г. Пермь |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А50-5265/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В. Ю.,
судей Лихачевой А. Н., Яринского С. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Побиленской Е. С.,
при участии:
представителя истца, Калининой С. П. по доверенности от 23.04.2019,
представителя ответчика, Ожеговой И. М., по паспорту, доверенности от 05.08.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 28 июня 2019 года,
принятое судьей Белокрыловой О. В. по делу N А50-5265/2019
по иску Жилищно-строительного кооператива N 52 (ОГРН 1025900767837; ИНН 5903058515)
к обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536),
об обязании произвести ремонт транзитных инженерных сетей горячего водоснабжения, теплоснабжения
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 52 (далее - истец, ЖСК N 52 ) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ответчик, ООО "ПСК") об обязании ответчика провести ремонт транзитных инженерных сетей горячего водоснабжения (подающий и обратный трубопроводы), проходящих по подвалу жилого многоквартирного дома N 17 по ул. Челюскинцев г. Перми, в дальнейшем исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящих по подвалу жилого многоквартирного дома N 17 по ул. Челюскинцев г. Перми в технически исправном состоянии.
В ходе судебного заседания истец обратился с ходатайством об уточнении - просит обязать ответчика провести ремонт транзитных инженерных сетей горячего водоснабжения (подающий и обратный трубопроводы), проходящих по подвалу жилого многоквартирного дома N 17 по ул. Челюскинцев г. Перми под подъездами N 1 и N 2, в дальнейшем исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящих по подвалу жилого многоквартирного дома N 17 по ул. Челюскинцев г. Перми в технически исправном состоянии. Ходатайство об уточнении требований судом было принято в силу ч.1 статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.06.2019 исковые требования удовлетворены, на ООО "ПСК" возложена обязанность произвести ремонт транзитных инженерных сетей горячего водоснабжения (подающий и обратный трубопроводы), проходящих по подвалу жилого многоквартирного дома N 17 по ул. Челюскинцев г. Перми под подъездами N 1 и N 2, в дальнейшем исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящих по подвалу жилого многоквартирного дома N 17 по ул. Челюскинцев г. Перми в технически исправном состоянии.
Ответчик, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
В апелляционной жалобе ответчик оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что документов, однозначно свидетельствующих о том, что транзитные участки сети теплоснабжения и горячего водоснабжения, проложенные по подвалу спорного многоквартирного дома (под подъездами N 1 и N 2), ответчику не передавались, указанный договор не содержит. В соответствии с договором купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008, заключенным между ООО "Пермская сетевая компания" (покупатель) и МУП "Пермгоркоммунтепло" (продавец), ответчику были переданы в собственность инженерные сети протяженностью 275,60 п. м., расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, начало-здание ЦТП-10 по ул. Челюскинцев 17, конец-жилой дом по ул. Челюскинцев, 13. На основании указанного договора, дополнительного соглашения N 1 к нему за ООО "Пермская сетевая компания" зарегистрировано право собственности на указанные объекты. Спорный участок сетей в собственность ответчика в рамках заключенного договора купли-продажи от 18.12.2008 не передавался. Право собственности ООО "Пермская сетевая компания" зарегистрировано только на наружные сети, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на инженерные сети, техническим паспортом, планами объектов. Инженерные сети, проходящие по подвалу жилого дома N 17 по ул. Челюскинцев, не зарегистрированы за ООО "Пермская сетевая компания". При этом протяженность инженерных сетей, приобретенных ответчиком по договору купли-продажи от 18.12.2008, полностью соответствует протяженности инженерных сетей, указанных в свидетельстве о государственной регистрации права от 16.06.2009 N 59 ББ 248997, техническом паспорте, выписке из реестра объектов капитального строительства. Таким образом, при заключении договора купли-продажи от 18.12.2008 инженерные сети, посредством которых осуществляется теплоснабжение, были переданы ООО "Пермская сетевая компания" по частям (участкам), совокупная протяженность которых указана в приложении к договору. Как указал апеллянт, по общему правилу содержание имущества является обязанностью его собственника (ст. 209, 210 ГК РФ), однако ООО "Пермская сетевая компания" не является собственником спорных инженерных сетей. На лицо, не являющееся собственником имущества, обязанность по его содержанию может быть возложена законом или договором (ст. 210, 307 ГК РФ). Анализируя положения Федеральных законов N 190-ФЗ "О теплоснабжении", N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", заявитель жалобы делает вывод о том, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. В силу Положения о Департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 Департамент имущественных отношений является функциональным органом администрации города Перми. В сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Перми Департамент выполняет следующие функции: ведет реестр муниципального имущества города Перми, ведет учет бесхозяйного имущества, выявленного на территории города Перми и поставленного на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, определяет профиль (назначение) муниципального имущества, находящегося в казне (п. 3.1.3), реализует полномочия администрации города по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество в судебном порядке (п. 3.3.4). Подробный порядок по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект в настоящее время разработан и действует в виде Регламента (утвержден Постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130). Таким образом, Департамент имущественных отношений администрации города Перми является органом, уполномоченным на принятие на учет бесхозяйной сети и определению организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание конкретной бесхозяйной инженерной сети. При таких обстоятельствах обязанность ООО "Пермская сетевая компания" нести бремя содержания бесхозяйной тепловой сети возникает на основании распоряжения, изданного Департаментом имущественных отношений администрации города Перми. Издание такого распоряжения будет являться основанием для включения в тарифы затраты на содержание и обслуживание бесхозяйной тепловой сети на следующий период регулирования (п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении).
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на то, что решение является законным и обоснованным, жалоба удовлетворению не подлежит.
Представители сторон в судебном заседании 24.09.2019 на своих доводах настаивали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Жилищно-строительный кооператив N 52 осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 17 (1 и 2 подъезд).
Как указывает истец, в подвале указанного многоквартирного дома проходят транзитные сети теплоснабжения, горячего водоснабжения, посредством которых коммунальные ресурсы поставляются в многоквартирные дома N 15, 19 по ул. Челюскинцев. Указанные инженерные сети находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, длительное время не обслуживаются.
Ненадлежащее техническое состояние сетей, как поясняет истец, подтверждается актом осмотра инженерных сетей от 24.08.2018 (л.д.20), в соответствии с которым на транзитном трубопроводе теплоснабжения установлены хомуты, имеется коррозия. На транзитном трубопроводе горячего водоснабжения имеются протечки, установлены хомуты. По итогам осмотра сделан вывод о необходимости частичной замены инженерных сетей, неудовлетворительном техническом состоянии.
Поставку тепловой энергии на нужды отопления, горячей воды в многоквартирный дом обеспечивает ООО "Пермская сетевая компания", договор в письменном виде не заключен.
Тепловая энергия и горячая вода поставляются в многоквартирный дом посредством сетей, проходящих от ЦТП N 10, принадлежащего ООО "Пермская сетевая компания". Схема поставки коммунальных ресурсов отражена в акте разграничения эксплуатационной ответственности от 27.11.2012 (л.д.11-12).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании ответчика провести ремонт транзитных инженерных сетей горячего водоснабжения (подающий и обратный трубопроводы), проходящих по подвалу жилого многоквартирного дома N 17 по ул. Челюскинцев г. Перми под подъездами N 1 и N 2, в дальнейшем исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящих по подвалу жилого многоквартирного дома N 17 по ул. Челюскинцев г. Перми в технически исправном состоянии.
Суд первой инстанции, установив факт передачи в собственность ответчика проходящих через жилой дом транзитных участков сетей и указав на то, что такие участки являются неотъемлемой частью сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, сделал вывод о наличии у ООО "ПСК" обязанности содержать используемые им транзитные участки сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения и исковые требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. К общему имуществу относится также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с пунктами 2, 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются: оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пункт 8 Правил N 491 устанавливает, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 14801/08, следует, что по смыслу указанных выше норм тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме.
Таким образом, у жильцов спорного многоквартирного дома отсутствует обязанность по содержанию и обслуживанию транзитных сетей (тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения).
Поскольку посредством эксплуатации участка сети, проходящего по подвальному помещению дома N 17 по ул. Челюскинцев, осуществляется теплоснабжение двух домов: N 13 и N 15 по ул. Челюскинцев, такой трубопровод является транзитным и не может быть отнесен к общему имуществу собственников помещений жилого дома N 17.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В рассматриваемом случае, поскольку транзитная сеть, проходящая по подвалу многоквартирного дома N 17, в том числе трубопроводы сетей горячего водоснабжения и теплоснабжения, являются бесхозяйными, а организацией, осуществляющей поставку ресурсов для целей горячего водоснабжения и отопления, является ответчик, то именно на нем лежит обязанность по содержанию таких сетей.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы в данной части отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании норм материального права.
При этом суд первой инстанции правильно указал на то, что взаимоотношения ООО "ПСК" и органа местного самоуправления по своевременному выявлению бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации), соблюдению последующей процедуры их оформления в муниципальную собственность с передачей на обслуживание ответчику, как и включение затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы ответчика, не должны отражаться на обеспечении соответствующими ресурсами потребителей, имеющих право на получение ресурсов и выполнение ресурсоснабжающей организацией обязательств по обеспечению надежности теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения.
Статьей 134 ГК РФ установлено, что если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилых домов, являются неотъемлемой частью сети теплоснабжения на участке от центрального теплового пункта или тепловой камеры до конечных потребителей. Транзит с участков этих сетей до транзита и после являются сложным составным объектом, в силу их конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности - выполнения единой функции по поставке ресурсов. Данный объект предназначен для передачи ресурса от источника (точки разделения) до потребителя, наиболее отдаленного от источника. Данные участки имеют друг к другу непосредственное присоединение, в случае их разделения трубопровод перестает существовать как объект, предназначенный для транспортировки ресурса.
Таким образом, вывод суда о том, что сети ООО "ПСК" образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, а значит в силу п. 1 ст. 134 ГК РФ должны рассматриваться как одна вещь (сложная вещь), является правильным.
Соответствующие доводы жалобы отклоняются.
С учетом того, что транзитные участки сетей, проходящие через жилой дом, не могут рассматриваться как индивидуальные обособленные объекты недвижимости, а являются составной частью наружных сетей, принадлежащих ООО "ПСК", а также принимая во внимание тот факт, что водоснабжение дома N 17 по ул. Челюскинцев осуществляется от ЦТП, находящегося в собственности ООО "ПСК", судом сделан правильный вывод о возложении бремени содержания сетей на организацию, осуществляющую их эксплуатацию.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными и удовлетворил требования истца о понуждении ответчика к выполнению своих обязательств по содержанию сетей водоснабжения, возложенных на него законодательством.
С учетом изложенного, решение суда от 28.06.2019 является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ООО "ПСК" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя в силу статьи 110 АПК РФ
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июня 2019 года по делу N А50-5265/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5265/2019
Истец: ЖИЛИЩНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 52
Ответчик: ООО "ПЕРМСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"