по указанным истцом квартирам ответчик не передал информацию по показаниям приборов учета в связи с их отсутствием, при этом согласно поквартирным расшифровкам истца указаны одни показания, а объем к начислению другой, в связи с чем необходимо произвести перерасчет к начислению объема индивидуального потребления в соответствии с заявленными показаниями. По квартире N 213 ответчиком представлен акт о численности проживающих в количестве трех человек. По МКД по ул. Леселидзе, 21а 1-3 подъезды - при расчете коммунального ресурса на содержание общего имущества истцом неверно применена площадь. При этом, как указывает ответчик в отзыве на апелляционную жалобу, в данных подъездах прибор учета не исправен.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени в размере 2135,06 руб. за период с 11.06.2018 по 21.09.2018.
В соответствии со статьей 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Указанный абзац введен в действие подпунктом "а" пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2015 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов".
Согласно Указанию Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" значение ставки рефинансирования соответствует значению ключевой ставки Банка России на соответствующую дату.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (раздел "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике", ответ на вопрос N 3) при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
На дату объявления резолютивной части решения (06.06.2019) размер ключевой ставки составляет 7,75 % (информации Банка России от 14.12.2018).
Принимая во внимание изменение решения суда первой инстанции в части суммы основного долга, а также учитывая положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционным судом произведен перерасчет пени, согласно которому таковая за период с 14.06.2018 по 21.09.2018 составляет 1410,52 руб.
Установив просрочку в исполнении денежного обязательства, суд апелляционной инстанции признает требования о взыскании пени обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере 1410,52 руб.
С учетом изложенного принятое по делу решение подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Платежным поручением N 4837 от 16.11.2018 истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 2475 руб. (т. 1, л.д. 86)
Поскольку исковые требования удовлетворены на 68,68% и в удовлетворении исковых требований отказано на 31,32%, постольку с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 1699,83 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. (платежное поручение N 2051 от 23.08.2019 - т. 3, л.д. 23), подлежат отнесению на стороны согласно вышеуказанной пропорции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2019 по делу N А32-47154/2018 изменить.
Изложить абзац первый резолютивной части решения в следующей редакции: "Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Комфортстрой" (ИНН 2304057228, ОГРН 1102304000590) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (ИНН 2308206128, ОГРН 1132308020844) задолженность в размере 41089,47 руб., пени в размере 1410,52 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1699,83 руб.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Комфортстрой" (ИНН 2304057228, ОГРН 1102304000590) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (ИНН 2308206128, ОГРН 1132308020844) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2060,40 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47154/2018
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар"
Ответчик: ООО "Комфортстрой"