город Омск |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А75-10366/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11587/2019) Администрации городского поселения Излучинск на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2019 по делу N А75-10366/2019 (судья Чешкова О.Г.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" к Администрации городского поселения Излучинск о признании незаконным бездействия, выраженного в не подписании соглашений о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков и о понуждении заключить соглашение о компенсации некомпенсируемых убытков за 2017 и 2 полугодие 2018 в предложенной редакции,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" - Хамидуллин Васил Василович по доверенности от 12.04.2019 N 71,
установил:
акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС" (далее - заявитель,, Общество, АО "Нижневартовская ГРЭС") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации городского поселения Излучинск (далее - заинтересованное лицо, Администрация поселения), о признании незаконным бездействия, выразившегося в не подписании соглашений о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков и о понуждении заключить соглашение о компенсации некомпенсируемых убытков за 2017 и 2 полугодие 2018 в предложенной редакции.
Требования мотивированы получением за 2017 год и 2 полугодие 2018 года некомпенсируемых убытков в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка (далее - КЖП), принадлежащей Обществу на праве собственности, расположенной по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт Излучинск, Пионерная база, в период после принятия решения о выводе КЖП из эксплуатации и при отсутствии согласия уполномоченного органа местного самоуправления на вывод такой КЖП из эксплуатации.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2019 по делу N А75-10366/2019 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация поселения обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указала на то, что заключить спорные соглашения не представляется возможным в связи с отсутствием на сегодняшний день дополнительных источников доходов, поступающих в бюджет поселения; бюджетное обязательство не может быть принято без финансового обеспечения, предусмотренного утвержденным бюджетом поселения на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Администрация поселения, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного участвующего в деле лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель АО "Нижневартовская ГРЭС" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав заявителя Общества, установил следующие обстоятельства.
АО "Нижневартовская ГРЭС" является собственником котельной жилого поселка, расположенной по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт Излучинск, Пионерная база, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2007 и осуществляет производство и отпуск тепловой энергии потребителям п.г.т Излучинск тремя источниками: котельной жилого поселка (КЖП), блочными бойлерными установками, отопительно-пусковой котельной (ОПК).
Общество определено единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения п.г.т. Излучинск постановлением Администрации Нижневартовского района от 26.06.2014 N 1216.
Письмом от 18.04.2012 N 291/1234 Общество уведомило Администрацию Нижневартовского района о запланированном в 2012 году выводе из эксплуатации КЖП Излучинск и последующей ее ликвидации в связи с избытком тепловых мощностей и некомпенсируемыми финансовыми убытками.
Письмом от 29.07.2016 Общество подтвердило свое намерение по выводу КЖП из эксплуатации в срок обоснованный Схемой теплоснабжения - 2017 год.
Администрацией поселения в схему теплоснабжения вносились изменения в части сроков эксплуатации КЖП, а именно: Постановлением N 713 от 21.11.2016 "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (приложение N13): "сохранение в работе резервной КЖП до ввода в эксплуатацию резервной тепломагистрали до 2019 года"; Постановлением Администрации городского поселения Излучинск от 26.03.2018 N 141 "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (приложение N14): "Схемой обоснован срок вывода КЖП из эксплуатации - 2019 год".
Письмами 18.05.2016 N 03/1834, от 10.10.2016 N 06/367, от 02.03.2017 N 06/62 в адрес Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры, Главы Нижневартовского района, Губернатора ХМАО-Югры Обществом вносились предложения рассмотреть вопрос о включении в Адресную инвестиционную программу ХМАО на финансовый год 2017 и на плановый 2018 год мероприятия по строительству новой транзитной магистрали от НВГРЭС до пгт. Излучинск.
Данные предложения не были внесены в Адресную инвестиционную программу ХМАО на финансовый год 2017 и на плановый 2018 год.
Общество письмом от 12.02.2018 N 03/442 обратилось в Региональную службу по тарифам ХМАО-Югры (далее - РСТ по ХМАО-Югре) с просьбой согласования размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с дальнейшей эксплуатацией источника теплоснабжения - КЖП по итогам 2017 года. К письму была приложена смета фактических убытков, связанных с эксплуатацией источника тепловой энергии АО "Нижневартовская ГРЭС" - Котельной жилого поселка (далее так же - КЖП).
В соответствии с Выпиской из протокола заседания правления Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2018 N 24-исх-866, согласован размер некомпенсируемых финансовых убытков связанных с эксплуатацией котельной КЖП за 2017 год в размере 6 931 140,00 руб.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.03.2019 по делу N А75-9252/2018 было утверждено мировое соглашение, заключенное между АО "Нижневартовская ГРЭС" и РСТ по ХМАО-Югре, в соответствии с которым размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков Общества, связанных с эксплуатацией источника тепловой энергии - Котельной жилого поселка за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 определен в размере 9 733 770 руб.
Кроме того, Общество письмом от 08.02.2019 N 03/425 обратилось в Региональную службу по тарифам ХМАО-Югры (далее - РСТ по ХМАО-Югре) с просьбой согласования размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с дальнейшей эксплуатацией источника теплоснабжения - КЖП по итогам 2 полугодия 2018 года. К письму была приложена смета фактических убытков, связанных с эксплуатацией источника тепловой энергии АО "Нижневартовская ГРЭС" - Котельной жилого поселка.
В соответствии с Выпиской из протокола заседания правления Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.03.2018 N 15, согласован размер некомпенсируемых финансовых убытков связанных с эксплуатацией котельной КЖП за 2 полугодие 2018 года в размере 9 699 240 руб.
25.03.2019 письмами N N 16/921, 16/922 АО "Нижневартовская ГРЭС" направило в адрес Администрации поселения соглашение о предоставлении субсидии из бюджета городского поселения на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с эксплуатацией за 2017 год и за 2 полугодие 2018 года источника тепловой энергии - Котельной жилого поселка.
Письмами от 25.04.2019 N N 2180, 2181 Администрацией поселения соглашение было возвращено в связи с тем, что бюджетом поселения не предусмотрены расходы на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков за 2017 и 2 полугодие 2018 года.
Полагая, что заключение вышеуказанных Соглашений является обязательным, а Администрация поселения уклоняется от их заключения незаконно, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что Общество, как владелец источника тепловой энергии - котельной, планирующий вывод данного источника из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), в письменной форме уведомило в целях согласования вывода источника тепловой энергии из эксплуатации функциональный орган местного самоуправления городского поселения, с указанием причин вывода объекта из эксплуатации, в связи с чем на основании пункта 19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889), Общество вправе претендовать на компенсацию возникших в связи с эксплуатацией КЖП убытков, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом материалами дела подтверждено наличие у АО "Нижневартовская ГРЭС" некомпенсируемых убытков за 2017 год в размере 9 733 770 руб., за 2 полугодие 2018 года в размере 9 699 240 руб. Размер убытков согласован с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и сторонами не оспорен.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными законом о теплоснабжении.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (пункт 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении).
В указанных случаях собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (пункт 4 статьи 21 Закона о теплоснабжении).
Пунктом 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении установлено, что орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Помимо этого, пунктом 6 статьи 21 Закона о теплоснабжении также предусмотрено, что в случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.
В развитие указанных положений Закона о теплоснабжении Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 889, в соответствии с пунктом 16 которых собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления (пункт 18 Правил N 889).
В случае, если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (первый абзац пункта 19 Правил N 889).
Размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков определяется с ежеквартальной разбивкой как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Размер компенсации подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Орган местного самоуправления и собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей заключают соглашение, которым определяются порядок, размер и сроки выплаты компенсации, основания для расторжения соглашения, в том числе по инициативе собственника или иного законного владельца источника тепловой энергии и тепловых сетей в случае нарушения органом местного самоуправления сроков или порядка выплаты компенсации, вследствие чего собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей вправе вывести объекты из эксплуатации.
При этом выплата соответствующей компенсации и заключение соглашения о порядке осуществления такой компенсации не зависит от усмотрения органов местного самоуправления, то есть является для них обязательным.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, в период до 14.07.2016 полномочия органов местного самоуправления в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения на территории пгт Излучинск осуществлялись органами местного самоуправления Нижневартовского района. Между тем, решением Совета депутатов г.п. Излучинск от 05.07.2016 N 169 внесены изменения в решение от 21.10.2013 N 12 "О передаче осуществления части полномочий", переданные полномочия ограничены только селом "Большетархово", в остальной части полномочия по организации в поселке городского типа Излучинск по электро-, тепло-, газо-, и водоснабжению возвращены Администрации поселения.
КЖП пгт Излучинск учтена Администрацией г.п. Излучинск в схеме теплоснабжения пгт Излучинск со сроком вывода из эксплуатации в 2019 году. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии согласия уполномоченного органа местного самоуправления относительно вывода КЖП из эксплуатации до 2019 года.
В рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 16 Правил N 889 Общество, как владелец источника тепловой энергии - котельной, планирующий вывод данного источника из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), в письменной форме уведомило в целях согласования вывода источника тепловой энергии из эксплуатации функциональный орган местного самоуправления городского поселения, с указанием причин вывода объекта из эксплуатации. Постановлением Администрации городского поселения Излучинск от 26.03.2018 N 141 "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (приложение N14): "Схемой обоснован срок вывода КЖП из эксплуатации - 2019 год".
Материалами дела подтверждено наличие у АО "Нижневартовская ГРЭС" некомпенсируемых убытков за 2017 год в размере 9 733 770 руб., за 2 полугодие 2018 года в размере 9 699 240 руб. Размер убытков согласован с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и сторонами не оспорен.
Таким образом, Обществом соблюдено процедурное требование Правил вывода в части уведомления уполномоченного органа местного самоуправления о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии.
Учитывая изложенное и то, что наличие у Общества убытков, а также их размер документально подтверждены, а обязанность выплаты компенсации прямо предусмотрена законодательством, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности бездействия Администрации, выразившееся в неподписании с Обществом соглашения о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка пгт. Излучинск в 2017 году, во втром полугодии 2018 года.
Доводы подателя жалобы об отсутствии в расходной части бюджета денежных средств для финансирования оспариваемого соглашения не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие бюджетного ассигнования не является основанием отказа Обществу в реализации предоставленной законодательством гарантии компенсации некомпенсируемых финансовых убытков. Администрация поселения не могла не знать о том, что последствием требования Общества осуществить вывод из эксплуатации соответствующего объекта является обязанность возместить некомпенсируемые финансовые убытки, возникшие у Общества вследствие продолжения убыточной деятельности, связанной с эксплуатацией объекта.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, учитывая предложенный Обществом в заявлении, поданном в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, способ защиты нарушенного права, суд первой инстанции с целью восстановления такого права обоснованно возложил на Администрацию поселения обязанность заключить с АО "Нижневартовская ГРЭС" соглашение о компенсации убытков в редакции (на условиях), представленной (предложенных) заявителем.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Администрация поселения освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2019 по делу N А75-10366/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-10366/2019
Истец: АО "НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ГРЭС"
Ответчик: Администрация городского поселения Излучинск