г.Самара |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А72-21066/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от местной мусульманской религиозной организации Махалля "Сююмбике" п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России - представителя Фазлиевой Г.Р. (доверенность от 22.01.2019),
от министерства строительства и архитектуры Ульяновской области - представителя Аквиляновой Е.Ю. (доверенность от 16.01.2019),
от третьих лиц: муниципального учреждения администрации муниципального образования Чердаклинского района Ульяновской области - представителя Подобрий Ю.Н. (доверенность от 03.04.2019),
от муниципального учреждения администрации муниципального образования "Красноярское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Красноярский" - представитель не явился, извещен,
индивидуальный предприниматель Айзатуллов Рафаэль Амбершанович - не явился, извещен,
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области в лице филиала по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2019 года апелляционную жалобу местной мусульманской религиозной организации Махалля "Сююмбике" п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июля 2019 года по делу N А72-21066/2018 (судья Чудинова В.А.), принятое по заявлению местной мусульманской религиозной организации Махалля "Сююмбике" п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России (ОГРН 1087300000996, ИНН 7328054271), г. Ульяновск, к министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (ОГРН 1157325000172, ИНН 7325133662), г. Ульяновск, третьи лица: муниципальное учреждение администрация муниципального образования Чердаклинского района Ульяновской области, г. Ульяновск, муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Красноярское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области, г.Ульяновск, сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Красноярский", г.Ульяновск, индивидуальный предприниматель Айзатуллов Рафаэль Амбершанович, г.Ульяновск, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Ульяновск, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании недействительными распоряжений N 128-од от 05.10.2018 "Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства от 01.08.2018 N 73-656000-232-2018", N 127-од от 05.10.2018 "Об отмене предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области",
УСТАНОВИЛ:
Местная мусульманская религиозная организация Махалля "Сююмбике" п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России (далее - местная мусульманская религиозная организация Махалля "Сююмбике", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (далее - министерство строительства, заинтересованное лицо), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительными распоряжения N 128-од от 05.10.2018 "Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства от 01.08.2018 N 73-656000-232-2018", распоряжения N127-од от 05.10.2018 "Об отмене предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение - администрация муниципального образования Чердаклинского района Ульяновской области, муниципальное учреждение - администрация муниципального образования "Красноярское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области, сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Красноярский", индивидуальный предприниматель Айзатуллов Рафаэль Амбершанович, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июля 2019 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе местная мусульманская религиозная организация Махалля "Сююмбике" просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что публичные слушания являются лишь способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении, а потому не порождают для жителей каких-либо прав и обязанностей, не нарушают их права и свободы, не влекут позитивных или негативных последствий; признание же публичных слушаний несостоявшимися приведет к нарушению прав других граждан, принявших участие в обсуждении.
В письменных пояснениях министерство строительства просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель местной мусульманской религиозной организации Махалля "Сююмбике" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявленные им требования удовлетворить.
Представитель министерства строительства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей министерства строительства, местной мусульманской религиозной организации Махалля "Сююмбике", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области" администрацией МО "Красноярское сельское поселение" передан местной мусульманской религиозной организации Махалля "Сююмбике" в постоянное бессрочное пользование для строительства мечети.
В агентство 24.05.2018 поступило обращение председателя совета Махалли МРО Махалля "Сююмбике" о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308.
Учитывая, что проведение публичных слушаний отнесено к компетенции органов местного самоуправления, агентством главе администрации МО "Красноярское сельское поселение" было направлено письмо о проведении публичных слушаний.
Состоялись 21.06.2018 публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
По результатам их проведения в адрес агентства администрацией МО "Красноярское сельское поселение" направлено заключение о результатах проведения публичных слушаний.
Агентство 02.07.2018 издало распоряжение N 86-од "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области" ММРО Махалля "Сююмбике" п. Колхозный.
Агентством выдано заявителю 01.08.2018 разрешение на строительство N 73-656000-232-2018 объекта - мечети.
Впоследствии в адрес агентства от администрации МО "Чердаклинский район" поступило письмо с указанием на многочисленные жалобы жителей поселка относительно строительства религиозного объекта - мечети в центре п. Колхозный, с указанием на нарушение процедуры публичных слушаний, предусмотренной ГрК РФ.
Агентство, учитывая, что при проведении публичных слушаний были нарушены требования ГрК РФ, 05.10.2018 издало распоряжения: N 127-од "Об отмене предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области" и N 128-од "Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства от 01.08.2018 N 73-656000-232-2018".
Не согласившись с указанными решениями, местная мусульманская религиозная организация Махалля "Сююмбике" обратилась в суд с указанными требованиями.
При подаче заявления в суд заявитель указывал, что процедура проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 для строительства мечети не нарушена, в связи с чем оснований для отмены агентством ранее принятых распоряжений не имелось.
В ходе рассмотрения дела в суде заявитель уточнил правовую позицию, основания требований, указав, что еще в 2014 году разрешенный вид использования - религиозные объекты отнесен к основному, в связи с чем не было правовых оснований для проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Представитель администрации МО "Красноярское сельское поселение" поддержал правовую позицию заявителя.
Представители министерства (агентства), администрации МО "Чердаклинский район" возражали против указанных доводов заявителя, указывая, что согласно правилам землепользования и застройки МО "Красноярское сельское поселение", утвержденным решением Совета Депутатов МО "Красноярское сельское поселение" от 06.10.2011, религиозные объекты отнесены к условному виду использования; процедура проведения публичных слушаний нарушена.
Применительно к виду разрешенного использования земельного участка (основной или условный) судом первой инстанции было учтено следующее.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В силу части 1 и 3 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства классифицируются на основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования.
В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
По смыслу статей 30, 32, 37 ГрК РФ, вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Исходя из изложенного, определение вида разрешенного использования (основной, условно разрешенный или вспомогательный) земельных участков и объектов капитального строительства в каждой территориальной зоне определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
Сочетание видов разрешенного использования зависит от вида территориальной зоны, принадлежности земельного участка к определенной категории земель и земельной политики органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ, статьей 11 ЗК РФ и пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Правила землепользования и застройки МО "Красноярское сельское поселение" утверждены решением Совета Депутатов МО "Красноярское сельское поселение" от 06.10.2011 (далее - Правила).
Стороны, третьи лица не оспаривают, что земельный участок с кадастровым номером 73:21:230405:308 расположен в зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности).
Согласно Правилам 2011 года, в том числе редакции, действующей на день проведения публичных слушаний, вынесения решения, в зоне Ц-2 - религиозные объекты отнесены к условно разрешенному виду использования.
В обоснование довода об основном виде разрешенного использования земельного участка заявитель в материалы дела представил решение совета депутатов МО "Красноярское сельское поселение" от 31.07.2014 N 17, согласно которому в соответствии со статьей 15 главы 5 Правил решено отнести к основным видам разрешенного использования условно-разрешенный вид использования - религиозные объекты.
Ответчик, администрация МО "Чердаклинский район" указывают, что данное решение принято в нарушение порядка, установленного для внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Согласно Правилам Правила землепользования и застройки муниципального образования "Красноярское сельское поселение" - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, содержатся порядок их применения и порядок внесения в них изменений.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 3 Правил на территории муниципального образования "Красноярское сельское поселение" выделены территориальные зоны различного назначения, показанные на карте градостроительного зонирования (статья 35 настоящих Правил). К территориальным зонам приписаны градостроительные регламенты по видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции (статья 36 настоящих Правил).
Градостроительный регламент в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (статья 38 настоящих Правил) включает:
- основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые, при условии соблюдения технических регламентов не могут быть запрещены;
- условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, требующие получения разрешения в порядке статьи 16 настоящих Правил;
- вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, не предусмотренные градостроительным регламентом, являются не разрешенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам статьи 16 настоящих Правил.
Земельный участок с кадастровым номером 73:21:230405:308 расположен в зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности).
Согласно Правилам в зоне Ц-2 религиозные объекты отнесены к условно разрешенному виду использования.
Согласно статье 15 Правил порядок изменения одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости определяется градостроительным законодательством, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами муниципального образования "Красноярское сельское поселение".
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В случаях, кроме указанных в пункте 3 статьи 28 Правил, при изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой разрешенный вид использования необходимо разрешение на строительство.
При этом согласно статье 10 Правил на публичные слушания выносятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Таким образом, согласно Правилам, градостроительному регламенту в территориальной зоне Ц-2 религиозные объекты отнесены к условно разрешенному виду использования.
При этом какие-либо изменения в Правила и в градостроительный регламент не вносились; территориальная зона Ц-2 не относит размещение религиозных объектов к основному виду разрешенного использования.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в соответствии с основными действующими документами - генеральным планом (зона Ц-2), Правилами землепользования и застройки, градостроительным регламентом религиозные объекты в зоне Ц-2 отнесены к условно разрешенному виду использования.
Сами же по себе сведения ЕГРН о виде использования земельного участка не могут служить достаточным подтверждением того, что вид разрешенного использования земельного участка является основным.
В силу части 1 статьи 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Таким образом, соответствие земельного участка условно разрешенному виду использования предполагает исполнение лицом, которое намеревается использовать участок в соответствии с таким видом, обязанности по получению в установленном порядке разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.
При этом порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из основных принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ), и включающий в себя, в том числе необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний. Публичные слушания - форма реализации прав населения, проживающего на территории муниципального образования, на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов муниципального образования и других общественно значимых вопросов.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из статьи 39 ГрК РФ, решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере ("Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).
В целях принятия решения по вопросу предоставления заявителю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка администрацией МО "Красноярское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области было организовано проведение публичных слушаний.
Согласно материалам 21.06.2018 состоялись публичные слушания по проекту предоставления ММРО Махалля "Сююмбике" п. Колхозный разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 (протокол N 10 от 21.06.2018), количество участников публичных слушаний - 36 человек; заключение по результатам публичных слушаний - утвердить проект предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308.
Администрация МО "Чердаклинский район" указывает, что в октябре 2018 года в администрацию поступило обращение граждан, жителей поселка Колхозный (количество подписей около 200), с возражениями относительно строительства мечети, с указанием на то, что мнение граждан не спрашивали, и с требованием убрать забор, огораживающий место строительства, и демонтировать фундамент; сделав в указанном месте парк для отдыха населения независимо от национальности и вероисповедания.
Администрацией МО "Чердаклинский район" при рассмотрении указанного обращения и последующих обращений граждан было установлено, что нарушена процедура проведения публичных слушаний: нарушен порядок оповещения граждан-жителей поселка, не размещен проект, отсутствовал перечень информационных материалов к такому проекту; не были уведомлены правообладатели земельных участков, имеющих общие границы с вышеуказанным земельным участком.
Как видно из материалов дела, комиссией в составе прокуратуры Чердаклинского района, представителей управления внутренней политики администрации губернатора Ульяновской области, уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, администраций МО "Чердаклинский район", МО "Красноярское сельское поселение" рекомендовано администрации МО "Красноярское сельское поселение" провести повторные публичные слушания на предмет предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 для строительства мечети или обжаловать решения в судебном порядке.
Согласно пункту 5 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Судом установлено, что три первых этапа процедуры, непосредственно предшествующих самим слушаниям, администрацией МО "Красноярское сельское поселение" нарушены.
В силу пункта 6 статьи 5.1 ГрК РФ оповещение о начале публичных слушаний должно содержать:
1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;
2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;
3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;
4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5.1 ГрК РФ оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.
При этом согласно пункту 8 статьи 5.1 ГрК РФ оповещение о начале публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.
Согласно материалам дела Советом депутатов МО "Красноярское сельское поселение" 25.05.2018 принято решение N 10 "О времени, месте проведения публичных слушаний и порядке учета предложений по проекту предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области".
В решении указано: назначить и организовать публичные слушания по проекту предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308, площадью 630 кв.м, в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области", с видом разрешенного использования земельного участка - для строительства религиозного объекта (мечети) на 21.06.2018 в 16 час 00 мин в СДК Володарский, п. Колхозный, ул. Центральная, д. 7. Обеспечить размещение на официальном сайте администрации МО "Красноярское сельское поселение" в сети Интернет сообщение, содержащее краткие сведения по обсуждаемому вопросу: информацию по предмету публичных слушаний, о дате, времени и месте предварительного ознакомления с материалами публичных слушаний, о месте и сроке представления предложений и рекомендаций по предмету публичных слушаний; заключения о результатах публичных слушаний. Ознакомление с материалами, прием предложений осуществляется в администрации МО "Красноярское сельское поселение" по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Колхозный, ул. Зеленая д. 36, ежедневно с 08 час 00 мин до 12 час 00 мин и с 13 час 00 мин до 17 час 00 мин в период с 30.05.2018 по 20.06.2018 включительно.
Указанное решение в порядке, предусмотренном для опубликования нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, и в соответствии с пунктом 7 самого решения (устанавливающего порядок вступления в силу) 30.05.2018 опубликовано в газете "Приволжская правда" (официальный источник опубликования актов местного самоуправления, подписка 21 экземпляр, розничной продажи в населенном пункте нет (сообщение Информационного агентства Приволжье-Медиа) и 28.05.2018 размещено на официальном сайте администрации МО "Красноярское сельское поселение", что не соответствует пункту 8 статьи 5.1 ГрК РФ.
Кроме того, указанное решение (при оценке его в качестве оповещения о публичных слушаниях) не содержит информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В нарушение пункта 6 статьи 5.1 ГрК РФ в решении не указаны сведения об официальном сайте администрации, на котором должен быть размещен проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях.
Иных сообщений, оповещений в смысле и содержания согласно пункту 5 статьи 5.1 ГрК РФ, размещено не было.
Размещенное на сайте администрации 18.06.2018 объявление (судом первой инстанции со всеми лицами, участвующими в деле, обозревалось на сайте администрации) не содержит сведения, относительно какого конкретно вопроса проводятся публичные слушания (нет сведений, что разрешение на условный вид использования земельного участка запрашивается для строительства мечети), и кроме того, размещено за 3 дня до даты проведения публичных слушаний, что нарушает как нормы ГрК РФ, так и Порядок проведения публичных слушаний в муниципальном образовании (пункт 5.1 - сообщение публикуется не позднее чем за 20 дней до дня проведения публичных слушаний).
В самом протоколе N 10 от 21.06.2018 (оформленном по результатам публичных слушаний и размещенном на сайте) также отсутствуют сведения, что разрешение на условный вид использования земельного участка запрашивается для строительства мечети.
Таким образом, учитывая совокупность обстоятельств: подписка на газету "Приволжская правда" 21 экземпляр, отсутствие розничной продажи, а также не указание в газете адреса официального сайта администрации, не размещение оповещения на официальном сайте в полном объеме и сроки, как предписано законом, суд первой инстанции пришёл к выводу о нарушении администрацией порядка оповещения о проведении публичных слушаний.
Кроме того, установлено нарушение администрацией 2-го и 3-го этапа процедуры публичных слушаний: проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте, не размещался; открытие экспозиции или экспозиций такого проекта, а также проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, администрацией МО "Красноярское сельское поселение" не проводилось, что подтвердил глава администрации МО "Красноярское сельское поселение" в судебных заседаниях.
Дополнительно судом первой инстанции также учтено, что в нарушение части 4 статьи 39 ГрК РФ администрация МО "Красноярское сельское поселение" не направила сообщения о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Такие доказательства администрацией МО "Красноярское сельское поселение" суду не представлены. Сами по себе представленные администрацией письма (без доказательства получения нарочным либо почтовых реестров отправки корреспонденции, журнала учета исходящей корреспонденции, прочее) такими доказательствами не могут быть признаны. Кроме того, отсутствие такого уведомления подтвердили суду правообладатели смежных земельных участков, привлеченные судом в качестве третьих лиц.
Несмотря на то, что указанные лица (двое) в отзыве указали на отсутствие возражений относительно строительства мечети, с учетом указанных выше нарушений в совокупности, суд первой инстанции признал обоснованной правовую позицию министерства строительства и администрации МО "Чердаклинский район" о существенных и неустранимых нарушениях процедуры публичных слушаний (своевременность оповещения и полнота и достоверность информации), что влечет за собой неосведомленность и введение в заблуждение населения относительно причин и цели проведения публичных слушаний.
Суд первой инстанции также учёл правовую позицию определения Верховного Суда РФ от 24.04.2018 N 309-КГ17-20985 по делу N А76-17007/2016, в котором указано, что в силу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (также определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.04.2019 по делу N 307-КГ18-21642).
Исходя из указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
В связи с изложенным, установив, что публичные слушания проведены с нарушением законодательства, что нарушает право граждан на выражение своего мнения относительно потребностей населения в обеспечении комфортных и благоприятных условий проживания, ответчик правомерно вынес оспариваемые распоряжения об отмене распоряжения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и, как следствие, об отмене разрешения на строительство.
При этом ответчик неоднократно пояснял, что указанное не является препятствием для проведения повторных публичных слушаний по рассматриваемому вопросу.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что публичные слушания являются лишь способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении и не порождают для жителей каких-либо прав и обязанностей, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в данном случае процедура публичных слушаний является обязательной, исходя из требований статьи 39 ГрК РФ, согласно пункту 2 которой проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 ГрК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 17 июля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить заявителю из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15 августа 2019 года государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июля 2019 года по делу N А72-21066/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить местной мусульманской религиозной организации Махалля "Сююмбике" п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15 августа 2019 года государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-21066/2018
Истец: МЕСТНАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАХАЛЛЯ "СЮЮМБИКЕ" П. КОЛХОЗНЫЙ ЧЕРДАКЛИНСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОСТАВЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН РОССИИ
Ответчик: Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КРАСНОЯРСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" ЧЕРДАКЛИНСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧЕРДАКЛИНСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Айзатуллов Рафаэль Амбершанович, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Сельскохозяйственный колхоз "Красноярский", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"