город Томск |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А67-6870/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Павловой Ю.И., |
судей: |
Киреевой О.Ю., |
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Сибцем-Томск" (N 07АП-11933/2018) на решение Арбитражного суда Томской области от 29 октября 2018 года по делу N А67-6870/2017 (судья Ваганова Р.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Сибцем-Томск" (634059, Томская область, город Томск, улица Мостовая, 32, ИНН 7017288118, ОГРН 1117017011870) к обществу с ограниченной ответственностью "Легион-Томск" (634027, Томская область, город Томск, улица Усть-Киргизка 2-я, дом 23, строение 10, ИНН 7017261973, ОГРН 1107017009109) об устранении нарушения права.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (107174, город Москва, улица Басманная нов., дом 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), общество с ограниченной ответственностью "Центральная база перетарки" (634050, Томская область, город Томск, улица Загорная, 74а, офис 103, ИНН 7017306423, ОГРН 1127017014354).
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца: Юровский Л.А. по доверенности от 25 февраля 2019 года; Балашова Д.А. по доверенности от 21 мая 2018 года;
от ответчика: Ковешникова О.В. по доверенности от 22 марта 2019 года.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Сибцем-Томск" (далее - ООО "ТД "Сибцем-Томск", истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Легион-Томск" (далее - ООО "Легион-Томск", ответчик) об устранении нарушения права в восстановлении и в дальнейшем использовании соединительного пути, протяженностью 649 м, инв. N 069:401:002:000014290 от стр. N 118 до стр. N 140 - 648,84 м, включая стрелочные переводы (стр. N 118; 140), расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть-Киргизка, д. 23, строение 16, и обязать ООО "Легион-Томск" привести находящийся в собственности ООО "ТД "Сибцем-Томск" участок железнодорожного пути необщего пользования от стрелочного перевода N140 до стрелочного перевода 24 в состояние, существовавшее до проведения работ в соответствии с координатами, указанными в свидетельстве о праве собственности, кадастровом паспорте, Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "СтройАльянс", примыкающем к разъезду Предпортовый Западно-Сибирской железной дороги, от 04 мая 2009 года, Техническом паспорте железнодорожного пути необщего пользования ООО "СтройАльянс", примыкающего к разъезду Предпортовый Западно-Сибирской железной дороги, от 02 марта 2009 года и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре объектов капитального строительства (техническом паспорте), в срок до 01 октября 2018 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", общество с ограниченной ответственностью "Центральная база перетарки".
Решением Арбитражного суда Томской области от 29 октября 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить.
По мнению апеллянта не относятся к предмету спора указанные судом первой инстанции обстоятельства того, что недостатки и дефекты, ограничивающие либо приводящие к невозможности эксплуатации пути истца, возникли по причине неисполнения обязанностей по обеспечению надлежащего технического состояния соединительного пути самим собственником пути, ненадлежащего контроля со стороны владельца железнодорожного пути за состоянием пути отдельных его элементов, несвоевременного проведения на данном участке плановых работ по подрезке загрязненного балласта и вырубке кустарников. При этом, суду первой инстанции необходимо было установить не техническое состояние железнодорожного пути заявителя, а характер последствий строительства ООО "Легион-Томск" железнодорожного пути. В материалы дела истец предоставил информацию о том, что до начала ООО "Легион-Томск" строительства железнодорожный путь ООО "ТД "Сибцем-Томск" в 2012 и 2013 годах эксплуатировался, что подтверждено в рамках судебных дел N А67-2095/2013 и N А67-2094/2013. С 2013 года ООО "ТД "Сибцем-Томск" не может осуществлять движение по своему железнодорожному пути по причине совершения ООО "Легион-Томск" противозаконных действий. В исковом заявлении по настоящему делу ООО "ТД "Сибцем-Томск" указывает на препятствия, созданные ООО "Легион-Т", а не на ненадлежащее состояние по причине того, что заявитель несвоевременно проводил плановые работы по подрезке загрязненного балласта и вырубке кустарников. При этом, даже при ненадлежащем содержании железнодорожного пути ООО "ТД "Сибцем-Томск" нецелесообразно засыпать часть пути на железнодорожном переезде и демонтировать переводной механизм стрелочного перевода.
Кроме этого, податель апелляционной жалобы указал, что определением от 17.05.2018 суд первой инстанции назначил экспертизу и поставил перед экспертами вопросы, сформулированные ответчиком, при этом не мотивировал отклонение вопросов, представленных ООО "ТД "Сибцем-Томск", что нарушает положения статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При назначении экспертизы судом первой инстанции не было учтено, что вопросы, предложенные ответчиком, не относятся к обстоятельства рассматриваемого дела, поскольку ответчик сформулировал вопросы, относящиеся к исследованию сооружения-примыкания пути необщего пользования к железнодорожному пути общего пользования стрелочными переводами N 22, N 24 (назначение: нежилое, протяженностью 90 м, адрес (местоположение) объекта: Томская область, г. Томск, Усть-Киргизка 2-я улица, д. 23, строен. 18). Однако предметом иска ООО "ТД "Сибцем-Томск" в настоящем деле является построенный ООО "Легион-Томск" железнодорожный путь, который проходит параллельно пути истца. Сооружение-примыкание не проходит параллельно железнодорожному пути истца, оно примыкает через стрелочный перевод N 24. Сооружение-примыкание не было построено ООО "Легион-Томск", оно было приобретено у ООО "Строй Альянс" 19.12.2012. Впоследствии ООО "Легион-Томск" незаконно реконструировало сооружение-примыкание, что подтверждено решениями судов по делам NА67-6838/2014 и N А67-5256/2015.
При этом несмотря на то состояние железнодорожного пути истца, которое описано в заключении судебной строительно-технической экспертизы по настоящему делу, подготовленном Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Сибирский государственный университет путей сообщения", суд первой инстанции не проанализировал тот факт, что на момент строительства ООО "Легион-Томск" железнодорожный путь истца эксплуатировался.
Фактически экспертами при производстве судебной экспертизы в суде первой инстанции не было проанализировано техническое состояние пути истца во взаимосвязи с параллельно построенным ООО "Легион-Томск" железнодорожным путем. Объектом исследования в рамках экспертизы был иной объект.
Эксперт только в рамках устных пояснений указал на то, что железнодорожный путь ответчика (построенный параллельно пути истца) и железнодорожный путь истца находятся в разных уровнях по отношению к железнодорожному переезду, но все это не было отражено в заключении по причине того, что такие вопросы не были поставлены перед экспертами. Суд, указывая в решении в качестве доказательства по делу заключение судебной экспертизы, не оценил, что выводы, содержащиеся в нем, не относятся к обстоятельствам рассматриваемого дела и фактам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец заявил ходатайство о назначении экспертизы с целью выяснения вопросов о возможности осуществления правомочий собственника в отношении соединительного железнодорожного пути, о создании ответчиком препятствий в пользовании.
Разрешая ходатайство истца о назначении экспертизы по делу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что для разрешения поставленных вопросов необходимы специальные познания в области строительной деятельности, эксплуатации железнодорожных путей.
Определением от 26 апреля 2019 года по делу назначена комиссионная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам Центра судебных экспертиз Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кузбасский государственный технических университет имени Т.Ф. Горбачева" Вахъянову Евгению Михайловичу и Иванову Сергею Ивановичу.
Производство по делу было приостановлено в связи с назначением экспертизы. После поступления заключения экспертов производство по делу возобновлено.
По ходатайству ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции эксперты Вахъянов Евгений Михайлович и Иванов Сергей Иванович дали пояснения по экспертному заключению.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Временным управляющим ООО "Легион-Томск" представлены письменные пояснения, в которых указано на необходимость оставления апелляционной жалобы без удовлетворения, на неисполнимость судебного акта по восстановительным работам в последующей процедуре банкротства должника (конкурсного производства).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, пояснения временного управляющего, заслушав представителей сторон, экспертов, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ТД "Сибцем-Томск" на основании соглашения об отступном от 26.07.2012 с 30.08.2012 на праве собственности принадлежит сооружение, назначение: соединительный путь, протяженностью 649 м, инв. N 069:401:002:000014290, состоящее из специально спланированного земельного участка, засыпанного щебнем, на который уложены деревянные шпалы в количестве 895 шт. и смонтированы стальные рельсы марки Р-50; протяженность пути от стр. N 118 до стр. N 140 - 648,84 м, включая стрелочные переводы (стр. N 118; 140), адрес объекта: Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть-Каргизка, д. 23, строение 16, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 26.06.2014.
Согласно выписке N 069:401/2006-144194 из Единого государственной реестра объектов капитального строительства от 10.04.2006 исх. N 214667 сооружение - соединительный путь, расположенный по адресу Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть-Киргизка, 23, стр. 16, протяженностью 648,84 м, введен в эксплуатацию в 1977 году. По состоянию на 06.04.2011 процент износа соединительного пути составляет 40%.
В период с 2013 по 2014 годы ответчик осуществлял работы по строительству железнодорожного пути (625 м), которой проходит параллельно железнодорожному пути необщего пользования ООО "ТД "Сибцем-Томск".
Строительство железнодорожного пути осуществлялось в соответствии с проектом "Развитие инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО "Легион-Томск" (09/2013 - ПЗ, Том I), разработанного Томским проектно-изыскательским институтом транспортного строительства "Томгипротранс".
Письмом от 15.07.2013 ответчик информировал ОАО "РЖД" о том, что железнодорожный путь истца не обеспечивает потребности ответчика в перевозке грузов (путь подтоплен, имеет значительные отступления в техническом содержании, периодически закрывается для движения маневровых составов). Кроме того просил выдать технические условия на примыкание железнодорожного пути необщего пользования ООО "Легион-Томск" к собственному участку пути в районе стрелочного перевода N 24, без изменения перевозок.
В материалы дела представлены технические условия от 15.08.2013 г. N ДТО-76/4-115 на развитие инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО "Легион-Томск", примыкающего к парку Предпортовый станции Томск-Грузовой Западно-Сибирской железной дороги.
05.06.2014 комиссией составлен акт N 44 приемки в постоянную эксплуатацию законченного строительством железнодорожного пути необщего пользования, согласно которому железнодорожный путь необщего пользования ООО "Легион-Томск", примыкающий к ж/д пути необщего пользования ООО "Легион-Томск" на железнодорожной станции Томск-Грузовой Западно-Сибирской железной дороги - филиал ОАО "РЖД", выполнен в соответствии с проектом, соответствует строительно-техническим нормам, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным нормам, а также условиям безопасности движения, при его проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию не нарушены требования действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, и готов к открытию для постоянной эксплуатации.
Обращаясь с настоящим иском, ООО "ТД "Сибцем-Томск" указало, что в ходе реализации проекта "Развитие инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО "Легион-Томск" (09/2013 - ПЗ, Том I), разработанного ОАО "Томгипротранс", ответчиком допущены следующие нарушения:
1. Не выполнены Технические условия ОАО "РЖД" от 15.08.2013 N ДТО-76/4-115, выданные Филиалом ОАО "РЖД" Западно-Сибирская железная дорога, с дополнениями от 23.01.2014 N ДТО-76/4-3, а именно требования п. 3.3, в котором указано: "Согласовать в установленном порядке с владельцем инфраструктуры пересечение железнодорожного пути необщего пользования и территории предприятия ООО "Вымпел-98" и при необходимости другими собственниками инфраструктуры и земли".
По мнению истца, помимо согласования с ООО "Вымпел-98", ООО "Легион-Томск" должно было согласовать строительство своего железнодорожного пути с ООО "ТД "Сибцем-Томск", что также подтверждается позицией Филиала ОАО "РЖД" Западно-Сибирская железная дорога в письме от 04.04.2014 N ДТО-76/4-38, в котором говорится о том, что ООО "Легион-Томск" при строительстве железнодорожного пути в парке Предпортовой станции Томск-Грузовой должно в обязательном порядке согласовать проектную документацию на развитие железнодорожной инфраструктуры необщего пользования с ООО "ТД "Сибцем-Томск" до принятия в постоянную эксплуатацию законченных строительством объектов.
2. При укладке под верхнее строение железнодорожного пути (рельсы и шпалы) ООО "Легион-Томск" был демонтирован переводной механизм стрелочного перевода N 140, входящего в состав соединительного железнодорожного пути ООО "ТД "Сибцем-Томск". Наличие стрелочного перевода N 140 предусмотрено техническим паспортом на соединительный путь ООО "ТД "Сибцем-Томск", кадастровым паспортом. Стрелочный перевод N 140 осуществляет функции перемены направления движения подвижного состава с железнодорожного пути необщего пользования ООО "ТД "Сибцем-Томск" на железнодорожный тупик ООО "Центральная база перетарки".
3. Взамен двухпутевого железнодорожного переезда ООО "Легион-Томск" устроен трехпутевой железнодорожный переезд, при этом он устроен в разных уровнях (путь ООО "ТД "Сибцем-Томск" ниже, чем путь ООО "Легион-Томск" и железнодорожный тупик ООО "Вымпел-98").
Согласно ответу Администрации Города Томска от 28.04.2014 N 2434 Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска разрешение на строительство и последующий ввод в эксплуатацию железнодорожного пути ООО "Легион-Томск" не выдавалось; указано, что земельный участок по адресу г. Томск, ул. 2-я Усть-Киргизка, 23/1 принадлежит на праве собственности ООО "Центральная база перетарки", земельный участок по адресу г. Томск, ул. 2-я Усть-Киргизка, 23 находится в аренде у физического лица.
Из сообщения Западно-Сибирской транспортной прокуратуры от 14.03.2014 N 23-126/2014 следует, что строительство вновь построенных путей необщего пользования ООО "Легион-Томск" осуществило в отсутствие разрешения на строительство, выдаваемого Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска и заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов изыскательских работ.
Ссылаясь на то, что самовольное строительство ООО "Легион-Томск" железнодорожного пути, вследствие которого стало невозможным беспрепятственное восстановление и дальнейшее использование железнодорожного пути необщего пользования ООО "ТД Сибцем-Томск", истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность содержания железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего истцу на праве собственности, лежит на истце и пришел к выводу о недоказанности того обстоятельства, что невозможность использования железнодорожного пути необщего пользования ООО "ТД "Сибцем-Томск" обусловлена именно действиями ООО "Легион-Томск" по строительству своего подъездного пути.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился исходя из следующего.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Ответчиком по негаторному иску может быть лицо, в результате действий которого нарушаются права заинтересованного лица на пользование спорным объектом.
Как разъяснено в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения прав истца (пункт 47 названного постановления).
Из анализа указанных норм следует, что условием удовлетворения требования об устранении препятствий в пользовании имуществом является совокупность доказанных юридических фактов: наличия права собственности (иного вещного права) у истца; наличия препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельств, подтверждающих то, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения.
Нарушением своих прав истец считает самовольное строительство ООО "Легион-Томск" железнодорожного пути, вследствие которого стало невозможным беспрепятственное восстановление и дальнейшее использование железнодорожного пути необщего пользования ООО "ТД Сибцем-Томск".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено экспертам Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет путей сообщения" (СГУПС) Величко Дмитрию Валерьевичу, Быстрову Антону Викторовичу, Гудковой Ирине Николаевне, Лукьянович Татьяне Владимировне.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1) Возможна ли эксплуатация соединительного пути, протяженностью 649 м, инв. N 069:401:002:000014290, включающего стрелочные переводы (стр. N 118, 140), расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть Киргизка, д. 23, строение 16? В случае установления невозможности эксплуатации, указать причины невозможности эксплуатации соединительного пути.
2) Могло ли строительство железнодорожного пути ООО "Легион-Томск" (пути примыкания необщего пользования к железнодорожному пути общего пользования стрелочными переводами N 22, 24, назначение нежилое, протяженность 90 метров, по адресу: г. Томск, ул. Усть-Киргизка 2-я улица, 23, стр. 18) привести к невозможности эксплуатации и ухудшения состояния соединительного пути 649 м, инв. N 069:401:002:000014290, включающего стрелочные переводы (стр. N 118, 140), расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть Киргизка, д. 23, строение 16?
3) Могло ли строительство железнодорожного пути ООО "Легион-Томск" (пути примыкания необщего пользования к железнодорожному пути общего пользования стрелочными переводами N 22, 24, назначение нежилое, протяженность 90 метров, по адресу: г. Томск, ул. Усть-Киргизка 2-я улица, 23, стр. 18) повлиять на безопасность движения подвижного состава станции по соединительному пути 649 м, инв. N 069:401:002:000014290, включающему стрелочные переводы (стр. N 118, 140), расположенному по адресу: Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть Киргизка, д. 23, строение 16?
4) В случае установления на дату проведения судебной экспертизы ненадлежащего технического состояния соединительного пути 649 м, инв. N 069:401:002:000014290, включающего стрелочные переводы (стр. N 118, 140), расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть Киргизка, д. 23, стр. 16, указать причины такового технического состояния.
Таким образом, на разрешение экспертов судом первой инстанции поставлены вопросы, не относящиеся к обстоятельствам настоящего дела, поскольку они относятся к исследованию сооружения - примыкания пути необщего пользования к железнодорожному пути общего пользования стрелочными переводами N 22, N 24 (назначение: нежилое, протяженностью 90 м, адрес (местоположение) объекта: Томская область, г. Томск, Усть-Киргизка 2-я улица, д. 23, строен. 18). При этом, предметом иска ООО "ТД "Сибцем-Томск" в настоящем деле является построенный ООО "Легион-Томск" железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 625 м., который проходит параллельно пути истца, а не сооружение-примыкание. Кроме того, судом не включены в предмет экспертного исследования вопросы о наличии нарушений, связанны со строительством пути необщего пользования ответчика, на которые ссылался истец в основание иска.
В связи с этим, судом апелляционной инстанции назначена комиссионная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам Центра судебных экспертиз Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кузбасский государственный технических университет имени Т.Ф. Горбачева" Вахъянову Евгению Михайловичу и Иванову Сергею Ивановичу.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1. Соответствует ли принадлежащий ООО "Легион-Томск" железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 625 м, действующим градостроительным и строительным нормам и правилам, а также проектной документации "Развитие инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО "Легион-Томск", 09/2013-ПЗ?
2. При наличии нарушений могли ли они повлиять на техническое состояние принадлежащего ООО "ТД "Сибцем-Томск" железнодорожного пути протяженностью 649 м., включающего стрелочные переводы (N 118, 140), расположенного по адресу Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть-Киргизка, д. 23, строение 16?
3. Соответствует ли трехпутевой железнодорожный переезд градостроительным и иным нормам и правилам?
4. Возможна ли эксплуатация принадлежащего ООО "ТД "Сибцем-Томск" железнодорожного пути без переустройства трехпутевого железнодорожного переезда и без реконструкции принадлежащего ООО "ТД "Сибцем-Томск" железнодорожного пути?
5. Возможно ли было строительство железнодорожного пути ООО "Легион-Томск" без демонтажа переводных механизмов стрелочных переводов N N 138, 140?
6. Какие мероприятия необходимо провести для восстановления и дальнейшего использования соединительного пути, протяженностью 649 м, инв. N 069:401:002:000014290 от стр. N 118 до стр. N 140 - 648,84 м, включая стрелочные переводы (стр. N 118; 140), расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть-Киргизка, д. 23, строение 16, и приведения его в состояние, существовавшее до проведения работ ООО "Легион-Томск" по строительству железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 625 м, в соответствии с координатами, указанными в свидетельстве о праве собственности, кадастровом паспорте, Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "СтройАльянс", примыкающем к разъезду Предпортовый Западно-Сибирской железной дороги, от 04 мая 2009 года, Техническом паспорте железнодорожного пути необщего пользования ООО "СтройАльянс", примыкающего к разъезду Предпортовый Западно-Сибирской железной дороги, от 02 марта 2009 года и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре объектов капитального строительства.
В соответствии с экспертным заключением N 4 Дж 4/2-01-2019 железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 625 м., принадлежащий ООО "Легион-Томск", не соответствует действующим градостроительным и строительным нормам и правилам, а также проектной документации "Развитие инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО "Легион-Томск" 09/2013-ПЗ".
В частности, радиусы горизонтальных кривых железнодорожного пути необщего пользования ответчика не соответствуют проекту "Развитие инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО "Легион-Томск" и требованиям п. 3.13, СНиП 2.05.07-91* "Промышленный транспорт", действовавшего на момент проектирования, реконструкции и ввода в эксплуатацию данного пути. Фактическое расстояние между осями на некоторых участках не соответствует требованиям ч.5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 3.20* СНиП 2.05.07-91* "Промышленный транспорт", в соответствии с которым расстояние между осями смежных путей на прямых участках должны быть не менее указанных в табл. 8*., минимально допустимое значение согласно этому пункту равно 4100 мм. По всей протяженности железнодорожного пути необщего пользования имеются отклонения значений высот от проектной линии, чем нарушены требования ч.6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В нарушение требований п. 4.26 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" при строительстве земляного полотна не осуществлен продольный водоотвод на участке от зон затопления, расположенных на пикетах 1 +00 и 2 +25, чем нарушены требования п. 64 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона "технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утверждённых Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, которые действовали на момент проектирования, реконструкции и ввода в эксплуатацию железнодорожного пользования ООО "Легион-Томск", ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Нарушение требования проекта, п. 3.20* СНиП 2.05.07-91* и в части того, что на промежутке между ПК 4+00 и ПК 4+50 м расстояние между путями менее 4,1 м. (3,6 м на самом узком участке) создает реальную опасность столкновения подвижных составов или отдельных их частей, двигающихся одновременно по путям необщего пользования ООО "Легион-Томск" и ООО "ТД "Сибцем-Томск", что в свою очередь может привести к повреждению принадлежащего ООО "ТД "Сибцем-Томск" железнодорожного пути протяженностью 649 м в случае схода вагонов (повреждение шпал, рельсов и других верхних элементов строений путей".
Нарушение требований п. 4.26 СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 м, выразившееся в том, что не осуществлен продольный водоотвод на участке от зон затопления, расположенных на пикетах (ПК) 1+00 и 2+25, что привело к образованию зон затопления, возникших на участках в районе ПК 1 + 00 и ПК 2 +25, и как следствие обводнение и заболачивание верхних строений железнодорожных путей, принадлежащих ООО "ТД "Сибцем-Томск", которые находятся на одном уровне с поверхностью земли, могут привести:
к переувлажнению земляного полотна, что ведет к снижению несущей способности грунтов основания (земного полотна), увеличению рисков возникновения пучин, и, как следствие, смещению положения рельс и шпал,
к переувлажнению балластной подушки, что ведет к разуплотнению слоя каменного материала, в осенний и весенний период попеременного замораживания и оттаивания, к уменьшению его прочности ввиду разрушения от увеличения числа циклов замораживания и размораживания, что также может привести к смещению положения рельс и шпал,
к увеличению интенсивности разрушающих воздействий на верхние строения пути процессов (коррозия рельсов, металлических элементов креплений, гниение шпал),
к заиливанию механизмов стрелочных переводов.
Остальные нарушения, выявленные в исследовательской части по первому вопросу не влияют на техническое состояние принадлежащего ООО "ТД "Сибцем-Томск" железнодорожного пути протяженностью 649 м.
Экспертами также установлено, что трехпутевой железнодорожный переезд не соответствует градостроительным и иным нормам и правилам, а именно п.8.2 СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 м, п. 64 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона "технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утверждённых Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, которые действовали на момент проектирования, реконструкции и ввода в эксплуатацию железнодорожного пользования ООО "Легион-Томск", ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, п.п. 1.1, 3.3, 3.5 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, утвержденной распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30.05.2001 NАН-47-р, п.1.2 Правил дорожного движения, а именно:
* допущена разность уровней головки рельсов смежных путей на переезде;
* расстояние от оголовка рельса пути ООО "ТД "Сибцем-Томск" до поверхности дороги (глубина залегания рельса от поверхности дороги на переезде) - 350 мм;
* на подходах к переезду автомобильной грунтовой дороги на протяжении менее 10 м от головки крайних рельсов в обе стороны твердое покрытие отсутствует;
* железобетонные плиты, уложенные на переезде между рельсами железнодорожных путей, принадлежащих ООО "Легион-Томск", на данный момент частично разрушены, оголена арматура. В результате разрушения Ж/Б плит оголовок путей стал находиться выше чем поверхность Ж/Б плит на 70 мм (рисунки 10-12).
Эксплуатация принадлежащего ООО "ТД "Сибцем-Томск" железнодорожного пути невозможна без капитального ремонта трехпутевого железнодорожного переезда и без капитального ремонта принадлежащего ООО "ТД "Сибцем-Томск" железнодорожного пути в районе переезда (поднятии пути ООО "ТД "Сибцем-Томск" на уровень оголовков рельс путей ООО "Легион-Томск"), либо капитального ремонта железнодорожного пути в районе переезда ООО "ТД "Сибцем-Томск" (путем опускания оголовков рельс до уровня путей ООО "ТД "Сибцем-Томск"). По мнению экспертов первый вариант предпочтительней, так как при этом будет увеличена безопасность железнодорожного переезда в части водоотвода и толщины дорожной одежды.
Для восстановления и дальнейшего использования соединительного пути, протяженностью 649 м., N 069:401:002:000014290 от стр. N 118 до стр. N 140 - 648,84-м., включая стрелочные переводы (N 118, 140) расположенный по адресу Томская область, г. Томск, ул, 2-я Усть-Киргизка, д. 23, строение 16, и приведения его в состояние, существовавшее до проведения работ ООО "Легион-Томск" по строительству железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 625 м, в соответствии с координатами указанными в свидетельстве о праве собственности, кадастровом паспорте. Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "СтройАльянс", примыкающем к разъезду Предпортовый Западно-Сибирской железной дороги, от 04 мая 2009 года, техническом паспорте железнодорожного пути необщего пользования ООО "СтройАльянс", примыкающего к разъезду Предпортовый Западно-Сибирской железной дороги, от 02 марта 2009 года и сведениями содержащимися в Едином государственном реестре объектов капитального строительства необходимо провести следующие мероприятия:
-восстановить стрелочный перевод N 22;
-восстановить работоспособность безномерной стрелки расположенной на ПК 00+30;
* либо восстановить перевод N 136, либо заменить его цельным рельсом;
* либо восстановить работоспособность стрелочных переводов N 138 и N 140, либо демонтировать стрелочные механизмы с дальнейшей заменой на цельные рельсы; - восстановить целостность железнодорожного пути на участках ПК 3+27,5 - ПК 3+43,5 и ПК 3+56,5 - ПК 3+65,
* привести трехпутевой железнодорожный переезд в соответствие с действующими нормами и правилами;
* на участке между ПК 4+00 - 4+50 обеспечить нормативное расстоянии между осями смежных железнодорожных путей (не менее чем 4100 мм) для исключения возможности столкновения составов;
* провести работы по исключению образования участков затопления, обнаруженных в процессе исследования по второму вопросу данного заключения;
- разработать и согласовать в соответствии с действующем законодательством проектную документацию на указанные выше мероприятия, которые необходимо провести для восстановления и дальнейшего использования соединительного пути, протяженностью 649 м., N 069:401:002:000014290 от стр. N 118 до стр. N 140 - 648,84-м., включая стрелочные переводы (N 118, 140) расположенный по адресу Томская область, г. Томск, ул, 2-я Усть-Киргизка, д. 23, строение 16, и приведения его в состояние, существовавшее до проведения работ ООО "Легион-Томск" по строительству железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 625 м.
Эксперты в судебном заседании дали пояснения по возникшим вопросам. В частности, эксперты пояснили, что дренирующий слой предназначен для отвода осадков, капиллярного поднятия води из земли, а продольный водоодвод предназначен для других целей, в заключении указаны только те участки, которые подтоплены именно вследствие строительства железнодорожного пути ответчика. По мнению экспертов из предложенных мероприятий на ответчика может быть возложено осуществление действий, связанных приведением трехпутевого железнодорожного переезда в соответствие с действующими нормами и правилами, обеспечения нормативного расстояния между осями смежных железнодорожных путей и проведения работ по осуществлению продольного водоотвода на указанном в заключении участке.
Оценив экспертное заключение в порядке статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что выводы экспертов, изложенные в заключении, носят последовательный непротиворечивый характер; полномочия и компетентность экспертов не оспорены; доказательств, опровергающих выводы экспертов, в материалы дела не представлено; эксперты в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, суд апелляционной инстанции признал заключение экспертов надлежащим доказательством.
Таким образом, материалам дела подтверждено наличие у ООО "ТД Сибцем-Томск" право требовать устранения нарушений своего права собственности на имущество: соединительный путь, протяженностью 649 м, инв. N 069:401:002:000014290; протяженность пути от стр. N 118 до стр. N 140 -648,84 м, включая стрелочные переводы (стр. N 118; 140), адрес объекта: Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть-Киргизка, д. 23, строение 16.
При этом суд апелляционной инстанции посчитал необоснованным требования в части приведения находящегося в собственности ООО "ТД "Сибцем-Томск" участка железнодорожного пути необщего пользования от стрелочного перевода N 140 до стрелочного перевода 24 в состояние, существовавшее до проведения работ в соответствии с координатами, указанными в свидетельстве о праве собственности, кадастровом паспорте, Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "СтройАльянс", примыкающем к разъезду Предпортовый Западно-Сибирской железной дороги, от 04 мая 2009 года, Техническом паспорте железнодорожного пути необщего пользования ООО "СтройАльянс", примыкающего к разъезду Предпортовый Западно-Сибирской железной дороги, от 02 марта 2009 года и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре объектов капитального строительства (техническом паспорте). Доказательств того, что состояние, в котором находится железнодорожный путь истца, возникло в исключительно результате строительства пути ответчика не представлено.
С учетом заключения экспертов и данных ими пояснений, суд апелляционной инстанции считает необходимым и достаточным обязать ответчика устранить нарушения прав истца путем приведения трехпутевого железнодорожного переезда в соответствие с действующими нормами и правилами, в том числе путем поднятия пути ООО "ТД "Сибцем-Томск" на уровень оголовков рельс путей ООО "Легион-Томск", обеспечения на участке между ПК 4+00-4+50 нормативного расстояния между осями смежных железнодорожных путей (не менее чем 4 100 мм) и проведения работ по осуществлению продольного водоотвода на участке, расположенном на пикетах ПК 1+00 и 2+25 в срок до 01 октября 2020 года.
В остальной части требований следует отказать в связи с недоказанностью.
Учитывая, что конкурсное производство в отношении ООО "Легион-Томск" не введено, доводы временного управляющего о неисполнимости судебного акта в будущем не могут быть приняты во внимание.
Неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового судебного акта.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы истца по уплате государственной пошлины по иску (6 000 рублей), апелляционной жалобе (3 000 рублей), а также за проведение судебной экспертизы (232 100 рублей) относятся на ответчика. Излишне уплаченная истцом при подаче иска государственной пошлины в размере 31 449 рублей подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 29 октября 2018 года по делу N А67-6870/2017 отменить и принять новый судебный акт.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Легион-Томск" устранить нарушения права общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Сибцем-Томск" в восстановлении и в дальнейшем использовании соединительного пути, протяженностью 649 м, инв. N 069:401:002:000014290 от стр. N 118 до стр. N 140 - 648,84 м, включая стрелочные переводы (стр. N 118; 140), расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть-Киргизка, д. 23, строение 16, путем приведения трехпутевого железнодорожного переезда в соответствие с действующими нормами и правилами, в том числе путем поднятия пути общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Сибцем-Томск" на уровень оголовков рельс путей общества с ограниченной ответственностью "Легион-Томск", обеспечения на участке между ПК 4+00-4+50 нормативного расстояния между осями смежных железнодорожных путей (не менее чем 4 100 мм) и проведения работ по осуществлению продольного водоотвода на участке, расположенном на пикетах ПК 1+00 и 2+25 в срок до 01 октября 2020 года.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Легион-Томск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Сибцем-Томск" 241 100 рублей судебных расходов
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Сибцем-Томск" из федерального бюджета 31 449 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 476 от 05.09.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-6870/2017
Истец: ООО "Торговый дом "Сибцем-Томск"
Ответчик: ООО "Легион-Томск"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги", ООО "Центральная база перетарки"