г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А56-48213/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22942/2019) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2019 в виде резолютивной части по делу N А56-48213/2019 (судья Нетосов С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт- Петербурга" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета 293 918 руб. 22 коп. убытков в виде разницы в тарифах за тепловую энергию потребленную за период с марта по декабрь 2016 года по договору N 13452.039.1 от 01.04.2014.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвует ООО "ЖКС N 3 Кировского района".
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2019 в виде резолютивной части по делу исковые требования полностью удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Ответчик ссылается на то, что истец определил объем тепловой энергии в соответствии с показаниями узлов учета, по нормативу и расчетным способом; определение объема тепловой энергии расчетным способом, по мнению ответчика, противоречит нормам жилищного законодательства.
Ответчик также ссылается на то, что истец основывает свои требования на математическом расчете, без предоставления первичных документов; истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов неправомерными действиями ответчика, наличием причинной связи между допущенными ответчиком нарушениями и возникшими убытками, размер убытков.
От истца поступил письменный отзыв на жалобу, в котором изложены возражения против ее удовлетворения. Истец поддерживает решение, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между истцом и третьим лицом был заключен договор теплоснабжения в горячей воде N 13452.039.1 от 01.04.2014 г., согласно условиям которого истец обязался передавать третьему лицу тепловую энергию через присоединенную сеть, а третье лицо обязалось своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию энергоснабжающей организации.
Истец принятые на себя обязательства исполнил надлежащим образом. Факт поставки истцом ответчику тепловой энергии на основании договора подтверждается материалами дела.
Судом первой инстанции исковые требования полностью удовлетворены.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки тепловой энергии Предприятием на основании договора, заключенного с третьим лицом, в многоквартирные жилые дома подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Поскольку услуги по теплоснабжению в данном случае оказывались населению многоквартирных жилых домов, к спорным правоотношениям применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" размер установленного на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 тарифа составил 2077,92 руб. /Гкал (с НДС), на период с 01.07.2016 по 31.12.2016-2392,44 руб. /Гкал (с НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 год" размер установленного на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 тарифа для определения размера платы за коммунальные услуги составил 1541,78 руб. /Гкал (с НДС), на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1621,95 руб. /Гкал (с НДС).
Применение истцом при расчетах тарифов для граждан, которые ниже экономически обоснованных тарифов, повлекло возникновение межтарифной разницы.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П разъяснено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Данное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Нормативными актами, действовавшими в спорном периоде в Санкт-Петербурге, предусмотрено возмещение межтарифной разницы за счет средств, выделяемых Комитету.
Как следует из утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 Порядка предоставления в 2018 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных и (или) регулируемых тарифов на тепловую энергию (далее - Порядок), возникшая за период с января по декабрь 2016 года разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий определяются на основании актов сверок. При отсутствии согласованных актов сверок с потребителями объемы тепловой энергии определяются на основании судебных актов по искам теплоснабжающих организаций к потребителям, которыми подтверждаются объемы поставленной тепловой энергии потребителям.
Согласно пункту 3.7 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий по форме, утверждаемой Комитетом. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок с потребителями либо в судебных актах. При отсутствии судебных актов и наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными потребителями, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг. При наличии судебных актов в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные судебными актами. Отчеты и акты сверок либо судебные акты представляются получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки. ГУП ВЦКП "ЖХ" осуществляет проверку представленных отчетов на их соответствие актам сверок либо судебным актам и по результатам проверки направляет в Комитет соответствующие сведения.
Величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
При этом отсутствие подписанных исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) актов сверок объемов, отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах не влияет на право истца на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
В соответствии п.5.4 соглашения о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов N 1-1-ВВД от 26.01.2018, заключенного между ГУП ТЭК СПб и Жилищным комитетом, сторона получившая претензию, рассматривает ее в течение 7 (семи) рабочих дней со дня получения и в указанный срок либо устраняет выявленные нарушения, либо направляет мотивированный письменный отказ в удовлетворении претензии. В случае не получения ответа в установленный срок, спор может быть передан на рассмотрение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в установленном порядке.
Истец направил Комитету претензионное письмо от 01.04.2019 N 58-36/12955 о предоставлении субсидии на возмещение разницы в тарифах (л.д. 141-142) по договору за спорный период.
В досудебном порядке Комитет не исполнил обязанность по перечислению субсидии.
В обоснование своих требований истец предоставил суду расчет задолженности за период с марта по декабрь 2016 года по договору N 13452.039.1 от 01.04.2014 г., расчет количества потребленной третьим лицом тепловой энергии, счет-фактуру и платежное требование, выставленные в адрес третьего лица, акт сверки объемов тепловой энергии.
Несоблюдение истцом порядка получения субсидий и отсутствие у Комитета задолженности перед Предприятием не доказаны.
Поскольку Комитет не представил доказательств возмещения в полном объеме потерь, вызванных межтарифной разницей в спорный период, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы, приведенные Комитетом в апелляционной жалобе (ранее изложенные в отзыве на иск), были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Оснований для отмены решения, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2019 в виде резолютивной части по делу N А56-48213/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48213/2019
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N3 КИРОВСКОГО РАЙОНА"
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22942/19