г. Пермь |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А60-19758/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя - не явились,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - Мелеш Ю. В., действующая по доверенности от 15.05.2018,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 июня 2019 года
по делу N А60-19758/2019,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Гордеева Дмитрия Геннадьевича (ИНН 667329801178, ОГРНИП 313667134300011)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:
индивидуальный предприниматель Гордеев Дмитрий Геннадьевич (далее - ИП Гордеев Д.Г., заявитель) просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) N 66/19-389 об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 11.01.2019; обязать заинтересованное лицо провести кадастровый учет изменений характеристик объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 66:25:4306002:983, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район в части изменения вида разрешенного использования.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой указало, что действия Управления произведены в соответствии с действующим законодательством, поскольку земельный участок находится на земельных угодьях: пашня, сенокос.
Подпунктом 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие чего они не могут быть изменены.
Также Управление указало, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и в государственной регистрации может быть оспорен в случае нарушения норм ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), при этом в заявлении ИП Гордеева Д.Г. не указано, какие нормы статьи 27 Закона о регистрации нарушены Управлением.
Кроме того, заинтересованное лицо указало, что заявителем не был соблюден досудебный порядок обжалования решения о приостановлении кадастрового учета.
Также Управление ссылается на акты судебной практики и указывает на отсутствие оснований, предусмотренных ст. 198 АПК РФ для признания недействительным решения об отказе.
Заявителем ИП Гордеевым Д.Г. представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он привел возражения по её доводам. В частности, указал, что запрет на установление градостроительных регламентов в отношении всех земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отсутствует.
Кроме того, заявитель указал, что решение суда не противоречит судебной практике, в частности, выводам судов трех инстанций по делу N А60-61000/2018 по аналогичному спору.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. В силу статей 156, 266 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 02 октября 2019 г. представитель ИП Гордеева Д. Г. обратился в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусмотренный зонированием территории с "коммунальное обслуживание" на "ведение дачного хозяйства" в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:25:4306002:983, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район.
Уведомлением N 66/19-839 от 10.10.2018 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области приостановило осуществление кадастрового учета, а решением N 66/18-35688 от 11.01.2019 г. отказало в учете изменений объекта недвижимости.
Считая отказ Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из отсутствия у Управления в данном случае законных оснований для отказа в учете изменений объекта недвижимости.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя Управления в судебном заседании, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий государственного органа необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий (решений) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с ГрК РФ.
Территориальное планирование и функциональное зонирование территории муниципального образования осуществляется на основании генерального плана и правил землепользования и застройки. Порядок их принятия и утверждения установлен ГрК РФ. Согласно статье 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Частью 4 ст. 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, могут быть выбраны самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно ч. 3 ст. 36 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
ГрК РФ (ч. 9 ст. 35) в составе зон сельскохозяйственного использования выделяет:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, положения ч. 4 ст. 37 ГрК РФ к сельскохозяйственным угодьям не применяются.
Вместе с тем, запрет на установление градостроительных регламентов в отношении всех земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в ГрК РФ отсутствует.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), к землям сельскохозяйственного назначения кроме сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями), также относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осупествления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Как правильно указано судом первой инстанции, исходя из изложенного, допускается изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, но не относящихся к сельскохозяйственным угодьям либо иным земельным участкам, указанным в ч.4 и 6 ст. 36 ГрК РФ, на вид разрешенного использования, выбранный правообладателем такого земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.
Территориальное планирование и функциональное зонирование территории муниципального образования осуществляется на основании генерального плана и правил землепользования и застройки. Порядок их принятия и утверждения установлен Градостроительным кодексом РФ.
Решением Думы Сысертского городского округа N 221 от 08.08.2013 г. с учетом заключения Правительства Свердловской области был утвержден Генеральный план Сысертского городского округа. Проект Генерального плана прошел согласования в профильных министерствах, в том числе в Министерстве агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, которое его согласовало письмом N 06-01-80/3 S86 от 17.06.2013.
В соответствии с согласованным и утвержденным Генеральным планом Сысертского городского округа земельный участок с кадастровым номером 66:25:4306002:983 расположен вне границ населенного пункта в функциональной зоне размещения коллективных садов и дач.
Во исполнение утвержденного в 2013 году генерального плана Сысертского городского округа, в 2014 году принята новая редакция Правил.
В соответствии с действующей редакцией Правил землепользования и застройки Сысертского городского округа, земельный участок с кадастровым номером 66:25:4306002:983 относится к территориальной зоне С - зона ведения садоводства.
Градостроительные регламенты - это часть правил землепользования и застройки (ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), которые, в свою очередь, готовятся с учетом документов территориального планирования - генеральных планов.
Следовательно, при наличии утвержденного генерального плана и правил землепользования и застройки, в которых соответствующая территория отнесена к той или иной зоне, для которой установлены градостроительные регламенты, у государственного регистратора прав отсутствовали основания для отказа в учете изменений объекта недвижимости, поскольку представленная для смены вида разрешенного использования декларация соответствует требованиям законодательства.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение заинтересованного лица N 66/19-389 об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 11.01.2019 и обязал заинтересованное лицо провести кадастровый учет изменений характеристик объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 66:25:4306002:983, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район в части изменения вида разрешенного использования.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности изменения в рассматриваемом случае вида разрешенного использования земельного участка судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены как основанные на неверном толковании норм права. Следовательно, оснований для приостановления и последующего отказа в учете изменений объекта недвижимости у Управления не имелось.
Возражения заявителя, приведенные в отзыве на жалобу, признаны судом апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления и отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июня 2019 года по делу N А60-19758/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
В. Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19758/2019
Истец: Гордеев Дмитрий Геннадьевич, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Межмуниципальный отдел по Качканарскому, Лесному, Нижнетуринскому городским округам