г. Санкт-Петербург |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А56-33108/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Глазкова Е.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: Борисов Р.Б., представитель по доверенности от 16.08.2019, паспорт, Артеменко Е.В., представитель по доверенности от 14.01.2019, паспорт,
от ответчика: Прошин А.Н., представитель по доверенности от 28.12.2018, паспорт,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22926/2019) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2019 по делу N А56-33108/2018 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Жилищному комитету
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (далее - ответчик) с требованием о взыскании:
- 7 376,65 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период с января 2015 года по апрель 2015 года тепловой энергии по договору N 8306.038.1 от 01.09.2008;
- 17 050,90 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период с января 2015 года по май 2015 года тепловой энергии по договору N 8572.038.1 от 01.10.2008;
- 11 567,17 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период с января 2015 года по май 2015 года тепловой энергии по договору N 8499.038.1 от 01.09.2008;
- 2 261,66 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период с января 2015 года по февраль 2015 года тепловой энергии по договору N 7146.038.1 от 01.05.2008;
- 4 832,29 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период январь 2015 года, апрель 2015 года тепловой энергии по договору N 7145.038.1 от 01.05.2008;
- 8 145,79 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период с января 2015 года по май 2015 года и с августа 2015 года по декабрь 2015 года тепловой энергии по договору N 8134.038.1 от 01.09.2008;
- 2 067,85 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период с января 2015 года по апрель 2015 года тепловой энергии по договору N 7742.038.1 от 08.07.2008.
Решением от 24.05.2019 с Жилищного комитета в пользу ГУП "ТЭК СПб" взысканы 45 925,66 руб. задолженности в счет компенсации разницы в тарифах.
В апелляционной жалобе Жилищный комитет просит указанное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что Комитетом в ГУП "ТЭК СПб" за спорный период на основании отчетов и актов сверок, представленных истцом, перечислялись средства субсидий на возмещение выпадающих доходов на тепловую энергию, запрашиваемые по абоненту - ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвандейского района". Таким образом, Комитет предоставлял субсидии на основании имеющихся документов (предоставляемых ГУП "ТЭК СПб") об объемах отпущенной ГУП "ТЭК СПб" ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвандейского района" тепловой энергии, тем самым, исполняя условия договора о предоставлении субсидий в полном объеме. Согласно доводам жалобы, истец не представил надлежащих доказательств, в обоснование своих требований, а именно - помимо расчета задолженности потребленной тепловой энергии он не представил каких-либо иных доказательств, применительно к этим требованиям (показаний КУУТЭ, расчетов по нормативу с указанием площадей многоквартирных домов и количества зарегистрированных граждан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
В отзыве на апелляционную жалобу истец, выражая свое согласие с обжалуемым судебным актом, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на то, что Жилищный комитет не возместил истцу разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУП "ТЭК СПб") и тарифом для населения за указанный период в полном объеме. В обоснование размера задолженности по субсидиям истец предоставил в материалы дела расчет задолженности, расчет количества потребленной тепловой энергии, копии счетов-фактур. Акты сверок объемов тепловой энергии подписаны исполнителем коммунальных услуг с разногласиями. Порядок не регламентирует ситуации, когда акты сверок объемов не подписаны или подписаны с разногласиями со стороны исполнителей коммунальных услуг. Обязанность по подписанию актов сверок объемов и указанию в них причин разногласий при их наличии за потребителями коммунальных услуг никак не закреплена. Таким образом, истец лишен возможности получения субсидии в случаях не подписания или подписания с разногласиями исполнителями коммунальных услуг актов сверок объемов. Между тем, факт подписания актов сверок объемов с разногласиями (с необоснованными разногласиями), либо отказ от подписания не влияет на право истца на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых (этих убытков) само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
В судебном заседании представитель Жилищного комитета поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не установил оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, между ГУП "ТЭК СПб" и ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" заключены договоры теплоснабжения в горячей воде N 8306.038.1 от 01.09.2008; N 8572.038.1 от 01.10.2008, N 8499.038.1 от 01.09.2008; N 7146.038.1 от 01.05.2008; N 7145.038.1 от 01.05.2008, N 7742.38.1 от 08.07.2008 (далее - договоры), по условиям которых истец обязался подавать обществу через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а общество - своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
Истец принятые на себя обязательства исполнил надлежащим образом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 названного Закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф в размере 1590,25 руб./Гкал (без НДС), с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф в размере 2 077,92 руб./Гкал (с учетом НДС) (тариф, установленный для истца).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N 596-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф в размере 1408,01 руб./Гкал (с НДС), в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф в размере 1541,78 руб./Гкал (с НДС).
Следует учитывать, что деятельность ГУП "ТЭК СПб" является регулируемой и основания для применения при определении стоимости потребленной тепловой энергии иного тарифа, отличного от тарифа, установленного для истца, отсутствуют.
Разница между тарифом для ГУП "ТЭК СПб" и тарифом, установленным для населения, компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Как установлено судом первой инстанции, по договору N 8306.038.1 от 01.09.2008 за период с января 2015 года по апрель 2015 года, истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 775 198,85 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 581 663 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 193 535,85 руб.
По договору N 8572.038.1 от 01.10.2008 за период с января 2015 года по май 2015 года, истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 985 463,35 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 779 470,45 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 205 992,90 руб.
По договору N 8499.038.1 от 01.09.2008 за период с января 2015 года по май 2015 года, истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 2 017 742,83 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 1 595 309,91 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 422 432,92 руб.
По договору N 7146.03831 от 01.05.2008 за период с января 2015 года по февраль 2015 года, истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 435 947,33 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 327 108,88 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 108 838,45 руб.
По договору N 7145.038.1 от 01.05.2008 за периоды январь 2015 года, апрель 2015 года, истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 2 463 884,74 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 2 013 309,92 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 450 574,82 руб.
По договору N 8134.038.1 от 01.09.2008 за период с января 2015 года по декабрь 2015 года, истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 2 468 988,50 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 1 900 555,69 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 568 432,81 руб.
По договору N 7742.038.1 от 08.07.2008 за период с января 2015 года по апрель 2015 года, истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 1 326 905,35 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 1 056 116,32 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 270 789,03 руб.
Между тем, ответчик не в полном объеме возместил предприятию разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУП "ТЭК СПб") и тарифом для населения, в связи с чем, на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 45 925,66 руб.:
- 7 376,65 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период с января 2015 года по апрель 2015 года тепловой энергии по договору N 8306.038.1 от 01.09.2008;
- 17 050,90 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период с января 2015 года по май 2015 года тепловой энергии по договору N 8572.038.1 от 01.10.2008;
- 11 567,17 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период с января 2015 года по май 2015 года тепловой энергии по договору N 8499.038.1 от 01.09.2008;
- 2 261,66 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период с января 2015 года по февраль 2015 года тепловой энергии по договору N 7146.038.1 от 01.05.2008;
- 4 832,296 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период январь 2015 года, апрель 2015 года тепловой энергии по договору N 7145.038.1 от 01.05.2008,
- 8 145,79 руб. задолженности в виде разницы в тарифах потребленной в период с января 2015 года по май 2015 года и с августа 2015 года по декабрь 2015 года тепловой энергии по договору N 7742.38.1 от 08.07.2008.
Порядок предоставления субсидий за период с января 2015 года по декабрь 2016 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 г. N 1258 "О Порядке предоставления в 2017 году субсидий теплоснабжающим (ресурсоснабжающим) организациям на компенсацию выпадающих доходов (возмещение выпадающих доходов прошлых лет)", согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Между истцом и ответчиком заключен договор N ВВД-01-02 от 21.02.2017 о порядке предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 8.4 данного договора истец направил в адрес ответчика претензию N 58-13/41114, с просьбой выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов за период с января 2015 года по май 2015 года и ноябрь 2015 года.
Неоплата спорной суммы стала основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав его обоснованным по праву и размеру, и суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с указанным выводом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Так как коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население жилых домов, к правоотношениям по поставке Предприятием тепловой энергии применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Объемы тепловой энергии, применяемые для расчета величины субсидий, определяются на основании актов сверок объемов тепловой энергии, отпускаемой для теплоснабжения многоквартирных (жилых) домов и (или) творческих мастерских (далее - акты сверок), между получателями субсидий и исполнителями коммунальных услуг, при условии, что указанные акты сверок в соответствии с абзацем третьим пункта 3.6 настоящего Порядка не были представлены получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 либо были возвращены в указанный период ГУП ВЦКП "ЖК", откорректированы получателями субсидий и потребителями и представлены в ГУП ВЦКП "ЖК" после 01.01.2018 (пункт 3.5 Порядка N 1174).
При отсутствии согласованных актов сверок с потребителями объемы тепловой энергии определяются на основании судебных актов по искам теплоснабжающих организаций к потребителям, которыми подтверждаются объемы поставленной тепловой энергии потребителям (далее - судебные акты).
Согласно пункту 3.5 Порядка N 1174 предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий по форме, утверждаемой Комитетом.
Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок с потребителями либо в судебных актах. При отсутствии судебных актов и наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными потребителями, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями. При наличии судебных актов в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные судебными актами.
Отчеты и акты сверок либо судебные акты представляются получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта.
ГУП ВЦКП "ЖХ" осуществляет проверку представленных отчетов на их соответствие актам сверок либо судебным актам и по результатам проверки направляет соответствующие сведения в Комитет.
Порядок предоставления субсидий предусматривает, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Поскольку Жилищный комитет не представил доказательств возмещения предприятию межтарифной разницы за спорный период в полном объеме, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного предприятием требования о взыскании 45 925,66 руб. задолженности по субсидиям.
При этом, наличие или отсутствие вины и бездействия со стороны Санкт-Петербурга не влияет на установление компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, и необходимость их возмещения Жилищным комитетом.
Подписание ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" актов сверки объемов тепловой энергии с разногласиями не может являться основанием для отказа предприятию в возмещении объективно существующей разницы в тарифах. Как следует из документов, приобщенных предприятием в материалы дела в суде первой инстанции, расчет количества потребленной по договорам тепловой энергии производился истцом исходя из показаний приборов учета на основании представляемой указанным Обществом информации в виде отчетов и согласованных актов о теплопотреблении, а в случае временного отсутствия (неисправности) приборов учета, расчет объема потребленных коммунальных ресурсов производился по нормативам потребления также на основании данных, представленных ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района".
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что иск предприятия удовлетворен правомерно. При рассмотрении дела суд первой инстанции полно и объективно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Жилищного комитета отсутствуют.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2019 по делу N А56-33108/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33108/2018
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района"
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5257/20
23.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17039/19
25.09.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22926/19
24.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-33108/18