г. Санкт-Петербург |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А56-68171/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Глазкова Е.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: Спиридонов К.С., представитель по доверенности от 19.07.2019, паспорт,
от ответчика: Прошин А.Н., представитель по доверенности от 28.12.2018, паспорт,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24114/2019) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2019 по делу N А56-68171/2018 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Жилищному комитету
3-е лицо: ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района"
о взыскании межтарифной разницы
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (далее - ответчик) с требованием о взыскании задолженности в виде разницы в тарифах по потребленной тепловой энергии третьим лицом в мае 2015 года по договорам N 5531.036.1. от 01.09.2007, N 5315.036.1 от 01.06.2007, N 5535.036.1 от 01.09.2007, N 5358.036.1 от 01.07.2007 в размере 290 814,86 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района".
Решением от 30.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Жилищный комитет просит указанное решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что в материалы дела представлены акты сверок объемов тепловой энергии согласованные 14.07.2017 третьим лицом (ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района") полностью. Таким образом, истец был поставлен в известность, что третье лицо согласовало акты сверки объемов тепловой энергии в полном объеме. Вместе с тем, действий по направлению согласованных актов и ежемесячных отчетов в ГУП ВЦКП "ЖХ" во исполнение Порядков перечисления и предоставления субсидий со стороны истца предпринято не было. В этой связи, податель жалобы считает, что по вине самого истца, в результате его бездействия, средства субсидий не были получены последним.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, выражая свое согласие с обжалуемым судебным актом, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на то, что ответчик не в полном объеме возместил предприятию разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУП "ТЭК СПб") и тарифом для населения, образовавшуюся за май 2015 года, в связи с чем, на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 290 814,86 руб.
В судебном заседании представитель Жилищного комитета поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, апелляционный суд, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не установил оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ГУП "ТЭК СПб" (предприятие) и ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" (исполнитель) заключены договоры теплоснабжения в горячей воде:
- N 5531.036.1 от 01.09.2007;
- N 5315.036.1 от 01.06.2007;
- N 5535.036.1 от 01.09.2007;
- N 5358.036.1 от 01.07.2007.
В соответствии с данными договорами предприятие обеспечивает подачу (поставку) исполнителю через присоединенную сеть коммунального ресурса на точку поставки, а исполнитель обязуется принимать и своевременно оплачивать принятый коммунальный ресурс, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим его потребления, обеспечивать безопасность ее эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунального ресурса.
По условиям договоров стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 названного Закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф в размере 1590,25 руб./Гкал (без учета НДС), с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф в размере 2077, 92 руб./Гкал (с учетом НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N 596-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф в размере 1408,01 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф в размере 1541,78 руб./Гкал (с НДС).
Порядок предоставления субсидий в 2015 году на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2015 N 222 (далее - Порядок).
Деятельность ГУП "ТЭК СПб" является регулируемой и основания для применения при определении стоимости потребленной тепловой энергии иного тарифа, отличного от тарифа, установленного для истца, отсутствуют.
Разница между тарифом для ГУП "ТЭК СПб" и тарифом, установленным для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию (далее - Субсидия).
На основании изложенного следует вывод, что применение в расчетах между истцом и третьим лицом тарифов ниже экономически обоснованных (тарифов для населения) допустимо лишь при наличии компенсации разницы в тарифах из бюджета субъекта Российской Федерации в виде субсидии.
В мае 2015 года истцом по договору 5531.036.1 от 01.09.2007 поставлена тепловая энергия на общую сумму 1 093 084,69 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 822 295,68 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 270 789,01 руб., из них оплачено 158 609,41 руб..
В мае 2015 года истцом по договору 5315.036.1 от 01.06.2007 поставлена тепловая энергия на общую сумму 423 356,03 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 317 661,13 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 105 694,90 руб., из них оплачено 60 496,11 руб.
В мае 2015 года истцом по договору 5535.036.1 от 01.09.2007 поставлена тепловая энергия на общую сумму 1 193 748,19 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 895 791,74 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 297 956,45 руб. из них оплачено 265 961,77 руб.
В мае 2015 года истцом по договору 5358.036.1 от 01.07.2007 поставлена тепловая энергия на общую сумму 925 487,33 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 694 430,53 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 231 056,80 руб., из них оплачено 130 615,01 руб.
Акты объемов подписаны между истцом и третьим лицом без разногласий.
Между тем, ответчик не в полном объеме возместил предприятию разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУП "ТЭК СПб") и тарифом для населения, образовавшуюся за май 2015 года, в связи с чем, на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 290 814,86 руб., что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив отсутствие спора по объему предоставленной тепловой энергии третьему лицу, принимая во внимание разницу в тарифе для населения и экономически обоснованного тарифа, что повлекло возникновение убытков для ресурсоснабжающей организации, которые подлежат компенсации за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, с учетом разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" удовлетворил иск предприятия, признав его обоснованным по праву и по размеру, и суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с указанным выводом.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Объемы тепловой энергии, применяемые для расчета величины субсидий, определяются на основании актов сверок объемов тепловой энергии, отпускаемой для теплоснабжения многоквартирных (жилых) домов и (или) творческих мастерских (далее - акты сверок), между получателями субсидий и исполнителями коммунальных услуг, при условии, что указанные акты сверок в соответствии с абзацем третьим пункта 3.6 настоящего Порядка не были представлены получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 либо были возвращены в указанный период ГУП ВЦКП "ЖК", откорректированы получателями субсидий и потребителями и представлены в ГУП ВЦКП "ЖК" после 01.01.2018. (пункт 3.5 Порядка N 1174).
При отсутствии согласованных актов сверок с потребителями объемы тепловой энергии определяются на основании судебных актов по искам теплоснабжающих организаций к потребителям, которыми подтверждаются объемы поставленной тепловой энергии потребителям (далее - судебные акты).
Согласно пункту 3.5 Порядка N 1174 предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий по форме, утверждаемой Комитетом.
Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок с потребителями либо в судебных актах. При отсутствии судебных актов и наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными потребителями, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями. При наличии судебных актов в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные судебными актами.
Отчеты и акты сверок либо судебные акты представляются получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта.
ГУП ВЦКП "ЖХ" осуществляет проверку представленных отчетов на их соответствие актам сверок либо судебным актам и по результатам проверки направляет соответствующие сведения в Комитет.
Порядок предоставления субсидий предусматривает, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Поскольку Жилищный комитет не представил доказательств возмещения предприятию межтарифной разницы за спорный период в полном объеме, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного предприятием требования о взыскании 290 814,86 руб. задолженности по субсидиям.
При этом, наличие или отсутствие вины и бездействия со стороны Санкт-Петербурга не влияет на установление компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, и необходимость их возмещения Жилищным комитетом. Обществом акты сверки объемов тепловой энергии подписаны без разногласий.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что иск предприятия удовлетворен правомерно. При рассмотрении дела суд первой инстанции полно и объективно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Жилищного комитета отсутствуют.
Расходы по оплате госпошлины распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2019 по делу N А56-68171/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68171/2018
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: ООО "Жилкомсервис N2 Выборгского района"