город Ростов-на-Дону |
|
23 сентября 2019 г. |
дело N А32-19013/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное производственное предприятие "Юг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2019 по делу N А32-19013/2019, принятое судьей Меньшиковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное производственное предприятие "Юг"
к Краснодарской таможне
о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное производственное предприятие "Юг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконными и отмене постановлений Краснодарской таможни о назначении административного наказания от 09.04.2019 по делам об административном правонарушении N 10309000-502/2019 10309000-503/2019, N 10309000-504/2019 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в части взыскания, о замене административного наказания на предупреждение.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части назначения административного штрафа, применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное производственное предприятие "Юг" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1032300667992, ИНН 2302033951, является участником внешнеэкономической деятельности.
1) ООО "СПП-Юг" в сентябре 2018 года осуществило вывоз из Российской Федерации товара в адрес ООО "Сити" (Республика Армения, г. Ереван, ул. Оганова, 15/1) в рамках договора (контракта) N 10/CITY/20082018 от 20.08.2018, по счетам-фактурам: N 00002778 от 16.09.2018, N 00002779 от 16.09.2018, N 00002901 от 28.09.2018, N 00002914 от 30.09.2018; по товарным накладным: N 2778 от 16.09.2018, N 2779 от 16.09.2018, N 2901 от 28.09.2018, N 2914 от 30.09.2018. По указанному перемещению сумма сделки составила 4762514 рублей.
Главным бухгалтером ООО "СПП "Юг" Поповой Людмилой Федоровной статистическая форма учета перемещения товаров, содержащая сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - сентябрь 2018 года (далее - СФ) регистрационный номер 10309000/060319/С214763 (системный номер 1400190227-09581857), заполнена на сайте ФТС России 27.02.2019, а 04.03.2019 отправлена в Краснодарскую таможню на бумажном носителе письмом экспресс-доставкой ФГУП "Почта России" (вх. от 04.03.2019 N 03974).
По результатам рассмотрения представленной обществом статистической формы регистрационный номер 10309000/060319/С214763 (системный номер 1400190227-09581857) и приложенных к ней документов Краснодарской таможней установлено, что ООО "СПП "Юг" представило указанную статистическую форму за сентябрь 2018 года с нарушением установленных сроков представления, а именно позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товара со склада.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ООО "СПП "Юг" протокола об административном правонарушении от 25.03.2019 N 10309000-502/2019, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Краснодарской таможни Бондаревым С.А. 09.04.2019 вынесено постановление N 10309000-502/2019 о привлечении ООО "СПП "Юг" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
2) ООО "СПП-Юг" в октябре 2018 года осуществило вывоз товара из Российской Федерации товара в адрес в адрес ООО "ПРЕМИУМ ФУД" (Республика Армения, г. Ереван, ул. Аршаку-няц, 127/21) в рамках договора (контракта) N 20/PREMFUD/13082018 от 13.08.2018, по счетам-фактурам: N 00002958 от 05.10.2018, N 00002951 от 05.10.2018, N 00002970 от 06.10.2018, N 0003067 от 16.10.2018, N 00003164 от 23.10.2018; по товарным накладным: N 2958 от 05.10.2018, N 2951 от 05.10.2018, N 2970 от 06.10.2018, N 3067 от 16.10.2018, N 3164 от 23.10.2018. По указанному перемещению сумма сделки составила 6141055,38 рублей.
Главным бухгалтером ООО "СПП "Юг" Поповой Людмилой Федоровной статистическая форма учета перемещения товаров, содержащая сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - октябрь 2018 года (далее - СФ) регистрационный номер 10309000/060319/С214792 (системный номер 1400190227-14330118), заполнена на сайте ФТС России 27.02.2019, а 04.03.2019 отправлена в Краснодарскую таможню на бумажном носителе письмом экспресс-доставкой ФГУП "Почта России" (вх. от 04.03.2019 N 03974).
По результатам рассмотрения представленной обществом статистической формы регистрационный номер 10309000/060319/С214792 (системный номер 1400190227-14330118) и приложенных к ней документов Краснодарской таможней установлено, что ООО "СПП "Юг" представило указанную статистическую форму за октябрь 2018 года с нарушением установленных сроков представления, а именно позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товара со склада.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ООО "СПП "Юг" протокола об административном правонарушении от 25.03.2019 N 10309000-503/2019, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Краснодарской таможни Бондаревым С.А. 09.04.2019 вынесено постановление N 10309000-503/2019 о привлечении ООО "СПП "Юг" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
3) ООО "СПП-Юг" в ноябре 2018 года осуществило вывоз товара из Российской Федерации товара в адрес в адрес ООО "ПРЕМИУМ ФУД" (Республика Армения, г. Ереван, ул. Аршаку-няц, 127/21) в рамках договора (контракта) N 20/PREMFUD/13082018 от 13.08.2018, по счетамфактурам: N 00003310 от 05.11.2018, N 00003311 от 05.11.2018, N 00003312 от 05.11.2018, N 00003328 от 07.11.2018, N 00003459 от 17.11.2018, N 00003571 от 24.11.2018; по товарным накладным: N 3310 от 05.11.2018, N 3311 от 05.11.2018, N 3312 от 05.11.2018, N 3328 от 07.11.2018, N 3459 от 17.11.2018, N 3571 от 24.11.2018. По указанному перемещению сумма сделки составила 4878448, 67 рублей.
Главным бухгалтером ООО "СПП "Юг" Поповой Людмилой Федоровной статистическая форма учета перемещения товаров, содержащая сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - ноябрь 2018 года (далее - СФ) регистрационный номер 10309000/251218/С329962 (системный номер 1400181214-14145427) заполнена на сайте ФТС России 14.12.2018, отправлена в Краснодарскую таможню заказным письмом ФГУП "Почта России" 20.12.2018 (реестр от 24.12.2018).
По результатам рассмотрения представленной обществом статистической формы регистрационный номер 10309000/251218/С329962 (системный номер 1400181214-14145427) и приложенных к ней документов Краснодарской таможней установлено, что ООО "СПП "Юг" представило указанную статистическую форму за ноябрь 2018 года с нарушением установленных сроков представления, а именно позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товара со склада.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ООО "СПП "Юг" протокола об административном правонарушении от 25.03.2019 N 10309000-504/2019, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Краснодарской таможни Бондаревым С.А. 09.04.2019 вынесено постановление N 10309000-504/2019 о привлечении ООО "СПП "Юг" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанными постановлениями, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Рассматривая вопрос о соблюдении заинтересованным лицом процедуры возбуждения дела об административном правонарушении, проведения по нему административного расследования и его разрешения по существу, арбитражный суд установил, что существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся безусловным основанием к отмене оспариваемого постановления, не имеется.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Согласно положениям ст. 1.7 КоАП России лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное право-нарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), действовавшего до 04.09.2018, установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС и специальную таможенную статистику.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона N 311-ФЗ статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.
Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров (часть 2 статьи 104 Федерального закона N 311-ФЗ).
04.09.2018 вступил в законную силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 276 Закона N 289-ФЗ, таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальную таможенную статистику (аналогичное положение содержалось в пункте 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", утратившего свою силу с 04.09.2018 г.)..
Частью 2 статьи 276 Закона N 289-ФЗ установлено, что таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
В соответствии с частью 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации (аналогичное положение содержалось в части 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", утратившего свою силу с 04.09.2018 г.).
В соответствии с частью 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ, обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности установлена для российских лиц, которые заключили сделку либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки на российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами (аналогичное положение содержалось в части 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", утратившего свою силу с 04.09.2018 г.).
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 289-ФЗ, акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования), применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы.
Аналогичная обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму перемещения товаров, участником внешнеэкономической деятельности, закреплена в Правилах ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила) утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 7 Правил, российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе, СФ, содержащую достоверные сведения.
СФ заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Статистическая форма учета перемещения товаров заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (ЭЦП).
При наличии у заявителя ЭЦП статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Статистическая форма учета перемещения товаров заполняется по установленной форме и в соответствии с Правилами заполнения СФ, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Правилам ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Согласно пункта 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 19.7.13 КоАП РФ).
Порядок исчисления сроков при несвоевременном представлении СФ регламентирован частью 8 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Как следует из положений части 8 статьи 4 ТК ЕАЭС, в случае если срок исчисляется рабочими днями, под рабочими днями понимаются:
1) дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством государств-членов;
2) выходные дни, на которые в соответствии с законодательством государств-членов перенесены рабочие дни.
Согласно части 6 статьи 4 ТК ЕАЭС в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно представленной обществом статистической форме регистрационный номер 10309000/060319/С214763 (системный номер 1400190227-09581857), а также приложенных к ней заверенных копий товарно-сопроводительных документов: договора (контракта) N 10/CITY/20082018 от 20.08.2018, счетов-фактур: N 00002778 от 16.09.2018, N 00002779 от 16.09.2018, N 00002901 от 28.09.2018, N 00002914 от 30.09.2018; товарных накладных N 2778 от16.09.2018, N 2779 от 16.09.2018, N 2901 от 28.09.2018, N 2914 от 30.09.2018, - товар был отгружен ООО "СПП-Юг" в адрес ООО "Сити" (Республика Армения) со склада в сентябре 2018 года.
Согласно представленной обществом статистической форме регистрационный номер 10309000/060319/С214792 (системный номер 1400190227-14330118) и приложенных к ней документов: контракта N 20/PREMFUD/13082018 от 13.08.2018, счетов-фактур N 00002958 от 05.10.2018, N 00002951 от 05.10.2018, N 00002970 от 06.10.2018, N 0003067 от 16.10.2018, N 00003164 от 23.10.2018; товарных накладных N 2958 от 05.10.2018, N 2951 от 05.10.2018, N 2970 от 06.10.2018, N 3067 от 16.10.2018, N 3164 от 23.10.2018, - товар был отгружен ООО "СПП "Юг" в адрес ООО "ПРЕМИУМ ФУД" (Республика Армения) в октябре 2018 года.
Согласно статистической форме регистрационный номер 10309000/251218/С329962 (системный номер 1400181214-14145427), а также заверенных копий товарно-сопроводительных документов: договора (контракта) N 20/PREMFUD/13082018 от 13.08.2018, счетов-фактур N 00003310 от 05.11.2018, N 00003311 от 05.11.2018, N 00003312 от 05.11.2018, N 00003328 от 07.11.2018, N 00003459 от 17.11.2018, N 00003571 от 24.11.2018; товарных накладных N 3310 от 05.11.2018, N 3311 от 05.11.2018, N 3312 от 05.11.2018, N 3328 от 07.11.2018, N 3459 от 17.11.2018, N 3571 от 24.11.2018, - товары, указанные в данных документах, были отгружены со склада ООО "СПП "Юг" в адрес ООО "ПРЕМИУМ ФУД" (Республика Армения) в ноябре 2018 года.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что статистические формы учета перемещения товаров на бумажном носителе, заполненные с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с присвоенным системным номером за отчетные периоды - сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года, должны были быть представлены в таможенный орган не позднее 10.10.2018, 13.11.2018 и 12.12.2018 соответственно.
Вместе с тем, статистические формы учета перемещения товаров регистрационный номер 10309000/060319/С214763 (системный номер 1400190227-09581857), регистрационный номер 10309000/060319/С214792 (системный номер 1400190227-14330118), регистрационный номер 10309000/251218/С329962 (системный номер 1400181214-14145427) заполнены на сайте ФТС России 27.02.2019, 14.12.2018, отправлены в Краснодарскую таможню на бумажном носителе 04.03.2019, 20.12.2018, то есть с нарушением установленных сроков представления на 145, 111 и 8 календарных дней соответственно.
Таким образом, таможенный орган пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "СПП "Юг" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) в виде умысла либо неосторожности применимы только в случае привлечения к ответственности физического лица, следовательно, данное обстоятельство в силу положений законодательства и возможности общества для соблюдения установленных правил и норм не является основанием освобождения общества от ответственности и соответственно наказания.
В отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2) не выделяет.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 г. N 7-П юридическое лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения, если в ходе производства по делу будет доказано, что нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
В соответствии с пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения норм таможенного законодательства.
Из имеющихся в материалах дела об административном правонарушении объяснений общества следует, что нарушение сроков сдачи отчетности допущено по причине неисполнения своих должностных обязанностей главным бухгалтером ООО "СПП "Юг".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" определены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма и правила ее заполнения.
Таким образом, статистическое декларирование является альтернативой таможенному декларированию в рамках ЕАЭС и выступает одним из инструментов охраны экономической безопасности Российской Федерации в рамках ЕАЭС.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении хозяйствующего субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством Евразийского экономического союза, выразившемся в нарушении порядка представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, что затрудняет возможность эффективного выполнения возложенных на них задачи и функций, влечет искажение статистики торговли внутри ЕАЭС и препятствует своевременному использованию таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решению задач защиты национальной экономики, обеспечению ее безопасности и пополнению государственного бюджета.
Установлено, что задержка установленного срока представления статистических форм учета перемещения товаров составила 145, 111 и 8 календарных дней, что свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО "СПП "Юг" к исполнению своих обязанностей, установленных законодательством. У общества имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, вместе с тем, не проявлена в должной степени заботливость и осмотрительность при данном факте, которую он должен был и мог предпринять.
Судом не установлено существенного нарушения таможенным органом норм процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела.
Оспариваемые постановления вынесены в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Заявитель, полагая, что совершенное им правонарушение не несет повышенной общественной опасности и не повлекло тяжких последствий, просит заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение. Заявитель также указывает на то, что им незамедлительно по запросу таможенного органа представлены все статистические формы за весь 2018 год.
Общество указывает, что правонарушение совершено в связи с полным отсутствием какого-либо информирования ООО "СПП "Юг" об обязательности предоставления статистических форм.
Вместе с тем, незнание норм таможенного законодательства не освобождает общества как участника внешнеэкономической деятельности от ответственности за их нарушение.
О возможности соблюдения обществом требований Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" свидетельствует их официальное опубликование на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в официальных периодических изданиях "Собрание законодательства РФ".
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, основанием для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ является совокупность следующих условий:
- наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства;
- правонарушение совершено им впервые;
* в результате совершения правонарушения не был причинен вред и не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
Вместе с тем, судом установлено, что общество в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует.
Кроме того, судом установлено, что совершенные ООО "СПП "Юг" правонарушения не носят единичный характер, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей, установленных законодательством.
Суд также принимает во внимание количество дней просрочки представления статистических форм.
Таким образом, совокупность обстоятельств, установленная статьями 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, отсутствует, в связи с чем суд не находит оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ судом также не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно подпункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении заявителя к формальным требованиям публичного права.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Определением от 05.11.03 N 349-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Краснодарской таможней при назначении административного наказания учтены характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств и наличие смягчающего обстоятельства (совершение правонарушения впервые), имущественное положение заявителя и назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере - 20 000 рублей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые заявителем постановления Краснодарской таможни от 09.04.2019 по делам об административном правонарушении N 10309000-502/2019, N 10309000-503/2019, N 10309000-504/2019 являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2019 по делу N А32-19013/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 названного Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19013/2019
Истец: ООО "СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЮГ", ООО СПП Юг
Ответчик: Краснодарская таможня, Краснодарская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы