г. Москва |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А40-48671/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Кочешковой М.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Регион-Ресурс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2019 по делу N А40-48671/19
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению ООО "Регион-Ресурс"
к 1. ФАС России, 2. ПАО "Транснефть",
третьи лица: ЗАО "Сбербанк - АСТ", ООО "Постус"
о признании незаконным решения N 223-ФЗ-954/18 от 14.12.2018,
в присутствии:
от заявителя: |
Андросенко Е.Н. по дов. от 27.12.2018; |
от заинтересованных лиц: |
1. не явился, извещен; 2. Курилов С.А. по дов. от 15.12.2016; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Регион-Ресурс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконным решения N 223-ФЗ-954/18 от 14.12.2018 г., обязании ПАО "Транснефть" возвратить процедуру закупки, осуществляемую путем проведения конкурса в электронной форме N 0001-208-К-26-01443-2019 "Расходные материалы для орг. техники" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru): 31807128137), на этап заключения договора с победителем данной закупки - ООО "Регион-Ресурс", определенным на основании Протокола заседания Конкурсной комиссии ПАО "Транснефть" N 0001-208-К-26-01443-2019/И от 17.12.2018 г. и завершить закупку в соответствии с законодательством в сфере закупок.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2019 ООО "Регион-Ресурс" в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с названным судебным актом, ООО "Регион-Ресурс" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ООО "Регион-Ресурс" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ПАО "Транснефть" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители ФАС России, третьи лица: ЗАО "Сбербанк - АСТ", ООО "Постус", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.11.2018 в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было опубликовано извещение N 31807128137 (N0001-208-К-26-01443-2019) о проведении конкурса в электронной форме на поставку расходных материалов для оргтехники (далее - Закупка). Заказчиками Закупки являются организации системы "Транснефть", организатором Закупки - ПАО "Транснефть".
Ссылаясь на то, что при проведении Закупки оператор электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ") не обеспечил надлежащее функционирование программных и технических средств площадки и нарушил требования пункта 15 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2018 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), выразившиеся в неосуществлении в установленном порядке блокировки внесенных ООО "ПОСТУС" в обеспечение участия в закупке денежных средств на специальном счете, что в последующем послужило причиной отклонения заявки ООО "ПОСТУС" от участия в Закупке, ООО "ПОСТУС" обратилось в ФАС России (далее также - Антимонопольный орган) с жалобой от 04.12.2018 исх. N04/12/18-263 на действия оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - ACT".
По результатам рассмотрения указанной жалобы ФАС России вынесла решение от 14.12.2018 N 223-ФЗ-954/2018, в соответствии с которым жалоба ООО "ПОСТУС" была признана обоснованной, в действиях ЗАО "Сбербанк-АСТ" установлено нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом предписание об устранении допущенных нарушений ФАС России выдано не было, поскольку ранее, по итогам рассмотрения аналогичной жалобы ООО "Эврика" на действия оператора электронной площадки по этой же Закупке, ФАС России уже было выдано обязательное к исполнению предписание от 14.12.2018 N 223-ФЗ-953/2018 (в редакции определения об исправлении технической ошибки от 15.01.2019 N 223-ФЗ-953/2018), в соответствии с которым предписано:
1. ПАО "Транснефть" отменить протокол рассмотрения 1 частей заявок на участие в конкурсе от 04.12.2018 N 0001-208-К-26-01443-2019/Р, протокол рассмотрения 2 частей заявок на участие в конкурсе от 12.12.2018 N 0001-208-К-26-01443-2019/Р итоговый протокол от 17.12.2018 N 0001-208-К-26-01443-2019/Р и назначить новую дату и время рассмотрения заявок на участие в конкурсе, дату окончания подачи заявок, дату проведения конкурса, дату подведения итогов конкурса в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2018 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положение о закупках, утвержденного решением Совета директоров ПАО "Транснефть" от 21.06.2018, а также разместить в ЕИС информацию об отмене протоколов.
2. ПАО "Транснефть" и ЗАО "Сбербанк-АСТ" не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
* обеспечить возможность ООО "Эврика" и ООО "ПОСТУС" подать заявку на участие в конкурсе;
* уведомить участников закупки, допущенных к участию в конкурсе, в том числе ООО "Эврика", об отмене Протоколов, о дате и времени проведения конкурса, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в конкурсе, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. ПАО "Транснефть" рассмотреть предложения, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и с учетом решения от 14.12.2018 N 223-ФЗ-953/18.
В результате исполнения предписания ФАС России от 14.12.2018 N 223-ФЗ-953/18 был отменен, в числе прочего, итоговый протокол конкурсной комиссии ПАО "Транснефть" от 17.12.2018 N 0001-208-К-26-01443-2019/И, согласно которому победителем Закупки было признано ООО "Регион-Ресурс".
По итогам проведения повторной процедуры рассмотрения заявок победителем Закупки было признано ООО "ПОСТУС", что подтверждается итоговым протоколом конкурсной комиссии ПАО "Транснефть" от 25.01.2019 N 0001-208-К-26-01443-2019/И.
Ссылаясь на то, что принятие ФАС России незаконного решения от 14.12.2018 N 223-ФЗ-954/18 повлекло отмену итогов Закупки, победителем которой было признано ООО "Регион-Ресурс", и последующее проведение повторных закупочных процедур, в результате которых победителем было признано иное лицо, ООО "Регион-Ресурс" просит суд признать указанное решение ФАС России недействительным и обязать ПАО "Транснефть" возвратить процедуру закупки на этап заключения договоров с ООО "Регион-Ресурс".
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо.
В силу положений статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что решение ФАС России от 14.12.2018 по делу N 223-ФЗ-954/18 вынесено в отношении Оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" и Заказчика закупки - ПАО "Транснефть", ООО "Регион-Ресурс" не может быть признан заинтересованным лицом в соответствии с главой 24 АПК РФ.
Как следует из заявления в суд первой инстанции и из апелляционной жалобы, ООО "Регион-Ресурс" полагает, что в результате принятия ФАС России оспариваемого решения победителем закупки вместо ООО "Регион-Ресурс" было признано другое лицо -ООО "ПОСТУС".
Вместе с тем, данный довод не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
ООО "ПОСТУС" было признано победителем закупки не в результате принятия оспариваемого решения УФАС, а в результате того, что условия представленной им заявки были признаны наилучшими.
Решение ФАС России от 14.12.2018 N 223-ФЗ-954/2018 не касалось вопросов, которые могли бы повлиять на оценку заявок ООО "ПОСТУС", 000 "Регион-Ресурс" и иных участников закупки, оно не предоставило ООО "ПОСТУС" каких-либо преимуществ по отношению к другим участникам закупки.
Данное решение лишь восстановило нарушенное право ООО "ПОСТУС" на участие в закупке, при том, данное лицо отвечало требованиям для участия в ней, в связи с чем каких-либо прав других участников закупки такое решение нарушать оно не может.
Более того, протокол закупки, в соответствии с которым победителем закупки первоначально был признан заявитель - ООО "Регион-Ресурс" был отменен ПАО "Транснефть" не в связи с оспариваемым решением, а во исполнение обязательного предписания УФАС России от 14.12.2018 N 223-ФЗ-953/2018 (в редакции определения об исправлении технической ошибки от 15.01.2019 N 223-ФЗ-953/2018) по другому делу (в связи с рассмотрением жалобы ООО "Эврика"),
Таким образом, заявитель в нарушение ст.ст. 4, 198 АПК РФ не обосновал своей заинтересованности в подаче заявления и нарушения оспариваемым решением ФАС России его прав и законных интересов
Боле того, удовлетворение требования ООО "Регион-Ресурс" о признании недействительным решения антимонопольного органа не приведет к восстановлению прав и законных интересов данного лица.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции верно указал, что целью подачи заявления о признании решения ФАС России недействительными должно являться восстановление прав Заявителя, что подтверждается, в частности Определением ВАС РФ от 16.03.2010 N 17906/09, от 31.07.2009 N 9797/09). Однако избранный 000 "Регион-Ресурс" способ защиты не может привести к восстановлению его субъективных прав.
Удовлетворение требования ООО "Регион-Ресурс" о признании недействительным решения ФАС России от 14.12.2018 N 223-ФЗ-954/18 само по себе не приведет к тому, что заявитель будет признан победителем закупки, и с ним будут заключены договоры.
Во-первых, как было указано выше, отмена первоначального протокола закупки, которым победителем было признано ООО "Регион-Ресурс" была произведена не в связи с оспариваемым решением, а во исполнение предписания ФАС России по другому делу. Поэтому заявленный ООО "Регион-Ресурс" способ устранения нарушений его прав путем отмены протокола закупки не соответствует предмету заявленного требования.
Во-вторых, для возврата процедуры закупки на этап заключения договоров с победителем - ООО "Регион-Ресурс" нет правовых оснований, так как закупка, победителем которой признано ООО "ПОСТУС" проведена ПАО "Траснефть" в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждено решением Московского УФАС от 11.02.2019 N 1-00-243/77-19, которым признана необоснованной жалоба ООО "Регион-Ресурс" на действия ПАО "Транснефть" при проведении повторных закупочных процедур, по результатам которых победителем закупки было признано ООО "ПОСТУС".
Удовлетворение требования, заявленного ООО "Регион-Ресурс" к ПАО "Транснефть" о возврате процедуры закупки на этап заключения договора с победителем - ООО "Регион-Ресурс" также, как и требование к ФАС, не приведет к восстановлению прав заявителя.
Данное требование заявлено в качестве способа восстановления прав, нарушенных оспариваемым ненормативным актом в порядке гл. 24 АПК РФ, однако, по существу направлено на оспаривание результатов уже состоявшихся торгов, что возможно только в исковом порядке при условии представления доказательств недействительности торгов (статья 449 ГК РФ).
Более того, данное требование является неисполнимым.
В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" результатом проведения закупки является заключение договора с победителем.
По результатам повторного рассмотрения заявок, победителем Закупки было признано ООО "ПОСТУС". В период с 15.02.2019 по 01.03.2019 между ООО "ПОСТУС" и заказчиками закупки, которыми являлись организации системы "Транснефть", был заключен 31 договор поставки. В настоящее время большая часть заключенных договоров исполнено на 75% - 100%. Другими лицами, участвующими в деле, данные обстоятельства не опровергались.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований.
Заявителем, вопреки ч. 1 ст. 65, ст. 198 АПК РФ не доказано, каким нормативным актам не соответствует оспариваемый акт, какое его право нарушено оспариваемым решением и какое его право подлежит восстановлению путем признания обжалуемого акта недействительным, поскольку этот акт не создает заявителю каких-либо препятствий при осуществлении им экономической деятельности и не возлагает на него каких-либо обязанностей.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Доводы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2019 по делу N А40-48671/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48671/2019
Истец: ООО "РЕГИОН-РЕСУРС"
Ответчик: ПАО "ТРАНСНЕФТЬ", ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ЗАО "СБЕРБАНК-АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ТОРГОВ", ООО "ПОСТУС"