город Омск |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А46-5368/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11392/2019) общества с ограниченной ответственностью "Энергострой" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2019 по делу N А46-5368/2019 (судья Захарцева С.Г.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергострой" (ИНН 5525011040, ОГРН 1095539000523)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, - Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска,
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом от 22.02.2019 N 09/1353,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Энергострой" - Стригов Ян Андреевич (паспорт, по доверенности от 15.02.2019 сроком действия один год);
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна (удостоверение, по доверенности N 02/7494 от 26.08.2019 сроком действия один год);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энергострой" (далее - заявитель, общество, ООО "Энергострой") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом от 22.02.2019 N 09/1353.
Определением от 27.05.2019 Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Омска (далее - Администрация) и Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Решением от 15.07.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5368/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Энергострой" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит мотивировочную часть решения от 15.07.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5368/2019 изменить в части отклонения доводов заявителя о том, что проект планировки территории, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п, не должен применяться, включить в мотивировочную часть решения вывод о незаконности оспариваемого отказа в части основания несоответствия представленной проектной документации проекту планировки и проекту межевания территории; в остальной части решение оставить без изменения.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает следующее:
- если подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории в целях размещения объекта не требуется, закон предусматривает проверку документации на соответствие проекту планировки территории и проекту межевания территории (при этом законодатель не обусловливает указанное обстоятельство фактом наличия или отсутствия соответствующих документов планировки территории);
- при выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется проверка соответствия проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории лишь в случае размещения объекта капитального строительства на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ); указанное толкование данной нормы содержится в разъяснении, в частности, Минстроя России от 15.06.2017 N 20993-ХМ/09 "О порядке применения положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопрос выдачи разрешения на строительство";
- планируемое заявителем строительство (многоквартирный жилой дом высокой этажности), не относится ни к одному из случаев обязательной подготовки документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства;
- данное судом первой инстанции толкование нормы части 13 статьи 51 ГрК РФ прямо противоречит её содержанию, согласно которому несоответствие проекту планировки или проекту межевания территории межевания территории может быть основанием для отказа в выдаче разрешения на строительства только линейных объектов;
- основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является несоответствие требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Энергострой" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил изменить обжалуемую мотивировочную часть решения от 15.07.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5368/2019.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Энергострой" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3033 на основании договора аренды земельного участка N ДГУ-С-6478.
14.02.2019 арендатор обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением N ДАГ-МУ/80 о выдаче разрешения на строительство объекта: "Многоквартирный жилой дом (два этапа строительства) по ул. Пригородная в САО г. Омска. Первый этап строительства. Многоквартирный жилой дом (два этапа строительства) по ул. Пригородная в САО г. Омска. Второй этап строительства".
Письмом от 22.02.2019 N 09/1353 Департамент отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство, указав при этом на то, что:
- проектная документация не соответствует требованиям к строительству, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3033, утвержденного распоряжением Департамента архитектуры от 06.02.2017 N 206, в части обеспечения использования земельного участка в соответствии с проектом планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковекад -проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", ATII-10, ГС1С " Асфальт" - в Советском административном округе города Омска (далее - проект планировки), утвержденным постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п (в соответствии с указанным проектом планировки земельный участок расположен в зоне планируемого размещения жилой застройки средней этажности, в то время как в представленной проектной документации с шифром ОМ-1029-1, ОМ-1029-2 предполагается строительство многоквартирного жилого дома высокой этажности);
- представленная проектная документация не соответствует требованиям к строительству в части соблюдения требований Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п (площадь земельного участка для проектирования жилых зданий на территории жилой застройки должна обеспечивать возможность дворового благоустройства, в том числе размещение площадок для игр детей, занятия физкультурой; в представленной проектной документации площадь площадки для игр детей неправомерно рассчитана исходя из сведений "Демографического ежегодника России" о количестве детей на 01.01.2018 и составила только 100 кв.м);
- исходя из представленной проектной документации жилые здания, выделенные в качестве этапов, представляют собой отдельные объекты капитального строительства -многоквартирные дома, в то время как правоустанавливающим документом на земельный участок с кадастровым номером 55:36:050208:3033 является договор аренды N Д-С-31-6478, которым земельный участок предоставлен для жилищных нужд под строительство одного жилого дома;
- согласно чертежам разделов 2 "Схема планировочной организации земельного участка" (шифр ОМ-1029-1-ПЗУ, ОМ-1029-2-ПЗУ, 2018 год) и положительным заключениям экспертизы от 21.12.2018 N 86-2-1-3-0246-18 и N 86-2-1-3-0247-18 на земельном участке предусмотрен круговой проезд, который планируется организовать частично в границах дополнительного земельного участка (согласно условным обозначениям) на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Также согласно чертежам стройгенплана раздела 6 "Проект организации строительства" (шифр ОМ-1029-1-ПОС, ОМ-1029-2-ПОС, 2018 год) в тексте "Организация строительного процесса" пунктом 13 предусмотрено ограждение строительной площадки, которое на чертеже отсутствует и условными обозначениями не предусмотрено; частично организацию строительной площадки на чертеже стройгенплана (шифр ОМ-1029-1-ПОС) предполагается осуществлять также на землях, государственная собственность на которые не разграничена; правоустанавливающие документы на указанный земельный участок у ООО "Энергострой" отсутствуют;
- также обращено внимание на то, что строительство объекта предполагается осуществить в водоохранной зоне реки Иртыш, в связи с чем в целях обеспечения охраны водного объекта необходимо учесть требования по ограничению хозяйственной и иной деятельности в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, предусмотреть мероприятия по охране окружающей среды;
в связи с указанным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 строительство объектов в водоохранной зоне необходимо согласовать с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству - Верхыеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (представленное заключение от 23.11.2017 N 02-51/4881, выданное Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, о согласовании осуществления деятельности в рамках материалов проектной документации получено по объекту "Многоквартирный жилой дом со вспомогательными помещениями (три этапа строительства) по ул. Пригородная в САО г. Омска, Жилой корпус N 1. Первый этап строительства. Жилой корпус N 2. Второй этап строительства, Хозяйственный корпус N 3. Третий этап строительства", то есть на иной объект строительства.
Полагая, что названный отказ не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ООО "Энергострой" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
15.07.2019 Арбитражным судом Омской области принято частично обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Отказ в удовлетворении заявления в полном объеме не является предметом апелляционного обжалования (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 25 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Как указывалось выше, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме Департамента от 22.02.2019 N 09/1353, явилось то, что проектная документация не соответствует требованиям к строительству, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3033, утвержденного распоряжением Департамента архитектуры от 06.02.2017 N 206, в части обеспечения использования земельного участка в соответствии с проектом планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковекад -проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", ATII-10, ГС1С " Асфальт" - в Советском административном округе города Омска (далее - проект планировки), утвержденным постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п (в соответствии с указанным проектом планировки земельный участок расположен в зоне планируемого размещения жилой застройки средней этажности, в то время как в представленной проектной документации с шифром ОМ-1029-1, ОМ-1029-2 предполагается строительство многоквартирного жилого дома высокой этажности).
Считая отказ в выдаче разрешения на строительство по данному основанию незаконным, ООО "Энергострой" утверждает, что им получено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка под строительство жилого дома высокой этажности (пункт 10 постановления Администрации города Омска от 13.02.2014 N 173-п), в связи с чем проект планировки территории, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п, предусматривающий возможность строительства на данном участке лишь домов средней этажности, не должен применяться.
Оценив доводы заявителя, предоставленные в материалы дела доказательства и положения действующего законодательства, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.
Как следует из материалов дела, решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в приложении N 1 к которым приведена карта градостроительного зонирования территорий города Омска.
На карте градостроительного зонирования территорий города Омска, аббревиатурой "Ж-3" обозначена зона жилой застройки средней этажности, что подразумевает возведение в ее пределах многоэтажных жилых домов средней этажности (5-10 этажей).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 55:36:050208:3033 изначально расположен в зоне жилой застройки средней этажности.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 постановления Администрации города Омска от 13.02.2014 N 173-п обществу предоставлено разрешение на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3033 для размещения многоквартирного жилого дома высокой этажности (11 этажей и более).
Указанное свидетельствует о предоставлении в 2014 году специального разрешения на застройку земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3033 многоквартирными жилыми домами высокой этажности (11 этажей и более), несмотря на его расположение в зоне жилой застройки средней этажности (Ж-3).
Распоряжением Департамента архитектуры от 06.02.2017 N 206 утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3033, согласно которому названный земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-3.
Постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п утвержден проект планировки территории, в соответствии с которым названный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения жилой застройки средней этажности.
Между тем утверждение постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п проекта планировки территории, в соответствии с которым названный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения жилой застройки средней этажности, соответствует карте градостроительного зонирования территорий города Омска, являющейся приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, также относящим земельный участок с кадастровым номером 55:36:050208:3033 к зоне Ж-3.
В связи с чем не имеется оснований для вывода о том, что специальное разрешение на застройку земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3033 многоквартирными жилыми домами высокой этажности (11 этажей и более), установленное подпунктом 10 пункта 1 постановления Администрации города Омска от 13.02.2014 N 173-п, утратило силу в связи с утверждением постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п проекта планировки территории, относящим спорный земельный участок к зоне застройки средней этажности (также, как и было предусмотрено картой градостроительного зонирования территорий города Омска, являющейся приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201).
Изложенное свидетельствует о необоснованности отказа в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме Департамента от 22.02.2019 N 09/1353, по мотиву несоответствия проектной документации с шифром ОМ-1029-1, ОМ-1029-2, предполагающей строительство многоквартирного жилого дома высокой этажности, требованиям к строительству, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3033, утвержденного распоряжением Департамента архитектуры от 06.02.2017 N 206, в части обеспечения использования земельного участка в соответствии с проектом планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковекад -проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", ATII-10, ГС1С " Асфальт" - в Советском административном округе города Омска (далее - проект планировки), утвержденным постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п.
В соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
При этом, поскольку в апелляционной жалобе заявитель просил мотивировочную часть решения от 15.07.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5368/2019 изменить в части отклонения доводов общества о том, что проект планировки территории, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п, не должен применяться, что противоречит вышеизложенным обстоятельствам, поскольку названный нормативный акт подлежит применению, но с учётом полученного обществом специального разрешения на условный вид разрешённого использования земельного участка, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба ООО "Энергострой" не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ООО "Энергострой". Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб., то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2019 по делу N А46-5368/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энергострой из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 06.08.2019 N 227.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5368/2019
Истец: ООО "ЭНЕРГОСТРОЙ"
Ответчик: Департамент Архитектуры и Градостроительства АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОМСКА
Третье лицо: Администрация города Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска