г. Санкт-Петербург |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А56-27878/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2019 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Тулаев А.П. - доверенность от 24.12.2018
от ответчика (должника): Фимен В.С. - доверенность от 27.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17633/2019) ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2019 по делу N А56-27878/2019(судья Суворов М.Б.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги";
к ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
о взыскании
установил:
Открытое Акционерное общество "Российские железные дороги" (адрес: Россия 107174, Москва, Новая Басманная д. 2; Россия 150003, Ярославль, Ярославль, В. Набережная 59, ОГРН: 1037739877295, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений " Министерства Обороны РФ (адрес: Россия 191119, г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Звенигородская 5, ОГРН: 1027810323342, далее - ответчик) о взыскании задолженности за использование привлеченных вагонов под грузовыми операциями, предоставленных для организации воинских и специальных железнодорожных перевозок в сумме 12 744 рубля.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции, вынесенном в виде резолютивной части, от 10.05.2019 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать истцу в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, ответчик не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем вагонов, а также не является стороной государственного контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ, заключенного между Министерством обороны РФ и ОАО "РЖД".
Определением апелляционного суда от 16.08.2019 апелляционная жалоба назначена к рассмотрению в судебном заседании с вызовом сторон.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта N 257/7896/2947049 от 31.05.2018, заключенного между Министерством обороны РФ (Заказчик) и истцом (перевозчик), перевозчик оказывает услуги по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении, в том числе в железнодорожно-паромном сообщении, воинских и специальных железнодорожных перевозок, а также перевозок домашних вещей, собственных пассажирских вагонов в составе грузовых поездов с отдельным локомотивом грузовой скоростью, привлечение подвижного состава в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
Согласно пункту 10.1 Приложения N 1 к приказу ФАС России от 19.10.2017 N 1348/17 стартовая цена привлечения железнодорожного подвижного состава и контейнеров на 2018 год составляет 900 рублей за вагон/сутки.
19.03.2012 (8:12) в адрес войсковой части 13991 на железнодорожные пути необщего пользования станции Плесецкая, владельцем которого является ответчик, прибыли железнодорожные вагоны N 73791881, 73013518, 73713661, 57431686.
19.03.2018 в 10:12 вагоны поданы под грузовые операции.
22.03.2018 в 21:40 грузовые операции завершены.
Факт нахождения вагонов под грузовыми операциями оформлен актами общей формы, накопительными ведомостями, ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемо-сдатчика.
Войсковая часть 13991 отказалась от подписания накопительных ведомостей N 040402, N 150421 по причине не подачи вагонов на путь необщего пользования в период с 19.03.2018 по 20.03.2018, фактически вагоны поданы 21.03.2018, грузовые операции закончены 22.03.2018 в 21.40. Письмами от 06.04.2018 и 19.04.2018 войсковая часть уведомила истца об отказе от подписания накопительных ведомостей и необходимости внесения корректировок в первичные учетные документы для подтверждения факта оказания услуг в соответствии с условиями государственного контракта.
Полагая, что ответчик в силу условий договора N 5-173 от 07.04.2016 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, является лицом ответственным на оплату использования привлеченных вагонов под грузовыми операциями, истец направил 11.12.2018 претензию с требованием оплатить услуги по представлению подвижного состава в сумме 12 744 рубля (4 вагона х 3 суток х 900 рублей + НДС).
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности за использование подвижного состава.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Материалами дела установлено, что правоотношения по оплате услуг по привлечению подвижного состава для выполнения воинских железнодорожных грузовых перевозок урегулированы государственным контрактом N 257/7896/2947049 от 31.05.2018, в соответствии с условиями которого оплата за использование привлеченных вагонов осуществляется Министерством обороны РФ.
07.04.2016 между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор N 5-173 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования войсковой части - структурного подразделения Министерства обороны РФ (филиал Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа") по станции Плесецкая Северной железной дороги, по условиям которого определен порядок эксплуатации железнодорожного пути, владельцем которого является ответчик, войсковой частью 13991.
Пунктом 8.1. договора определено, что время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования начинается с момента подачи вагонов на выставочном пути до момента из возвращения и сдачи перевозчику на выставочном пути.
В соответствии с разделом 9 договора войсковая часть 13991 уплачивает перевозчику:
9.1. Плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, при их нахождении на железнодорожном пути необщего пользования, а также при их нахождении на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи и приема на станции назначения и за время задержки в пути следования по причинам не зависящим от Перевозчика, по установленным ставкам в рамках Государственного контракта.
9.2 плату за нахождение вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожных путях общего пользования в том числе в пути следования по причинам не зависящим от Перевозчика, по установленным ставкам в рамках Государственного контракта.
9.3. штрафы за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, предусмотренные статьями 62 и 99 Устава, на железнодорожном пути необщего пользования более 24 часа по истечении технологического срока обработки вагонов.
Порядок расчетов определен разделом 10 договора.
В соответствии с пунктом 10.1 договора расчеты за оказанные услуги, указанные в пунктах 9.1. и 9.2. договора осуществляются в рамках Государственного контракта.
В силу пункта 10.2 договора расчеты по штрафам, указанным в пункте 9.3 договора осуществляются без предъявления требования в рамках договора на организацию расчетов, заключенного между ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и ОАО "РЖД" с отражением начисленных штрафов на едином лицевом счете N 4200156933.
Таким образом, ответчик ни в силу условий договора N 5-173 от 07.04.2016, ни в силу государственного контракта N 257/7896/2947049 от 31.05.2018 не является лицом, ответственным за перечисление платы за использование воинским подразделением привлеченных вагонов под грузовыми операциями.
Кроме того, войсковая часть 13991 является структурным подразделением ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", а не ответчика.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании платы за использование привлеченных вагонов под грузовыми операциями предъявлен к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений " Министерства Обороны РФ как к ненадлежащему ответчику, что исключает возможность удовлетворения исковых требований за счет ответчика.
Доводы истца о том, что ответчик является владельцем путей необщего пользования, в связи с чем в силу пункта 99 Устава несет ответственность за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, отклоняются апелляционным судом.
В силу пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с частью 6 статьи 62 УЖДТ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Согласно части 2 статьи 99 УЖДТ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 указанного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Таким образом, в силу статей 62, 99 Устава на владельца железнодорожных путей необщего пользования может быть возложена обязанность по уплате штрафа в десятикратном размере без внесения при этом платы за пользование вагонами.
В рассматриваемом случае истцом предъявлено требование о взыскании платы за использование привлеченных вагонов в сумме 12 744 рубля: за использование 4 вагонов в течение 3 суток. Цена привлечения железнодорожного подвижного состава и контейнеров составляет 900 рублей за вагон/сутки.
Таким образом, материалами дела опровергается как начисление штрафа в соответствии со ст. 99 Устава, так и обращение в суд с иском о взыскании штрафа в рамках рассматриваемого дела.
Кроме того, порядок уплаты штрафов, предусмотренных статьями 62 и 99 Устава, определен пунктом 10.2 договора N 5-173 от 07.04.2016, согласно которого штрафы подлежат оплате в рамках договора на организацию расчетов, заключенного между ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и ОАО "РЖД" с отражением начисленных штрафов на едином лицевом счете N 4200156933.
Поскольку у ответчика отсутствует обязанность по внесению платы за использование войсковой частью 13991 привлеченных вагонов под грузовыми операциями, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2019 по делу N А56-27878/2019 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27878/2019
Истец: А56-40313/2019, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны