город Самара |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А72-5380/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шадриной О.Е.,
судей Кузнецова С.А. и Назыровой Н.Б.,
протокол судебного заседания вела секретарь Хурина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Заместителя прокурора Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.07.2019, принятое по делу NА72-5380/2019 судьей Тимофеевым В.В.,
по иску Заместителя прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в лице Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197), к обществу с ограниченной ответственностью "АСК" (ОГРН 1147328001402, ИНН 7328077695) о признании недействительным заключенного между Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью "АСК" 30.08.2018 дополнительного соглашения к договору на оказание услуг и (или) выполнение работ от 07.05.2018 N РТС273Г180018(Д), о применении последствий недействительности сделки и взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АСК" в пользу Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области неустойки,
с участием:
от истца - Тихонова Ю.В., старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе (удостоверение ТО N 244925),
от ответчиков:
от ООО "АСК" - Лазарева М.М., представитель (доверенность от 29.04.2019),
от Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в лице Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, Обществу с ограниченной ответственностью "АСК" о признании недействительным заключенное между Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью "АСК" 30.08.2018 дополнительное соглашение к договору на оказание услуг и (или) выполнение работ от 07.05.2018 N РТС273Г180018(Д), о применении последствия недействительности сделки и взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АСК" в пользу Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области неустойку в связи с ненадлежащим исполнением договора на оказание услуг и (или) выполнение работ от 07.05.2018 N РТС273Г180018 (Д) в размере 950 362 руб. 51 коп.
Определением от 10.06.2019 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве соистца - Ульяновскую область в лице Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области.
Решением от 09.07.2019 арбитражный суд отказал Заместителю прокурора Ульяновской области в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Заместитель прокурора Ульяновской области обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.07.2019 и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на отмене судебного акта.
Представитель ООО "АСК" не согласилась с доводами жалобы, просила решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.07.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 07.05.2018 Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (Заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "АСК" (Подрядчик) заключили договор на оказание услуг и (или) выполнение работ N РТС273Г180018 (Д), по условиям которого Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по оценке технического состояния многоквартирных домов, по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также по ремонту крыш расположенных в г. Ульяновске домов N 35 по ул. 40-летия Октября, N 40 по ул. Оренбургская, N 5 по пр. Сиреневый, NN 1, 2, 13 по ул. Тельмана, а также фасадов домов N 12 по пр. Сиреневый, NN 1, 13 по ул. Тельмана на общую сумму 29 596 637 руб. 75 коп.
Согласно пункту 1.4. договора ООО "АСК" должно было выполнить работы по капитальному ремонту кровель и фасадов указанных многоквартирных домов до 01.10.2018.
Пунктами 2.7. и 2.8. договора установлен порядок оплаты выполненных работ по объекту, согласно которому оплата производится из средств собственников помещений в многоквартирных домах, которые формируются на счетах регионального оператора - Фонда, на основании предоставленных Подрядчиком и подписанных в десятидневный срок Заказчиком актов КС-2, справок КС-3, акта о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома, счетов и счетов-фактур.
30.08.2018 стороны договора со ссылкой на подпункт "а" пункта 223 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, заключили дополнительное соглашение, которым пункт 1.4. контракта изложен в новой редакции, с изменением конечного срока выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов с 01.10.2018 на 30.12.2018.
Прокуратурой Ульяновской области в ходе проверки законности исполнения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах выявлены нарушения требований Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, предъявляемых к порядку изменения существенных условий договора подряда.
По мнению прокурора, дополнительное соглашение к договору является незаконным и подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.
В силу подпункта "а" пункта 223 Положения сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены при изменении объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По утверждению прокурора, условие о продлении срока выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома на основании указанного пункта должно быть согласовано с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, а также должен быть изменен объем оказываемых услуг.
В ходе проверки было установлено, что собственники жилых помещений многоквартирных домов в порядке статей 44, 45 Жилищного кодекса Российской Федерации на общих собраниях не принимали решения об изменении сроков выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Объем оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон также не изменялся.
По мнению прокурора, заключение 28.09.2018 между Фондом и ООО "АСК" на основании подпункта "в" пункта 223 Положения дополнительного соглашения к договору от 07.05.2018 N РТС273Г180018 (Д) является незаконным, поскольку изменены существенные условия указанного договора в виде срока его исполнения без наличия к тому оснований.
При заключении дополнительного соглашения от 28.09.2018 допущено нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании преимущественных условий для ООО "АСК", так как первоначально были установлены явно сжатые сроки исполнения работ и потенциальные участники закупки понимали о невозможности продления срока без наличия на то законных оснований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Заместителя прокурора в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Ульяновской области правомерно исходил из следующего.
Согласно части 3 статьи 52 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
На основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункты 1, 2 статьи 167 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса предусмотрено, что региональный оператор осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 180 Кодекса).
На основании пунктов 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Кодекса в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Пунктом 1 части 2 статьи 182 и частью 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Согласно части 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 статьи 189 Кодекса.
В случае если в срок, указанный в части 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора (часть 6 статьи 189 Кодекса).
Из материалов дела следует, что договор на оказание услуг и (или) выполнение работ в спорный период сторонами исполнялся.
Как установлено судом первой инстанции, на территории Ульяновской области региональным оператором является Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области, имеющий статус специализированной некоммерческой организации и обеспечивающим финанрирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Ульяновской области.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на собственников помещений многоквартирного дома, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, лишь обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за помещение и коммунальные услуги, а все функции, связанные с распоряжением этими денежными средствами и обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, передает региональному оператору.
Следовательно, собственники помещений многоквартирного дома, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не обладают правом определять и изменять сроки выполнения капитального ремонта общего имущества дома, поскольку не являются стороной договора, заключаемого подрядчиком и региональным оператором. Данное право предоставлено исключительно региональному оператору как стороне договора.
В соответствии с частью 1.1. статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 Кодекса, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Фондом ЖКК Ульяновской области для целей привлечения подрядных организаций для капитального ремонта общего имущества указанных многоквартирных домов в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", был проведен электронный аукцион.
Согласно пункту 196 Постановления N 615 договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Положением.
Согласно региональной адресной программе сроки ремонта общего имущества многоквартирных домов в г.Ульяновске по ул. 40-летия Октября, д.35, ул.Оренбургская, д.40, пр-д Сиреневый, д.12, пр-д Сиреневый, д.5, ул.Тельмана, д.1, ул.Тельмана, д.13, ул.Тельмана, д.2, указанных в оспариваемом дополнительном соглашении - 2018-2020 гг.
В составе аукционной документации был размещен проект договора, который предусматривал конечный срок выполнения работ - до 01.10.2018 года и возможность продления сроков выполнения работ по основаниям, предусмотренным действующим законодательством (пункт 4.2. договора).
По результатам электронного аукциона заказчиком - Фондом ЖКК Ульяновской области и ООО "АСК" был заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N РТС273Г180018 (Д) от 07.05.2018 года.
Заключенный ответчиками договор на капитальный ремонт в части сроков выполнения работ и оснований для продления сроков выполнения работ соответствует проекту договора, размещенному в составе аукционной документации.
Таким образом, закупка услуг и работ, которые являются предметом договора на капитальный ремонт, произведена заказчиком - Фондом ЖКК Ульяновской области в соответствии с требованиями части 1.1. статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации - в порядке, предусмотренном Постановлением N 615 и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 4 "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ конкуренция есть соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Поскольку отсутствуют хозяйствующие субъекты, полагающие, что в результате заключения ответчиками оспариваемого дополнительного соглашения нарушаются их права и законные интересы, доводы Прокуратуры Ульяновской области о наличии в действиях заказчика и подрядчика нарушений части 1 статьи 17 закона безосновательны.
Доказательств того, что оспариваемое дополнительное соглашение предоставило ООО "АСК" как участнику электронного аукциона льготы и преимущества по отношению к потенциальным претендентам, не представлено.
Так, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области указал, что не считает свои права нарушенными заключенным дополнительным соглашением от 30.08.2018, какие-либо претензии у заказчика к ООО "АСК" по поводу сроков выполнения работ по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ от 07.05.2018 N РТС273Г180018(Д) отсутствуют.
Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области также с требованиями прокурора не согласилось, пояснив, что в рамках исполнения договора 30.08.2018 между Заказчиком и Подрядчиком было заключено дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ в соответствии с пунктом 223 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615.
По условиям договора на капитальный ремонт ООО "АСК" обязалось выполнить данный комплекс работ (услуг) в срок до 01.10.2018 года (пункт 1.4. договора).
Пунктом 4.2. договора на капитальный ремонт предусмотрена возможность продления сроков выполнения работ в случаях, предусмотренных договором или действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 8.1.18. Договора на капитальный ремонт ООО "АСК" письменно известило заказчика о наличии обстоятельств, угрожающих качеству результата выполняемой работ, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
30.05.2018 года ООО "АСК" письменно уведомило заказчика о том, что в ходе оказания услуг по оценке технического состояния многоквартирных домов выявлено несоответствие объемов работ по капитальному ремонту, указанных в Техническом задании к Договору на капитальный ремонт и фактически требуемых, в связи с чем просило рассмотреть вопрос об изменении сроков выполнения работ и внесении изменений в Техническое задание к договору на капитальный ремонт для разработки проектной документации, соответствующей фактически требуемому объему работ.
Согласно пункту 1.4. дополнительного соглашения срок окончания работ перенесен на 30.12.2018 года (кроме работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома по ул.Тельмана, д.1 в г.Ульяновске).
Обоснованность заключения оспариваемого дополнительного соглашения подтверждается положительными заключениями государственной экспертизы в отношении измененных объемов работ. При изменении объемов работ отсутствует превышение предельной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, утвержденной постановлением правительства Ульяновской области N 51-П от 19.02.2014 года.
В соответствии с пунктом 223 Постановления N 615 сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены при изменении объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу прямого указания закона принятие решения о сроках выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома не входит в компетенцию общего собрания собственников дома, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса.
Поскольку в связи с изменением объемов работ перечень видов услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов оставался неизменным (ремонт кровли, ремонт фасада), предельная стоимость услуг по каждому виду работ с учетом изменения объемов не изменялась, размер взноса в фонд капитального ремонта для собственников дома не увеличивался, получение дополнительного согласия собственников помещений многоквартирного дома для изменения технического задания и изменения сроков выполнения работ не требовалось.
ООО "АСК" выполнило все работы по капитальному ремонту многоквартирных домов с надлежащим качеством, в соответствии с уточненными по фактическим объемам Техническими заданиями, разработанной проектной документацией, локальной сметой, что подтверждается актами рабочей комиссии о приемке выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества ( элементов) многоквартирного дома, которые подписаны комиссией в составе представителей заказчика, подрядчика, организации - строительного контроля, Администрации г.Ульяновска, лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, представителей жилищно-эксплуатационной организации. Какие-либо замечания по качеству, объему, стоимости и срокам выполнения работ отсутствуют.
Все работы выполнены ООО "АСК" в срок, установленный дополнительным соглашением от 30.08.2018 года к договору на капитальный ремонт.
Какие-либо претензии к ООО "АСК" по срокам выполнения работ у заказчика, осуществлявшего контроль за выполнением капитального ремонта, отсутствуют. Заказчик от исполнения Договора на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в связи с окончанием первоначальных сроков выполнения работ не отказался.
Какие-либо претензии к ООО "АСК" по срокам выполнения работ у собственников помещений многоквартирных домов, за счет взносов которых произведено финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, также отсутствуют. Денежные средства из федерального, регионального или муниципального бюджета на оплату работ ООО "АСК" не затрачены.
Ответчики по делу, подписывая спорное дополнительное соглашение, выразили свою волю и согласие на изменение срока окончания работ.
Права собственников жилых помещений при этом не нарушались. Представители собственников подписывая итоговый акт, согласились с изменениями.
Кроме того, суд принял во внимание положение пункта 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", которым разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 Кодекса), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 Кодекса). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Прокуратурой Ульяновской области не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов Ульяновской области в лице Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области и не доказано наличие у прокуратуры или у Ульяновской области охраняемого законом интереса в признании дополнительного соглашения недействительным и применении последствий недействительности сделки.
Требование о применении последствий недействительности сделки и взыскании с ответчика ООО "АСК" в пользу ответчика Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области неустойки не подлежит удовлетворению как не основанное на действующем законодательстве. Удовлетворение заявленных требований не повлечет восстановление чьих-либо прав.
Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области, равно как и соистец, не считают свои права нарушенными заключенным дополнительным соглашением от 30.08.2018 года, какие-либо претензии у заказчика к ООО "АСК" по срокам выполнения работ по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ от 07.05.2018 N РТС273Г180018(Д) отсутствуют.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.07.2019, принятое по делу N А72-5380/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу Заместителя прокурора Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Е. Шадрина |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5380/2019
Истец: Заместитель прокурора Ульяновской области, Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в лице министерства энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Департамент административно-технического надзора, Прокуратура Ульяновской области
Ответчик: ООО "АСК", ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области
Третье лицо: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРОКУРОРА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ