г. Киров |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А29-1343/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сыктывдинский лесопромышленный комбинат"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.05.2019 по делу N А29-1343/2019, принятое судом в составе судьи Шевелевой А.В.,
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1021100987698; ИНН 1110001129)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сыктывдинский лесопромышленный комбинат" (ОГРН 1021100971759, ИНН 1109004598),
об обязании выполнить устройство противопожарных минерализованных полос,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Сыктывдинский лесопромышленный комбинат" (далее - ответчик, Общество, заявитель) об обязании выполнить устройство противопожарных минерализованных полос в объеме 5,0 км и уход за противопожарными минерализованными полосами в объеме 3,55 км в срок до 01.07.2019.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.05.2019 исковые требования Министерства удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что в соглашении от 29.05.2017 N 15-17 не определена конкретная дата исполнения обязательств по устройству противопожарных минерализованных полос в объеме 5,0 км и уход за противопожарными минерализованными полосами в объеме 3,55 км, им определен только период исполнения: январь - декабрь 2017 года. По мнению ответчика, для выполнения вышеуказанного устройства полос с последующим уходом необходим действующий проект освоения лесов, который на момент рассмотрения дела находился в завершающей стадии разработки; после разработки проект освоения лесов должен пройти государственную (муниципальную) экспертизу, срок проведения которой составляет не более чем тридцать дней с момента поступления. Однако, как указывает Общество, суд обязал ответчика выполнить работы по устройству и уходу за лесами до 01.07.2019 в отсутствие согласованного проекта освоения лесов, что является заведомо незаконным, следовательно, требование истца в данной части также является необоснованным. Кроме того, ответчик ссылается на то, что неисполнение условий соглашения в 2017 году также было связано с передачей прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 N 2 обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западный лесной терминал", который только в середине 2018 года был признан недействительным.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что предельный срок сдачи выполненных мероприятий был указан в столбце 4 таблицы соглашения, а именно до 30.06.2017; проект освоения лесов был разработан на период с 2013 по 2017 гг.; доказательств того, что Обществом предпринимались меры по разработке нового проекта освоения лесов, ответчиком не представлено. Истец отмечает, что отсутствие действующего проекта освоения лесов не является основанием для прекращения обязательств ответчика, не является препятствием для выполнения противопожарных мероприятий. Также Министерство указывает, что заключенный между Обществом и ООО "Северо-Западный лесной терминал" договор от 01.06.2015 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 N 2 признан недействительным определением Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2017 по делу N А29-12822/2015 (3-30077/2016) (вступило в законную силу 28.06.2017).
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Комитетом лесов Республики Коми (правопредшественник истца, арендодатель) и Обществом (арендатор) в редакции дополнительных соглашений от 01.11.2012 и от 09.01.2014 заключен договор аренды лесного участка, от 22.04.2008 N 2 (далее - договор, л.д. 9-23), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результате лесного конкурса по передаче в аренду лесных участков от 14.04.2005 N 30-02, руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", договором аренды от 06.07.2005 N 2, передает в долгосрочное временное пользование (аренду), а арендатор принимает лесной участок сроком на 17 лет.
Лесной участок площадью 32 400 га, предоставленный в аренду по договору, имеет местоположение: Республика Коми, муниципальный район "Сысольский", ГУ "Сысольское лесничество", участок N 1 площадью 29 770 га: Чухлэмское участковое лесничество - кварталы 7, 11-13, 16 ч, 17 ч, 18, 19, 25 ч, 26, 27, 28 ч, 29-44, 45 ч, 46-53 ч, 54-64, 67, 68-70 ч, 71-74 ч, 75-84, 86, 88-96 ч, 97-104, 111, 114, 124-132 ч, 142-146 ч, 156, 157, 158-162 ч, 163, 164, 188, 189 ч, 191, 192 ч, 193 ч, 194, 196-200, 226 ч, 228 ч, 232-236, 269-271; участок N 2 площадью 2 630 га: Копсинское участковое лесничество, кварталы 9-14, 23-28, с целью заготовки древесины.
На основании пункта 1.4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины и объемах согласно приложению N 3 к договору.
В соответствии с пунктом 7.1 договора срок его действия составляет 17 лет, срок окончания договора - 16.08.2025, договор вступает в силу с момента государственной регистрации.
Согласно пункту 4.2.3 договора арендодатель обязан ежегодно заключать с арендатором соглашение на выполнение лесохозяйственных, противопожарных мероприятий, с указанием объемов и места их производства согласно проекту освоения лесов.
Пунктом 4.4.10 договора аренды на арендатора возложена обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в ежегодном соглашении, заключенном в соответствии с проектом освоения лесов, за счет средств арендатора.
В соответствии с пунктом 4.4.9 договора арендатор обязан в случае возникновения лесного пожара обеспечить его тушение; осуществлять противопожарное обустройство лесов, в том числе: строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек, противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снабжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности, в объемах в соответствии с проектом освоения лесов.
Проектом освоения лесов Общество на период с 2013 г. по 2017 г. по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 N 2 установлено, что арендатор обязан ежегодно выполнять устройство противопожарных минерализованных полос в объеме 5,0 км и уход за противопожарными минерализованными полосами в объеме 3,55 км (л.д. 28-29).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи (л.д. 19 об).
Между истцом и ООО "Северо-Западный лесной терминал" был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 N 2 (л.д. 24-27), по условиям которого права и обязанности арендатора по договору перешли к ООО "Северо-Западный лесной терминал".
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2018 по делу N А29-12822/2015 (3-30077/2016) вышеуказанный договор от 01.06.2015 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 N 2 признан недействительным, восстановлены права и обязанности Общества по договору.
Между истцом и Обществом заключено также соглашение (л.д. 30-31) об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2017 году на арендуемом Обществом лесном участке, предоставленном согласно договору аренды лесного участка от 22.04.2008 N 2, расположенном на территории ГУ "Сысольское лесничество", от 29.05.2017 N 15-17 (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения арендатор обязуется выполнить мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в 2017 году в полном объеме и в сроки сдачи, установленные соглашением согласно таблице N 1.
На основании пункта 2.5 соглашения арендатор не позднее 5-ти рабочих дней после исполнения мероприятия обязуется направить в подведомственное арендодателю ГУ "Сысольское лесничество" письменное уведомление о готовности сдачи работ (пункт 2.5 Соглашения).
В таблице 1 соглашения имеется указание на необходимость устройства арендатором минерализованных полос, разрывов в объеме 5,0 км и уход за противопожарными минерализованными полосами в объеме 3,55 км в срок до 30.06.2017.
Согласно пункту 3.1 соглашения приемка каждого вида выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов производится подведомственным арендодателю ГУ "Сысольское лесничество" с участием арендатора, с предоставлением арендатором своего транспорта, не позднее 10 дней со дня получения письменного уведомления от арендатора о готовности сдачи работ (пункт 3.1 соглашения).
Мероприятие считается выполненным и сданным с даты подписания акта аттестации законченных лесохозяйственных объектов (пункт 3.3 соглашения).
Как следует из материалов дела, в частности, из отчета об охране лесов от пожаров за январь - декабрь 2017 года, представленному Обществом в ГУ "Сысольское лесничество", актов аттестации/приемки законченных производством лесохозяйственных объектов Чухлэмского участкового лесничества от 28.07.2017 N 23-8 и от 28.07.2017 N 23-9 (л.д. 34-35) мероприятия по устройству противопожарных минерализованных полос в объеме 5,0 км и по уходу за противопожарными минерализованными полосами в объеме 3,55 км ответчиком в установленный срок выполнены не были (л.д. 32-33).
По заявлению ответчика (л.д. 36-37) Министерство письмом от 23.12.2017 N 1206 (л.д. 38) согласовало устройство минерализованных полос, разрывов и уход за минерализованными полосами на бесснежный период 2018 года в связи с установлением устойчивого снежного покрова.
Письмом от 10.08.2018 N 862 ГУ "Сысольское лесничество" сообщило арендатору о том, что приемка работ будет производиться 17.08.2018 (л.д. 39).
Как следует из актов аттестации/приемки законченных производством лесохозяйственных объектов Чухлэмского участкового лесничества от 17.08.2018 N 22-1 и от 17.08.2018 N 22-2 (л.д. 41-42) мероприятия по устройству противопожарных минерализованных полос в объеме 5,0 км и по уходу за противопожарными минерализованными полосами в объеме 3,55 км ответчиком в повторно установленный срок выполнены не были.
Министерство направило в адрес ответчика претензионное письмо от 23.08.2018 N 899 с предложением в течение 30 календарных дней выполнить устройство минерализованных полос в объеме 5,0 км и уход за противопожарными минерализованными полосами в объеме 3,55 км (л.д. 43).
Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 23.11.2018 N 248 Общество было признано виновным в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, Обществу назначено административное наказание, предусмотренное частью 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения (л.д. 46-48).
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензионном письме, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с абзацем 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно пункту 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (часть 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. При этом пунктом 3 части 2 указанной статьи устройство противопожарных минерализованных полос отнесено к мерам противопожарного обустройства лесов, а в части 3 указанной статьи предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, меры противопожарного обустройства лесов осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 417 от 30.06.2007 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
Подпунктом "а" пункта 3 и пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах, так же как и в Лесном кодексе Российской Федерации предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, меры по предупреждению лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, вышеуказанными нормами Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах установлена обязанность арендаторов лесных участков проводить мероприятия по противопожарному обустройству лесов на основании проекта освоения лесов.
В рассматриваемом случае проведение таких мероприятий по противопожарному обустройству лесов, как устройство минерализованных полос в объеме 5,0 км и уход за противопожарными минерализованными полосами в объеме 3,55 км предусмотрено проектом освоения лесов (таблица 16), а также заключенным сторонами соглашением об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2017 году на арендуемом Обществом лесном участке, предоставленном согласно договору аренды лесного участка от 22.04.2008 N 2, расположенном на территории ГУ "Сысольское лесничество", от 29.05.2017 N 15-17, которым установлен срок проведения данных мероприятий - до 30.06.2017.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что для выполнения устройства минерализованных полос с последующим уходом за ними необходим действующий проект освоения лесов, который на момент рассмотрения дела находился в завершающей стадии разработки.
Между тем, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель не представил доказательств разработки им нового проекта освоения лесов; данное обстоятельство оспаривает также и истец.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что данное обстоятельство не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку обязанность по устройству минерализованных полос в объеме 5,0 км и уходу за противопожарными минерализованными полосами в объеме 3,55 км закреплена в приложении N 6 к договору, а также в имеющемся проекте освоения лесов (на период с 2013 по 2017 год). Вопреки мнению заявителя, невыполнение данных мероприятий в установленный срок не свидетельствует о прекращении обязательств ответчика в данной части; требование истца заявлено об обязании выполнить мероприятия, запроектированные ранее, в связи с чем отсутствие проекта освоения лесов на текущий период не является препятствием для понуждения ответчика к исполнению обязанности в натуре.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что неисполнение условий соглашения в 2017 году также было связано с передачей прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 N 2 обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западный лесной терминал", также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку определение Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2017 по делу N А29-12822/2015 (3-30077/2016), которым заключенный между Обществом и ООО "Северо-Западный лесной терминал" договор от 01.06.2015 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 N 2 признан недействительным, вступило в законную силу 28.06.2017. При этом по заявлению ответчика Министерство письмом от 23.12.2017 N 1206 согласовало устройство минерализованных полос, разрывов и уход за минерализованными полосами в бесснежном периоде 2018 года, уведомив заявителя о приемке проведенных мероприятий 17.08.2018, таким образом, у ответчика имелось достаточно времени для выполнения своих обязательств по договору.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.05.2019 по делу N А29-1343/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сыктывдинский лесопромышленный комбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1343/2019
Истец: ГУ Республики Коми Сысольское лесничество, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Ответчик: К/у Кубасова Анна Александровна, ООО Сыктывдинский лесопромышленный комбинат