город Омск |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А46-5635/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10009/2019) общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Омской области от 06.06.2019 по делу N А46-5635/2019 (судья Яркова С.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305)
к Государственной жилищной инспекции Омской области
о признании недействительным предписания от 06.02.2019 N 03-02-14/9 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - заявитель, общество, ООО "ГУЖФ") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо. ГЖИ Омской области) от 06.02.2019 N 03-02-14/9 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Решением от 06.06.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5635/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, ООО "ГУЖФ" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы общество утверждает, что в предписании не указано, каким образом необходимо обеспечить допустимое отклонение горизонтальности лестничной площадки подъезда N 2 -не более 10 мм, а ступеней лестниц - не более 4 мм; из формулировки, отраженной в предписании "устранить неисправное состояние лестницы, расположенной между площадкой 1 этажа и межэтажной площадкой подъезда N 2 и не допускать её дальнейшего разрушения; при прогибах лестничных маршей и площадок, превышающих допускаемые нормы (в случае увеличивающейся деформации), обеспечить усиление несущих элементов лестницы", не ясно какими являются допустимые нормы при прогибах лестничных маршей и площадок.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, от инспекции поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, по обращению собственников многоквартирного дома (МКД), расположенного по адресу: г. Омск, пгт. Степной, ул. 40 лет Ракетных войск, д. 2 (от 24.09.2018 N Т-7554(18)), на основании распоряжения заинтересованного лица от 02.10.2018 N 000003138 с целью контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований должностным лицом ГЖИ Омской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ГУЖФ" по адресу:
г. Омск, пгт. Степной, ул. 40 лет Ракетных войск, д. 2, по результатам которой составлен акт от 22.10.2018 N 03-03-14/230 и выдано предписание от 22.10.2018 N 03-02-14/101, которым заявителю предписано в срок до 12.12.2018 обеспечить герметичность канализационных трубопроводов, фасонных частей, ревизий, прочисток системы канализации; обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий, предотвращении сырости и замачивания грунтовых оснований, фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; провести в соответствии с санитарными нормами дезинфекцию технического подполья; устранить и не допускать дальнейшего разрушения, неисправного состояния лестницы, расположенной между площадкой 1 этажа и межэтажной площадкой подъезда N 2, обеспечить усиление несущих элементов лестницы, обеспечить допустимое отклонение горизонтальности лестничной площадки подъезда N 2 - не более 10 мм (ступеней - не более 4 мм); устранить и не допускать дальнейшего разрушения, неисправного состояния первого лестничного марша и площадки при входе в подъезд N 4 (трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания).
По результатам проверки исполнения выданного предписания на основании распоряжения ГЖИ Омской области от 09.01.2019 N 000000012 уполномоченным лицом составлен акт от 06.02.2019 N 03-03-14/18, которым выявлено неустранение ООО "ГУЖФ" нарушений, обозначенных в указанном выше предписании (пункты 4, 5), а именно:
- допущено разрушение, неисправное состояние лестницы, расположенной между площадкой 1 этажа и межэтажной площадкой в подъезде N 2;
- допущено разрушение, неисправное состояние первого лестничного марша и площадки перед ним при входе в подъезд N 4.
По результатам данной проверки ООО "ГУЖФ" выдано предписание N 03-02-14/9 от 06.02.2019, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 30.06.2019 выполнить следующие действия:
- устранить неисправное состояние лестницы, расположенной между площадкой 1 этажа и межэтажной площадкой подъезда N 2 и не допускать её дальнейшего разрушения; при прогибах лестничных маршей и площадок, превышающих допускаемые нормы (в случае увеличивающейся деформации), обеспечить усиление несущих элементов лестницы, предварительно приняв меры по безопасности эксплуатации данной лестницы; обеспечить допустимое отклонение горизонтальности лестничной площадки подъезда N 2 - не более 10 мм, а ступеней лестниц - не более 4 мм;
- устранить неисправное состояние первого лестничного марша и площадки перед ним при входе в подъезд N 4 (трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания) и не допускать ее дальнейшего разрушения.
Полагая, что данное предписание является незаконным, нарушает его охраняемые законом права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
06.06.2019 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В настоящем случае в обоснование возражений относительно изложенных в предписании требований заявитель указывает, что устранение выявленных недостатков возможно только путем проведения капитального ремонта, что не относится к обязанностям общества как управляющей компании.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как следует из части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Системное толкование положений статьи 162 ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуги и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в соответствующем доме, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 Правил N 416 управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Материалы дела свидетельствуют о том, что по результатам проведенных инспекцией проверочных мероприятий установлено, что ООО "ГУЖФ" не были устранены выявленные ранее нарушения, что заявителем в ходе судебного разбирательства по существу не оспорено.
Устранение указанных в предписании недостатков может и должно быть осуществлено в ходе содержания и технического ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В свою очередь, Правила N 170 предусматривают конкретные требования к содержанию жилищного фонда, в них перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Пунктом 1.7.5 Правил N 170 предусмотрено, что аварийное состояние жилого дома, его части, отдельных конструкций или элементов инженерного оборудования, вызванное несоблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения по его вине, устраняется в установленном порядке обслуживающей организацией.
Так, согласно пункту 4.8.1 Правил N 170 неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Заделку трещин, углублений, выбоин и сколов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций.
При прогибах лестничных маршей и площадок, превышающих допускаемые нормы (в случае увеличивающейся деформации), работники организации по обслуживанию жилищного фонда должны усиливать несущие элементы лестниц (по проекту), предварительно приняв меры по безопасности эксплуатации лестниц (пункт 4.8.3 Правил N 170).
При этом допустимое нарушение горизонтальности лестничных площадок - не более 10 мм, а ступеней лестниц - не более 4 мм (пункт 4.8.13 Правил N 170).
При этом работы по устранению неисправностей кровель, ремонту гидроизоляции, восстановлению или замена отдельных участков и элементов лестниц относятся к работам, производимым при текущем ремонте жилищного фонда (пункт 4 приложения N 7 к Правилам N 170).
Таким образом, Правилами N 170 прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома, в том числе, лестниц дома.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, исходя из баланса частных и публичных интересов, законодательством определен уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создан компетентный орган по контролю соблюдения установленных требований.
Управляющие организации выступают в этих отношениях в качестве специализированных коммерческих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27).
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оставив без удовлетворения требования ООО "ГУЖФ" о признании недействительным предписания от 06.02.2019 N 03-02-14/9 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, избрание способа исполнения предписания относится к компетенции заявителя.
Ссылка общества при разбирательстве в суде первой инстанции на то, что при проверке отсутствовали контрольные приборы и измерительные инструменты, способствующие выявлению нарушений, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку данные нарушения были установлены при ранее проведённых проверках и ООО "ГУЖФ" не оспаривались.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.06.2019 по делу N А46-5635/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5635/2019
Истец: ООО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ