город Ростов-на-Дону |
|
25 сентября 2019 г. |
дело N А32-7074/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Дьяконова В.А. по доверенности от 05.08.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 11
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2019 по делу N А32-7074/2019 (судья Шкира Д.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новомихайловское" (ИНН 2340016763 ОГРН 1042322522703)
к государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 11
(ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878)
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новомихайловское" (далее - общество, ООО "Новомихайловское", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 11 (далее - фонд, учреждение) о признании незаконными решения N 115 от 21.11.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, решения от 21.11.2018 N 115 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, решения от 21.11.2018 N 115 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2019 заявленные требования удовлетворены. Решение государственного учреждения -Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.11.2018 N 115 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признано недействительным, как не соответствующее нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ. Решение государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, от 21.11.2018 N 115 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным, как не соответствующее положениям Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Решение государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.11.2018 N 115 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признано недействительным, как не соответствующее положениям Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 261 ТК РФ в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при представлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска. Из приведенной нормы следует, что для продления с беременной женщиной срочного трудового договора необходимо одновременное соблюдение двух условий: наличия письменного заявления работницы о продлении срочного трудового договора в связи с беременностью; представления работницей справки о ее беременности. Таким образом, отсутствие одного или обоих условий освобождает работодателя от обязанности продлевать срочный трудовой договор с беременной работницей. Согласно части 3 статьи 261 ТК РФ допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Вместе с тем, в трудовую книжку застрахованного лица не были внесены изменения, которые указаны в дополнительном соглашении от 15.01.2015 к трудовому договору N 01/01/2014 от 13.01.2014. Согласно штатному расписанию от 27.02.2015 N ШР2 - 160 - 14 имеется одна ставка заместителя главного бухгалтера. В соответствии с приказом N 3 "О внесении изменений в штатное расписание от 30.12.2014 N ШР1 - 160 -14" с 15 января 2015 г. включена еще одна должность заместителя главного бухгалтера. На основании вышеизложенного суммы пособий (с 01.02.2015) по временной нетрудоспособности (11400,90 руб.) и пособия по беременности и родам (57005,20 руб.) Кустарниковой Ю.А. к зачету расходов филиалом N 11 регионального отделения Фонда не были приняты, в том числе не принято всего расходов за счет средств социального страхования 67428,88 руб. Доказательства, опровергающие вывод о наличии формального характера трудовых отношений, заключенных не для целей выполнения работником трудовых функций по обеспечению производственно-хозяйственной деятельности общества, страхователем не представлены. Действующим законодательством по обязательному социальному страхованию предусмотрено право застрахованных лиц на получение пособий по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования. В свою очередь, финансирование Фондом расходов на цели обязательного социального страхования основано на принципе аккумулирования средств, уплачиваемых страхователями в бюджет Фонда в виде страховых взносов от заработной платы застрахованных лиц, с последующим использованием их на возмещение расходов, производимых страхователями на выплату страхового обеспечения. Прием на работу сотрудников незадолго до ухода в отпуск по беременности и родам с целью получения пособий за счет средств бюджета фонда наносит ущерб фонду, так как влечет за собой значительный расход средств бюджета фонда, не подкрепленный поступлениями от уплаты страховых взносов. Подобные действия ухудшают финансовое состояние фонда, и как следствие причиняют ущерб другим участникам обязательного социального страхования, в том числе другим застрахованным лицам, а значит являются злоупотреблением предоставленным законодательством правом на получение пособий за счет средств фонда. Возмещение средств из фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов. Работодатель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Однако, учитывая то, что спор возник о правомерности предъявления к зачету расходов страхователя, разрешение его не может ставиться в зависимость от указанного права работодателя. При вышеуказанных обстоятельствах филиал N 11 регионального отделения фонда в данном случае правомерно вынес решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и привлек страхователя ООО "Новомихайловское" к ответственности, начислил пени и предложил уплатить недоимку по страховым взносам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Новомихайловское" просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указало, что поскольку фонд в решениях исходит из необходимости увольнения работника Кустарниковой Ю.А. до осуществления спорных выплат - 01.02.2015 и из позиции о неисполнении данным работником должностных обязанностей с 01.02.2015 по 30.04.2015 и далее, то отсутствуют какие-либо основания для квалификации спорных выплат как начисленных в рамках трудовых отношений и приравненных к ним гражданско-правовых договоров в контексте, определённом положениями пункта 1 статьи 7 Закона 212-ФЗ (или аналогичными положениями пункта 1 статьи 20.1 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). В таком случае доказательств того, что спорные выплаты указанному физическому лицу являлись оплатой его труда в рамках трудовых отношений, носили систематический характер, зависели от его трудового вклада, сложности, количества и качества выполняемой работы, фонд не представил. При таком подходе фонда указанные выплаты являются ошибочно выплаченными обществом в пользу Кустарниковой Ю.А. суммами с назначением платежа, соответствующим пособиям, приравненным к заработной плате, что соответствует понятию неосновательного обогащения, определённому гражданским законодательством. Ст. 1109 ГК РФ установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. В данном случае техническая ошибка (выраженная в несоответствующей закону, исходя из позиции фонда, квалификации обществом указанных выплат в качестве пособий) привела к выплате работнику денежных средств без какого-либо правового основания, что является неосновательным обогащением (ст. 1102 ГК РФ). Однако у организации отсутствует возможность взыскать с работника указанную сумму в силу ст. 1109 ГК РФ. Таким образом, работодатель не вправе обратиться в судебном порядке с иском о взыскании с работника неосновательного обогащения в соответствующей сумме в рассматриваемой ситуации. Кроме того, на основании ст. 415 ГК РФ прощением долга признается обязательство, прекращающееся освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. Следовательно, прощение долга работнику, равно как и ошибочное перечисление ему денежных средств, не является поощрением его труда. Поэтому спорная сумма не считается объектом обложения страховыми взносами, поскольку перечислена работнику ошибочно, а не в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров.
В судебном заседании представитель ООО "Новомихайловское" не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, государственным учреждением Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении ООО "Новомихайловское" были проведены выездные документальные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2015 по 01.01.2016.
По результатам указанных проверок фондом составлены акты выездной проверки от 24.10.2018 N 115ос, от 24.10.2018 N 115н/с, от 24.10.2018 N 115св
По результатам рассмотрения актов выездных проверок и представленных обществом возражений фондом были вынесены следующие решения:
- N 115 от 21.11.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай времени" нетрудоспособности и в связи с материнством, которым не приняты к зачету соответствующие расходы общества в сумме 67 428,88 руб., предложено произвести корректировку указанных расходов и доплатить страховые взносы в сумме 67 428,88 руб.;
- N 115 от 21.11.2018 о привлечении плательщика страховых взносов ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которым обществу доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 983,77 руб., начислены соответствующие пени в размере 6 758,72 руб., назначен штраф в размере 396,75 руб.;
- N 115 от 21.11.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым обществу доначислены страховые взносы обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 436,53 руб., доначислены соответствующие пени в размере 3 092,68 руб., назначен штраф в размере 287,31 руб.
Общество оспорило вышеуказанные решения в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 255-ФЗ страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В рамках дела N А32-8301/2019 ООО "Новомихайловское" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кущевском районе Краснодарского края о признании незаконным решения от 26.11.2018 N 033/042/25-2018 в части.
Решение Арбитражный суд Краснодарского края от 19.04.2019 по делу N А32-8301/2019, вступившим в законную силу, признано недействительным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кущевском районе Краснодарского края от 26.11.2018 N 033/042/25-2018 в части доначисления страховых взносов в размере 18 538,05 руб. (из них на ОМС - 3 488,71 руб., на ОПС - 15 049,34 руб., начисления пеней в соответствующем размере о привлечении к ответственности общества с ограниченной ответственностью "Новомихайловское", как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Судом установлено, что основанием для произведенного доначисления страховых взносов послужила ссылка фонда на получение от Территориального филиала N 11 государственного учреждения Краснодарского регионального отделения ФСС РФ справки о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения от 23.10.2018 и реестр сведений о непринятых к зачету расходах на выплату пособий по обязательному социальному страхованию по Кустарниковой Ю.А. на общую сумму 68 406,10 руб., которая должна быть включена в облагаемую базу. Расходы общества на выплату страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам Кустарниковой Ю.А. были понесены в отношении основного сотрудника, находящегося с обществом в трудовых отношениях. Указанные расходы являются обязательными для общества и соответствуют требованиям, предъявляемым к необлагаемым выплатам, установленным пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
С учетом изложенного учреждением неправомерно не приняты к зачету и отказано в возмещении суммы расходов по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам по работнику Кустарниковой Ю.А. в размере 67 428,88 рублей.
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действующего в спорном периоде.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пунктах 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Выплаты, произведенные обществом в пользу Кустарниковой Ю.В., не связаны с выплатами в рамках трудовых отношений и не могут быть отнесены в облагаемую базу при исчислении страховых взносов.
Кроме этого, с учетом обстоятельств установленных судом в рамках дела N А32-8301/2019 указанные выплаты соответствуют требованиям, предъявляемым к необлагаемым выплатам, установленным п. п. 1 п. 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, фондом обществу неправомерно обществу доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 1 983,77 руб., пени в сумме 6 758,72 руб. и штраф в сумме 396,75 руб.
Согласно решению от 21.11.2018 N 115 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний суммы выплат, которые произведены работнику Кустарниковой Ю.А., не являются выплатами по страховому обеспечению и в данном случае выплаты произведенные работнику и не принятые к зачету по итогам проверки, не относятся к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, определенных в статье частью 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1. Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 20.1. Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Однако отказ фонда в принятии к зачету расходов по выплате спорных пособий в пользу Кустарниковой Ю.А. не может изменить статус выплаченных средств как страховое обеспечение, то есть страховые выплаты, обусловленные наступлением страхового случая. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. Сам факт наступления страхового случая фондом не оспаривается.
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.
Таким образом, выплаченные обществом в связи с наступлением страхового случая своим сотрудникам спорные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ и ч. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.08.2017 N 308-КГ17-680 по делу N А32-2339/2016.
При таких обстоятельствах обществу неправомерно доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 1 436,53 руб., пени в сумме 3 092,68 руб. и штраф в сумме 287,31 руб.
При изложенных обстоятельствах решение N 115 от 21.11.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай времени" нетрудоспособности и в связи с материнством, которым не приняты к зачету соответствующие расходы общества в сумме 67 428,88 руб., предложено произвести корректировку указанных расходов и доплатить страховые взносы в сумме 67 428,88 руб.; решение N 115 от 21.11.2018 о привлечении плательщика страховых взносов ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которым обществу доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 983,77 руб., начислены соответствующие пени в размере 6 758,72 руб., назначен штраф в размере 396,75 руб.; решение N 115 от 21.11.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым обществу доначислены страховые взносы обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 436,53 руб., доначислены соответствующие пени в размере 3 092,68 руб., назначен штраф в размере 287,31 руб. правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2019 по делу N А32-7074/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7074/2019
Истец: ООО "Новомихайловское"
Ответчик: ГУ - Краснодасркое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 11, ГУ КРАСНОДАРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N11