г. Пермь |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А50-6385/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседании
Балдиной А.С.,
при участии:
от Администрации Чайковского поселения, - Чупина М.И., доверенность от 28.05.2019,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, - Тутынина О.И., по доверенности от 26.12.2018;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (в лице филиала в Пермском крае), - Макарчук У.Ф. - представитель по доверенности от 17.01.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Вега", - Никулина В.С. - представитель по доверенности от 16.09.2019; Чертов А.А. - представитель по доверенности 15.01.2019,
иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, товарищества собственников жилья "Развитие",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 июля 2019 года
по делу N А50-6385/2019,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению Администрации города Чайковского
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Вега" (ОГРН 1175958019247, ИНН 5904350618), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (в лице филиала в Пермском крае),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Таначева Ольга Аркадьевна,
о признании незаконным действия, аннулирование записи, признании незаконным постановления, признании недействительным договора,
третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: товарищество собственников жилья "Развитие" (ОГРН 1105920000010, ИНН 5920033045)
к Администрации города Чайковского, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Вега" (ОГРН 1175958019247, ИНН 5904350618), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (филиал в Пермском крае),
о признании недействительным постановления, распоряжения, признании незаконным действия, аннулирования записи, признании недействительным договора аренды земельного участка,
установил:
Администрация города Чайковского (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявление о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (в лице филиала в Пермском крае) по внесению сведений в ЕГРН и аннулированию записи от 16.12.2016 о государственном кадастровом учете объекта недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 59:12:0000000:20043 площадью 7931 кв.м по адресу: ул. Карла Маркса д.З5 г. Чайковский Пермский край; признании незаконными постановления администрации Чайковского городского поселения от 05.06.2017 N 1038 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка ул. Карла Маркса д.35" и распоряжения председателя комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения от 27.12.2017 N 153-р "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка"; признании недействительным договор аренды земельного участка N03-07/379А с кадастровым номером 59:12:0000000:20043 площадью 7931 кв.м по адресу: ул. Карла Маркса д.35 г. Чайковский Пермский край, заключенного 12.03.2018 между комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и ООО "Строительная компания "Вега", применить последствия недействительности сделки (с учетом определения суда от 24.04.2019).
Определением суда от 07.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: Таначева Ольга Аркадьевна (ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просил признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю и Управления Росреестра по Пермскому краю по внесению сведений в ЕГРН и аннулировании записи от 16.12.2016 о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 59:12:0000000:20043 площадью 7931 кв.м по адресу: ул. Карла Маркса д.З5 г. Чайковский Пермский край; признать недействительным договор аренды земельного участка N 03-07/379А с кадастровым номером 59:12:0000000:20043 площадью 7931 кв.м по адресу: ул. Карла Маркса д.35 г. Чайковский Пермский край, заключенный 12.03.2018 между Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и ООО "Строительная компания "Вега", применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка по акту приема-передачи в администрацию города Чайковского.
Определением суда от 24.05.2019 удовлетворено ходатайство товарищества собственников жилья "Развитие" (далее - ТСЖ "Развитие") о вступление в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора с требованиями о признании недействительными: постановления администрации Чайковского городского поселения N 2110 от 27.10.2016, N 1038 от 05.06.2017, распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения N 153-р от 27.12.2017. Признании незаконными действий филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 59:12:0000000:20043, общей площадью 7 931 кв.м, адрес: Пермский край, г.Чайковский, ул. Карла Маркса, д.35. Признании недействительным договора аренды земельного участка N 03-07/379А от 12.03.2018, заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и jбществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Вега". Возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанности погасить сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:12:0000000:20043, общей площадью 7931 кв.м., адрес: Пермский край, г.Чайковский, ул.Карла Маркса, д.35, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 50 АПК РФ).
Решением суда от 02.07.2019 в удовлетворении требований администрации города Чайковского и ТСЖ "Развитие" отказано.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, товарищество собственников жилья "Развитие" с решением суда от 02.07.2019 не согласно, в апелляционной жалобе просит его отменить, перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам для суда первой инстанции, требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что товарищество узнало о нарушении прав собственников помещений многоквартирного дома только 13.05.2019 - в день получения копии постановления N 2110, из которого ТСЖ стал известен факт формирования спорного земельного участка на основании схемы, а не в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Указывает на то, что ТСЖ не могло заявить требование о применении последствий недействительности договора в виде двусторонней реституции, не могло предъявить требование о признании права на земельный участок, как и заявить виндикационный иск, поэтому заявило единственно возможное в данном конкретном случае требование о признании права аренды ООО "СК "Вега" и права муниципальной собственности отсутствующим. Считает, что образование спорного земельного участка осуществлено без утвержденного проекта межевания территории и без проведения публичных слушаний, что привело к нарушению ст.11.3 ЗК РФ и нарушению субъективных прав собственников помещений многоквартирного дома, предусмотренных п.5,7 ст.46 ГрК РФ.
Представители Администрации Чайковского поселения, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, кадастровой палаты и ООО "Строительная компания "Вега" в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах, выражают согласие с выводами суда первой инстанции и просят решение суда оставить без изменения.
ТСЖ "Развитие, Таначева О.А., администрация города Чайковского надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Чайковского городского поселения от 27.10.2016 N 2110 "О перераспределении земель и об утверждении схемы расположения земельного участка" (далее - Постановление N 2110) земельный участок площадью 7 931 кв.м, расположенный на территории муниципального образования "Чайковское городское поселение" был сформирован путем перераспределения земель и земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010332:679 площадью 1386 кв.м, на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из состава земель населенных пунктов, расположенного в кадастровых кварталах 59:12:0010332 и 59:12:0010331, являющейся приложением к постановлению.
Согласно Генеральному плану муниципального образования "Чайковское городское поселение", утвержденному решением Думы Чайковского городского поселения" от 15.12.2010 N 365 (в редакции решения Думы Чайковского городского поселения от 22.05.2014 N 97) и Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 N 446 (в редакции решения Думы Чайковского городского поселения от 20.10.2016 N 402), участок находится в территориальной зоне Ж-7 - зона развития застроенных территорий с видом разрешенного использования "многоквартирные жилые дома свыше 5 этажей".
Осуществление государственного кадастрового учета участка осуществлялось филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю в период действия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 03.07.2016).
Заявление о постановке на государственный кадастровый учет участка от 17.11.2016 N 30-3976103 поступило в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю от кадастрового инженера Таначевой Ольги Аркадьевны. Вместе с заявлением представлен межевой план от 07.11.2016, подготовленный кадастровым инженером Таначевой О.А. (номер квалификационного аттестата 18-11-64), в связи с образованием земельного участка из участка с кадастровым номером 59:12:0010332:679 и земель государственной или муниципальной собственности.
ФГБУ "ФКП Росреестра" от Администрации Чайковского городского поселения поступил ответ на запрос, в котором администрация подтвердила нахождение участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Несмотря на поступившие сведения об этом, 16.12.2016 в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления Таначевой О.А. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю внесена запись о государственном кадастровом учете объекта недвижимости - земельного участка площадью 7931 кв.м по адресу: ул.Карла Маркса д.35 г.Чайковский Пермский край. Участку присвоен кадастровый номер 59:12:0000000:20043.
23.12.2016 внесена запись о государственной регистрации права на участок за муниципальным образованием "Чайковское городское поселение" N 59-59/016-59/999/001/2016-14669/1.
В письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.12.2015 N 10-4579-КЛ "Об исполнении поручения" указано, что в таких случаях образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка не допускается, рекомендовано при поступлении в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и межевого плана, подготовленного по результатам выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, в составе приложения, к которому вместо утвержденного проекта межевания территории приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, органу кадастрового учета принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
На основании закона Пермского края от 26.03.2018 N 212-ПК "О преобразовании Чайковского городского поселения в Чайковский городской округ", решения Чайковской городской Думы от 21.09.2018 N 13 "О вопросах правопреемства" администрация города Чайковского с 01.01.2019 определена правопреемником администрации Чайковского городского поселения в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Решением Чайковской городской Думы от 05.12.2018 N 79 "Об учреждении Администрации города Чайковского" создана Администрация города Чайковского. 11.12.2018 в Единый реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице Администрации города Чайковского. На основании решения Чайковской городской думы от 26.12.2018 администрация Чайковского городского поселения ликвидирована, полномочия по решению вопросов местного значения не осуществляет.
В соответствии с ч.1 ст.39.3 ЗК РФ на основании постановления администрации Чайковского городского поселения от 05.06.2017 N 1038 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка ул.Карла Маркса д.35" Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения определен организатором аукциона по продаже права аренды на указанный участок.
Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения от 27.12.2017 N 153-р о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" Комитет выступил организатором открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене аукциона на право заключения договора аренды участка, с разрешенным использованием: "многоквартирные жилые дома свыше 5 этажей (далее - аукцион).
26.02.2018 в адрес комитета поступила единственная заявка на участие в Аукционе от ООО "Строительная компания "Вега", в результате решением аукционной комиссии общество признано победителем, как единственный участник аукциона.
12.03.2018 между комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и ООО "Строительная компания "Вега" заключен договор аренды участка сроком на 3 года 2 месяца на период с 12.03.2018 по 11.05.2021.
05.06.2018 администрацией Чайковского городского поселения обществу "Строительная компания "Вега" выдан градостроительный план RU 59532101-0856 на указанный участок, который ограничивает место допустимого размещения зданий, строений и сооружений охранной зоной газопровода.
26.11.2018 в ответ на заявление ООО "Строительная компания "Вега" с представленной проектной документацией Пр-3-2018-ПЗУ "Застройка многоквартирными жилыми домами земельного участка с кадастровым номером 59:12:0000000:20043 по адресу: Пермский край г.Чайковский ул.Карла Маркса, д.35 Жилой дом поз.1" администрацией Чайковского городского поселения выдано разрешение на строительство N RU59-2101-15-2018.
Ссылаясь на то, что образование участка и его постановка на кадастровый учет кадастровой палатой произведено с нарушением п.4 ч.3 ст. 11.3 ЗК РФ и ч. 10 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. На момент проведения аукциона земельного участка (объявлен постановлением Чайковского городского поселения от 05.06.2017 N 1038), на земельном участке находились фундаменты (часть домов) снесенных аварийных (расселенных) многоквартирных домов, в отношении которых имелось вступившее в силу решение Чайковского городского суда по делу N 2-2118/2017 от 14.12.2017 об обязании администрации Чайковского городского поселения осуществить их снос, администрация города Чайковского обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
ТСЖ "Развитие" обратилось в арбитражный суд с требованиями в порядке ст. 50 АПК РФ, в обоснование которых указывает на то, что постановление администрации Чайковского городского поселения N 2110 от 27.10.2016, действия по постановке на кадастровый учет являются незаконными, договор аренды недействительным (ничтожным), поскольку наличие на сегодняшний день у ООО "СК "Вега" права собственности на незавершенный строительством объект не является препятствием для удовлетворения заявленных ТСЖ "Развитие" требований, поскольку ООО "СК "Вега" вправе заявить о правах на земельный участок, занятый непосредственно данным объектом, в порядке ст.39.20 ЗК РФ. Действия ООО "СК "Вега" по регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, свидетельствуют о злоупотреблении правом, поскольку совершены после возбуждения судом производства по настоящему делу.
Спорный земельный участок граничит с земельным участком, расположенным под многоквартирным домом. Формирование спорного земельного участка затрагивает субъективные права собственников помещений многоквартирного дом, поскольку расположение любых объектов на приграничных участках влияет на ликвидность (стоимость) помещений, на показатели инсоляции, вентиляции, внешнего вида из окон, благоприятную окружающую среду. В суде первой инстанции представитель ТСЖ "Развитие" указал, что нарушены права собственников жилого дома на принятие участия в публичных слушаниях, а также на то, что собственники жилого дома в соответствии с действующим законодательством имеют право на уточнение границ своего земельного участка.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Ответчиками заявлено о пропуске срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ. ТСЖ "Рзавитие" заявило о восстановлении данного срока.
Согласно ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом при наличии соответствующего ходатайства.
В соответствии с правовым подходом, изложенным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 103-О, установление такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, которое в рассматриваемом случае сохраняется у заявителя с использованием надлежащих способов защиты.
Об оспариваемом постановлении и действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю по постановке на кадастровый учёт спорного земельного участка администрация и ТСЖ "Развитие" узнали не позднее постановки земельного участка на кадастровый учет 16.12.2016. В суд с настоящим заявлением Администрация г. Чайковского обратилась 26.02.2019, а ТСЖ "Развитие" 23.05.2019, то есть с пропуском установленного срока, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка являются общедоступными и администрация и третье лицо об этом должны были знать с момента осуществления такого учета, земельный участок был зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием, а дальнейшем спорный земельный участок был реализован ООО "СК "Вега" на аукционе сведения, о котором так же являются открытыми, как и сведения о зарегистрированных правах аренды на спорный земельный участок от 03.04.2018.
Суд так же отметил, что в случае, если кто либо из собственников ТСЖ "Развитие", как физическое лицо, считает, что лично его право нарушено, он не лишен возможности обратиться в суд с соответствующими требованиями. Кроме того, при наличии записи о регистрации прав на спорный земельный участок признание постановления и действий по его постановке на учет недействительными, не восстановят права заявителей.
Также судом установлено, подтверждено материалами дел и участниками процесса не оспаривается факт образования спорного земельного участка в порядке перераспределения земель.
Пунктом 1 ст. 39.27 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях: 1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута; 2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута; 3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа (п. 3 ст. 39.27 Земельного кодекса РФ).
В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением (п. 5 ст. 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельный кодекс РФ на момент образования земельного участка и постановки его на кадастровый учет предусматривал возможность образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 настоящей статьи (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
Ранее спорные правоотношения регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу положений ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 -29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Таким образом, оснований для признания факта того, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с нарушением действующего на момент его образования и кадастрового учета законодательства, не имеется.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Согласно ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Заявители в качестве недействительности сделки указывали на нарушение законодательства о формировании земельного участка, и нахождение на нем фундаментов от ранее снесенных домов. Наличие фундаментов от ранее снесенных домов, Администрация г. Чайковского считает препятствием для реализации такого земельного участка на торги, вместе с тем в рамках настоящего спора торги сторонами не оспариваются. В судебном заседании ООО "СК "Вега" указало, что ему было известно какой земельный участок приобретается и были достигнуты договоренности, что ООО "СК "Вега" самостоятельно демонтирует данные объекты.
Учитывая изложенное, судом правомерно отказано в удовлетворении требований о признания договора аренды земельного участка N 03-07/379А с кадастровым номером 59:12:0000000:20043 площадью 7931 кв.м по адресу: ул. Карла Маркса д.35 г. Чайковский Пермский край, заключенного 12.03.2018 между Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и ООО "Строительная компания "Вега", недействительным, и применении последствий недействительности сделки в виде возврата земельного участка по акту приема-передачи в Администрацию города Чайковского.
Кроме того, как верно указал суд, удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права отсутствующим.
Принимая во внимание, что ТСЖ "Развитие" не является собственником спорного земельного участка, либо иным правообладателем зарегистрированных прав, и не является фактическим владельцем этого участка, и в отсутствие доказательств того, что собственники многоквартирного дома, чьи интересы, как утверждает ТСЖ "Развитие", оно представляет, претендуют или могут претендовать на часть участка, переданного на торгах в аренду для строительства, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований о признании отсутствующими права собственности и права аренды ООО "СК "Вега" на спорный земельный участок.
Доводы товарищества о том, что образование спорного земельного участка осуществлено не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории и без проведения публичных слушаний, что привело к нарушению ст.11.3 ЗК РФ и нарушению субъективных прав собственников помещений многоквартирного дома, предусмотренных п.5,7 ст.46 ГрК РФ, рассмотрен и признан не влекущим иных выводов по существу спора, на основании следующего.
В подпункте 4 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ действительно установлено, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Однако с учетом положений ч. 3, 5 ст. 39.27 ЗК РФ и того, что квартал, в границах которого образован спорный участок, в качестве элемента планировочной структуры в установленном порядке не выделен, апелляционный суд полагает, что образование участка путем перераспределения правомерно осуществлено в соответствии с утвержденной схемой.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении требований администрации и товарищества отказано судом правомерно.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 июля 2019 года по делу N А50-6385/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6385/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧАЙКОВСКОГО
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧАЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ЧАЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ, ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ВЕГА", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Таначева Ольга Аркадьевна, ТСЖ "РАЗВИТИЕ", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю