г. Москва |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А40-184380/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2019 по делу N А40-184380/18, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению Департамент городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Кузнецова М.Д. по доверенности от 29.11.2018; |
от заинтересованного лица: |
Скиперский А.С. по доверенности от 26.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее- Заявитель) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества кадастровый номер: 77:01:0006029:1319 от 14.05.2018 г. N 77/999/001/2018-116016, о возложении обязанности на Управление Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав Департамента городского имущества города Москвы путем регистрации право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества- нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Москва, Съезжинский пер., д. 10, стр. 3, кадастровый номер: 77:01:0006029:1319.
Определением суда от 02.10.2018 исковое заявление Департамента городского имущества города Москвы оставлено без рассмотрения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 г. Определение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2018 по делу N А40- 184380/17 отменено, направлен вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2019 заявленные требования удовлетворил, признав их обоснованными и документально подтвержденными.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал выводы суда первой инстанции, указал на несостоятельность доводов жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, пояснения сторон, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества расположенного по адресу: г. Москва, Съезжинский пер., д. 10, стр. 3, кадастровый номер: 77:01:0006029:1319.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 14.05.2018 N 77/999/001/2018- 116016, сообщено об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости со ссылкой на непредставление документов, необходимых для государственной регистрации.
Не согласившись с оспариваемым отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый акт не является законным и нарушает права и законные интересы Заявителя.
Поддерживая выводы суда, апелляционный суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с действующим законодательством ответчик наделен полномочиями по вынесению оспариваемых ненормативных правовых актов, что не оспаривается сторонами.
В соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Закон о недвижимости) государственная регистрация прав включают в себя в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в качестве основания для государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении нежилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу Департаментом представлена Выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, согласно которой, основанием возникновения права собственности города Москвы является постановление Московской городской думы от 20.05.1998 N 47.
При этом судом учтено, что в силу п.5 ст.214 ГК РФ отнесение государственного имущества к государственной собственности осуществляется на основании закона.
Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Согласно п.3 Постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, п.1 которого предусматривал, что для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов.
Согласно п.1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности (нежилой фонд), расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 N 2265 "О гарантиях (местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от N 3020-1.
Постановлением Московской городской Думы от 20.05.1998 N 47 утвержден "Перечень объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений) учитываемых на балансе предприятий "Дирекция единого заказчика", в котором учтено спорное нежилое помещение (т. 1 л.д. 12-13).
Таким образом, представленная Департаментом выписка из реестра является надлежащим документом, подтверждающим право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества, представленный на регистрацию права собственности.
Коллегия также учитывает, что в данном случае, спора о праве на заявленное к регистрации имущество, не имеется.
Согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации права собственности, отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит ни одного обоснования неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, в соответствии с требованиями ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о недоказанности ответчиком законности принятого решения и о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.06.2019 по делу N А40-184380/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184380/2018
Истец: Департамен городского имущества г.Москвы
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23702/19
24.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46351/19
05.06.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-184380/18
22.11.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60081/18
02.10.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-184380/18