г. Челябинск |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А47-13980/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Успех" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2019 по делу N А47-13980/2018 (судья Лазебная Г.Н.).
В судебном заседании принял участие представитель:
Товарищества собственников жилья "Успех" - Кротков В.В. (доверенность от 01.11.2018).
Товарищество собственников жилья "Успех" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) о признании недействительным пункта 1 предписания N ПР-1824 от 06.08.2018 (с учетом уточнений требования, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ТСЖ отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие оценки доводов заявителя, заявленных в суде первой инстанции, полагает что требования ГЖИ вынесены в отсутствие нарушений законодательства и являются неисполнимыми. ТСЖ указывает на невозможность вмешательства инспекции в хозяйственную деятельность ТСЖ. Ссылается на судебную практику, одновременно указывая, что инспекция не обладает правом делать выводы о ничтожности протокола общего собрания в отсутствие соответствующего решения компетентного суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет- сайте, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
27.02.2018 в Инспекцию поступили коллективные обращения от собственников многоквартирного жилого дома N 41 по ул. Карагандинской в г. Оренбурге (далее - МКД) по вопросу увеличения размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в данном МКД, по итогам предварительной проверки которых собственникам Инспекцией 12.04.2018 направлены разъяснения о том, что размер платежей утвержден решением общего собрания членов ТСЖ "Успех", оформленного протоколом от 28.04.2017.
13.06.2018 в Инспекцию повторно обратились собственники помещений МКД с указанием на нарушения их прав при организации и проведении общего собрания.
Для проверки фактов, изложенных в указанных обращениях, Инспекция назначила внеплановую документарную проверку ТСЖ по вопросу правомерности увеличения тарифа, о чем издано распоряжение от 10.07.2018 N 1824.
Результаты проверки отражены в акте от 06.08.2018 N А-1824, как следует из акта, в ходе проверки Инспекцией установлена неправомерность утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД.
Одновременно Инспекцией выдано предписание N ПР-1824 с указанием в срок до 15.11.2018 устранить нарушения действующего законодательства в части применения размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, не определенного общим собранием членов ТСЖ "Успех", а именно: подготовить предложения и утвердить годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме N 41 по ул. Карагандинской г. Оренбурга, утвердить смету доходов и расходов товарищества на год; утвердить размер обязательных платежей и взносов товарищества в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и представить в Инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
Полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ТСЖ порядка оформления протокола общего собрания, в силу чего плату за содержание общего имущества нельзя считать измененной протоколом от 28.04.2017.
Заслушав объяснения представителя ТСЖ, исследовав и оценив в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок осуществления государственного жилищного надзора регламентирован положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с частью 3 которой к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 этой статьи.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области в соответствии со статьей 2 "Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области", утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор. Исходя из изложенных выше норм, оспариваемое предписание выдано ГЖИ в пределах своих полномочий.
На основании части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Карагандинская, д. 41, осуществляется ТСЖ "Успех".
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В части 1 статьи 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
На основании статьи 153 ЖК РФ собственники жилого помещения с момента возникновения права собственности на данное помещение обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Исходя из части 5 статьи 155 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункта 33 Правил от 13.08.2006 N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В пункте 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ определено, что товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов товарищества на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 145 ЖК РФ установлено, что установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, осуществляется общим собранием членов товарищества собственников жилья.
Положения статей 45 - 48 ЖК РФ распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено главой 14 ЖК РФ.
Как указано в части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По нарушению, связанному с увеличением платы с 01.06.2017, установлено следующее.
Решение об увеличении платы с 01.06.2017 принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, которое оформлено протоколом от 28.04.2017 (т.1, л.д. 105-107).
Вторым вопросом повестки дня было определение размера ежемесячного взноса по услуге "содержание жилых помещений" - 22 рубля за кв.м с 01.06.2017. Четвертым вопросом повестки дня являлось утверждение сметы на 2017 год согласно тарифу 22 рубля за кв.м (приложение N 2).
Из протокола от 28.04.2017 следует, что общая площадь помещений собственников в МКД, присутствующих на собрании (в соответствии с реестром регистрации) собственников помещений, составляет 55% от общего числа голосов.
В результате голосования по второму и четвертому вопросу повестки дня 51% проголосовали "за", 1% - "против", 0% - "воздержались".
При таких обстоятельствах ТСЖ полагает, что порядок изменения платы за содержание жилых помещений соблюден.
Между тем, заявитель не учитывает следующее.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя N 937/пр от 25.12.2017.
Представленный в материалы дела протокол от 28.04.2017 составлен с нарушением положений приведенного приказа Минстроя. Нарушения выразились в следующем.
Пунктом 11 Приказа N 937/пр установлено, что протокол должен содержать, в том числе, сведения об инициаторе собрания, о лицах, принявших участие в собрании, об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Однако, в представленном протоколе данный сведения отсутствуют.
Согласно подпунктам "а" и "г" пункта 19 Приказа N 937/пр обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием реквизитов документов, подтверждающих право собственности на помещения, а также список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме, предусмотренные пунктом 12 Требований, согласно подпункту "а" которого указанные сведения должны содержать реквизиты документы, подтверждающего право собственности на помещение.
При этом в силу пункта 20 Приказа N 937/пр на первом листе приложений к протоколу должно быть указано, что документ является приложением к протоколу общего собрания.
Между тем, в ходе проверки Инспекцией было установлено, что представленный Обществом протокол N 5 от 28.04.2017 не соответствует приведенным выше требованиям.
Представленный реестр регистрации собственников помещений не может рассматриваться как подтверждающий факт надлежащего проведения собрания и принятия собственниками соответствующего решения, так как представляет собой список собственников квартир с указанием номером квартиры, подписью и решением "согласна-согласен", в то время, как верно указано судом первой инстанции, невозможно установить относимость данного реестра к собранию именно от 28.04.2017, так как указанный реестр не содержит даты, указание на приложение к протоколу. Кроме того, даже в том случае, если указанный реестр имеет отношение к собранию от 28.04.2017, не представляет возможным установить правомочность указанных лиц, наличие кворума и принятие решения необходимым количеством голосом, так как реестр не содержит реквизиты документов, подтверждающих право собственности, равно как отсутствует и реестр всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Следует отметить, что в том случае, если собственниками проводилось заочное голосование, то в соответствии с частью 5, частью 5.1 и 6 статьи 48 ЖК РФ, голосование может проводиться только путем оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Однако, из представленного реестра невозможно установить, по каким из вопросов повестки дня голосовали собственники помещений в МКД.
Кроме того, Инспекцией верно отмечено несоблюдение формы проведения собрания.
В протоколе от 28.04.2017 указано на проведение собрания в форме заочного голосования. Однако для проведения заочного голосования в соответствии с частью 1 статьи 47 ЖК РФ необходимо и возможно в том случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в МКД для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 ЖК РФ кворума. ТСЖ документы, подтверждающие проведение ранее очного голосования и невозможность в отсутствие кворума проведения такого голосования не представлены.
С учетом изложенного, нельзя признать соблюдение ТСЖ порядка изменения платы за содержание жилые помещения с 01.06.2017.
Порядок созыва, проведения и принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме установлены статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. ЖК РФ не предусматривает каких-либо исключений из данного правила, допускающих неправомерное изменение платы без учета мнения собственников.
Относительно доводов подателя апелляционной жалобы об отсутствии суда и инспекции полномочий по оценке действительности принятого решения и протокола общего собрания коллегия судей отмечает следующее.
Инспекцией и судом не делались выводы о действительности либо недействительности протокола общего собрания, а проверялось его соответствие Приказу N 937/пр, так как изменение платы за содержание жилых помещений должно быть оформлено с соблюдением предусмотренной законом процедуры, в том числе, надлежаще оформленным протоколом. Инспекцией не оспаривается право ТСЖ на изменение размера платы за содержание жилых помещений, а указывается на несоблюдение обязательных требований, что влечет меры властного реагирования - выдачу оспариваемого предписания
Таким образом, пункт 1 предписания ГЖИ в части обязания ТСЖ "Успех" произвести перерасчет обязательных платежей и взносов членов товарищества, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт жилого помещения в МКД N 41 по ул. Карагандинской г. Оренбурга всем собственникам помещений в указанном МКД (членам ТСЖ) и не являющихся членами данного товарищества за период с 01.06.2017 по настоящее время, исходя из ранее утвержденного размера обязательных платежей и взносов членов товарищества - 17,00 руб/кв.м (без учета платы за коммунальные ресурсы, потреблённые при использовании и содержании общего имущества в МКД).
По нарушению, связанному с увеличением платы с 01.03.2018, установлено следующее.
При рассмотрении квитанций на оплату ЖКУ инспекцией установлено, что с 01.04.2018 плата за вывоз ТБО в сумме 2,17 руб./ кв.м. начисляется вне размера платы за жилое помещение (22 руб./кв.м), что также подтверждается соответствующим заявлением О.В. Чугунниковой в адрес ОАО "система город" от 04.04.2018 (т.1, л.д. 146).
Указанное взимание платы основано на протоколе общего собрания собственников жилья N 12 ТСЖ "Успех" от 03.04.2018 (т.1, л.д. 113-115), где третьим вопросом повестки дня является внесение в квитанцию об оплате услуг каждому собственнику жилья отдельной строкой расчет платы ТБО в соответствии с тарифами ООО "Компании Чистый город" с 01.03.2018, так как эта услуга является коммунальной.
В пункте 26 Минимального перечня (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290) предусмотрены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов
Подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Таким образом, в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 услуги по сбору и вывозу ТБО входили в содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, на момент выдачи оспариваемого предписания плата за вывоз ТБО не могла быть исключена из платы за содержание жилых помещений и взиматься отдельно.
При таких обстоятельствах предписание ГЖИ в части пункта 1 об обязании за период с 01.03.2018 произвести перерасчет обязательных платежей и взносов членов товарищества исходя из ранее утввержденного размера платежей (17 руб. кв.м.) в части возврата денежных средству плаченных в счет платы за вывоз ТБО (2,17 руб кв.м) является правомерным.
Относительно доводов ТСЖ о наличии нарушений при проведении проверки и отсутствии обращений ГЖИ с иском о признании протокола от 28.04.2017 недействительным коллегия судей отмечает следующее.
Из части 4.2 статьи 20 ЖК РФ следует, что основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), является, в том числе, поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Из материалов дела следует, что в Инспекцию поступило обращения гражданина от 27.02.2018, 13.06.2018, 19.06.2018, которые содержали данные о фактах нарушения ТСЖ требований законодательства.
09.07.2018 вынесено мотивированное представление о назначении внеплановой документарной проверки N 38/03-2961/2018, которое согласовано начальником инспекции 09.07.2018 (т.2, л.д. 14).
На основании указанного мотивированного представления вынесено распоряжение от 10.07.2018 N 1824 (т.2, л.д. 12-13) о проведении внеплановой документарной проверки.
Таким образом, порядок проведения проверки соблюден Инспекцией.
Также пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Суд первой инстанции правильно указал, что при проведении проверки комитет, как контролирующий орган, не является собственником помещений и лицом, чьи интересы затронуты в результате принятия решения, следовательно, на него не распространяются требования пункта 6 статьи 46 ЖК РФ и главы 9.1 Гражданского кодекса РФ. Нормативные акты, регламентирующие деятельность комитета, не обязывают контролирующий орган обращаться с заявлением об оспаривании незаконных решений общих собраний собственников общих помещений в многоквартирном доме в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица уполномоченного органа обязаны: выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Таким образом, оспариваемое предписание N ПР-1824 от 06.08.2018 (пункт 1) инспекции обоснованно признано соответствующим положениям Жилищного кодекса РФ и не нарушающим права и законные интересы ТСЖ в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно возложена обязанность по устранению причин и последствий допущенного нарушения.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом апелляционной жалобы на судебные акты, вынесенные по делам, в рамках которых рассмотрены заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными, государственная пошлина составляет 1500 рублей.
ТСЖ "Успех" платежным поручением N 109224 от 25.07.2019 в доход федерального бюджета уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, излишне уплаченная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату подателю апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2019 по делу N А47-13980/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Успех" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Успех" излишне уплаченную платежным поручением N 109224 от 25.07.2019 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13980/2018
Истец: ТСЖ "Успех"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8302/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8302/19
25.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12140/19
11.07.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13980/18
28.11.2018 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13980/18