г. Челябинск |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А47-1928/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Директ нефть" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.07.2019 по делу N А47-1928/2019 (судья Сиваракша В.И.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Директ нефть" - Иванова И.А. (доверенность от 13.05.2019), Зубков Ю.А. (доверенность от 01.08.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Директ Нефть" (далее - общество, заявитель, ООО "Директ Нефть") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления N 19/1 от 06.02.2019.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Троицкий сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, гражданин Шахов Дмитрий Андреевич.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Директ Нефть" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Директ Нефть" ссылается на то, что разведочная скважина N 172 Троицкого месторождения относится к линейным объектам, размещение которых допускается без изменения категории земельного участка сельскохозяйственного назначения. Общество указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о ведении заявителем добычи полезных ископаемых, так как земельный участок используется для проведения геологоразведочных работ на основании лицензии на право пользования недрами, на участке ведется строительство разведочной скважины N 172 Троицкого месторождения.
В представленном отзыве Управление ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрацией муниципального образования Троицкий сельсовет Бузулукского района Оренбургской области (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского фермерского хозяйства Шаховым Андреем Геннадьевичем 16.06.2017 заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения, согласно п. 1.1. которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 4 635 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, зарегистрированный на праве собственности за муниципальным образованием Троицкий сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 56:08:0000000:2592, адрес (описание местоположения): Оренбургская область, Бузулукский район, Троицкий сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:08:0000000. Договор заключен на срок 49 лет (п. 1.2. договора).
Индивидуальным предпринимателем главой крестьянского фермерского хозяйства Шаховым Андреем Геннадьевичем (арендатор) и гражданином Шаховым Дмитрием Андреевичем (новый арендатор) 17.10.2017 заключено соглашение о переуступке права аренды по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 16.06.2017 N 1, согласно которому арендатор передал новому арендатору права и обязанности, предусмотренные договором аренды земель сельскохозяйственного назначения от 16.06.2017 N 1 на земельный участок площадью 4 635 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 56:08:0000000:2592, адрес (описание местоположения): Оренбургская область, Бузулукский район, Троицкий сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:08:0000000, запись регистрации 56:08:0000000:2592-56/013/2017-1 от 04.07.2017. Государственная регистрация соглашения о переуступке права аренды, уступка прав (аренда) произведены межмуниципальным отделом по г.Бузулук, Бузулукскому, Курманаевскому районам Управления 24.10.2017, номера регистрации 56:08:0000000:2592-56/013/2017-3, 56:08:0000000:2592-56/013/2017-4.
Гражданином Шаховым Дмитрием Андреевичем (арендатор) и ООО "Директ Нефть" (субарендатор) 01.07.2018 заключен договор субаренды земельного участка N 43/18, согласно п. 1.1. которого арендатор за плату передает во временное владение и пользование, а субарендатор принимает в субаренду земельный участок площадью 51 000 кв.м. (5,1 га), местоположение земельного участка: Оренбургская область, Бузулукский район, Троицкий сельсовет, юго-восточная часть земельного участка с кадастровым номером 56:08:0000000:2592(3). Земельный участок передается в субаренду для расположения площадки СКВ N 172 Троицкого месторождения, для расположения подъездной дороги к данной площадке, а также под строительство дороги по границе кадастрового квартала 56:08:0000000:2592(3).
Границы земельного участка, предоставляемого в субаренду, обозначены на местности и идентифицированы на плане участка, который является неотъемлемой частью настоящего договора (приложение N 3 к договору) (п. 1.2. договора субаренды). Срок действия договора: с 01.07.2018 по 28.06.2019 (п. 1.3. договора субаренды). По акту приема-передачи от 01.09.2018 земельный участок передан арендатором субарендатору.
ООО "Директ Нефть" имеет лицензию на право пользования недрами серии ОРБ N 15842 НЭ от 24.02.2015 с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Троицкого месторождения, участок недр имеет статус горного отвода, дата окончания действия лицензии 01.03.2035.
Обществом 21.01.2016 утвержден разработанный обществом с ограниченной ответственностью "ВНИГНИ-2/2" комбинированный проект разведки залежи нефти в пласте D3f (доманиковые) Троицкого месторождения и поисков новых залежей углеводородов в выше и нижележащих отложениях.
Нижне-Волжским территориальным отделением ФБУ "Росгеологэкспертиза" выдано положительное экспертное заключение N 138-02-04/2016 от 15.07.2016 по "Комбинированному проекту разведки залежи нефти в пласте D3f (доманиковые) Троицкого месторождения и поисков новых залежей углеводородов в выше и нижележащих отложениях".
Обществом 05.06.2017 утверждена разработанная обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Нефтетехпроект" проектная документация "Строительство разведочных скважин N 171, 172, 173, 174, 175 Троицкого месторождения", 28.11.2018 утверждено дополнение к проектной документации "Строительство разведочных скважин N 171, 172, 173, 174, 175 Троицкого месторождения". Согласно проектной документации, размер отводимых во временное пользование земельных участков на период строительства скважин составляет 4,5 га, под дороги для подъезда к скважине на период строительства - 2,3 - 14 га.
Обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Нефтетехпроект" для ООО "Директ Нефть" разработан проект рекультивации нарушаемых земель для строительства разведочной скважины N 172 Троицкого месторождения, проект утвержден главой муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области.
Обществом в 2018 году утверждены проекты производства работ ППР-2002.015-2018 "Строительство площадки под буровую установку скважины N 172 Троицкого месторождения", ППР-2002.014-2018 "Строительство дороги на скважину N 172 Троицкого месторождения".
Согласно акту начала бурения БУ Нейборз на скв. N 172 Троицкого месторождения от 15.11.2018 началось бурение скважины N 172 Троицкого месторождения.
Из акта от 27.03.2019 об окончании бурения скважины N 172 следует, что скважина N 172 Троицкого месторождения закончена монтажом и опрессовкой трубной головки и фрак-задвижки 27.03.2019.
Гражданин К.П.А. обратился к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Катасонову С.М. с заявлением о нарушении ООО "Директ Нефть" природоохранного и земельного законодательства.
Данное обращение депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Катасоновым С.М. для организации проверки направлено прокурору Оренбургской области, последним - в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области, в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области.
21.12.2018 в Межмуниципальный отдел по г. Бузулук, Бузулукскому, Курманаевскому районам Управления из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области поступили материалы предварительной проверки земельных участков с кадастровыми номерами 56:08:0000000:2592, 56:08:0000000:255, 56:08:2515003:34, расположенных в территориальных границах Бузулукского района Оренбургской области, находящихся в пользовании ООО "Директ Нефть".
На основании задания N 6 от 21.12.2018 должностным лицом Управления проведено административное обследование объекта земельных отношений, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 56:08:0000000:2592, по результатам которого составлен акт административного обследования объекта земельных отношений N 30 от 27.12.2018.
Из указанного акта следует, что в результате визуального смотра контура N 3 многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 56:08:0000000:2592 установлено нахождение на земельном участке вагончика, трансформаторной станции, автотранспорта, площадки разведочной скважины, выявлены признаки нарушения требований земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом Управления 28.12.2018 вынесено представление о назначении внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства.
И.о. руководителя Управления в отношении ООО "Директ Нефть" вынесено распоряжение органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 16.01.2019 N Р/0134, с целью подтверждения фактов выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Решением Бузулукской межрайонной прокуратуры от 22.01.2019 согласовано проведение в отношении ООО "Директ Нефть" внеплановой выездной проверки, в том числе, по адресу Оренбургская область, Бузулукский район, Троицкий с/с, земельный участок с кадастровым номером 56:08:0000000:2592.
В адрес заявителя было направлено уведомление о внеплановой выездной проверке соблюдения земельного законодательства, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 03-12/1-33/55 от 23.01.2019 года, которое получено обществом 25.01.2019.
По результатам внеплановой выездной проверки в присутствии представителя ООО "Директ Нефть" по доверенности от 15.01.2019 N 2/19 Зубкова Ю.А. должностным лицом Управления составлен акт проверки N 9 от 30.01.2019 и протокол об административном правонарушении от 30.01.2019 по части 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В указанных актах зафиксирован факт использования ООО "Директ Нефть" земельного участка, расположенного по адресу: Оренбургская область, Бузулукский район, Троицкий с/с, кадастровый номер 56:08:0000000:2592, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Обществу выдано предписание N 2 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 30.01.2019.
На основании материалов проверки должностным лицом Управления в присутствии представителя ООО "Директ Нефть", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 19/1 от 06.02.2019, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Директ Нефть" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ДиректНефть" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, так обществом допущено нецелевое использование земельного участка.
Заслушав объяснения представителей заявителя, и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в использовании земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, в том числе изменение правового режима земель и осуществление непредусмотренных видов деятельности.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.
Таким образом, пользователь недр при наличии лицензии на право добычи полезных ископаемых приобретает право пользования земельным участком при условии соблюдения установленных соответствующими законами процедур.
Из материалов дела следует, что горный отвод общества, предоставленный ему в целях разведки и добычи полезного ископаемого, углеводородного сырья, расположен в том числе на земельном участке с кадастровым номером 56:08:0000000:2592, который отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Указанное обстоятельство, не оспариваемое никем из участвующих в деле лиц, несмотря на пользование земельным участком на праве аренды, препятствует использованию земельного участка с кадастровым номером 56:08:0000000:2592 в целях, не предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено названным Кодексом, федеральными законами. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 названного Кодекса.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства. В статье 78 ЗК РФ определен порядок использования земель сельскохозяйственного назначения. Так, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей рыбоводства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на сохранении целевого использования земельных участков.
В статье 6 названного закона указано, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых.
Из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
В апелляционной жалобе ООО "Директ Нефть" указывает на отсутствие деятельности по добыче полезных ископаемых, так как к моменту проверки обществом осуществлялось только бурение скважины.
Указанный довод подлежит отклонению на основании следующего.
Национальным стандартом Российской Федерации "Геофизические исследования скважин. Термины и определения" (ГОСТ Р 54362-2011) в пункте 2 части 2 установлено определение термина "скважина буровая", под которой понимается цилиндрическая выработка, пройденная буровым инструментом в горных породах земной коры для изучения ее геологического строения или добычи полезных ископаемых, а также дано разъяснение, что по назначению скважин различают: картировочные, опорные, структурные, поисковые, разведочные, эксплуатационные, горнотехнические, гидрогеологические.
С учетом отсутствия доказательств непосредственно добычи полезных ископаемых, отнесения бурения скважин к мероприятиям по разведке полезных ископаемых в данном случае, действительно отсутствовала деятельность общества по добыче полезных ископаемых.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, пункт 3 статьи 6 Закона о недрах предусматривает один из видов пользования недрами как разведка и добыча полезных ископаемых. При этом указанный вид использования недр не разделяется на отдельные виды, а рассматривается как единый вид пользования недрами.
Так, лицензия от 24.02.2015 серия ОРБ номер 15842 НЭ выдана обществу на разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Троицкого месторождения, условия лицензия указывают на добычу недропользователем полезных ископаемых, ООО "Директ Нефть", приступая к работам по разведке недр и следующими за ними работ по добыче полезных ископаемых, должно было обеспечить соблюдение требований ЗК РФ, Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" и предпринять действия по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики.
Относительно доводов подателя апелляционной жалобы о возможности отнесения разведочной скважины N 172 вместе с водозаборными скважинами, высоковольтными линиями электропередачи Троицкого месторождения по функциональному назначению и признакам к линейным объектам, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Пункт 2 статьи 78 ЗК РФ допускает использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случаях осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов.
Таким образом, федеральное законодательство не препятствует размещению на землях сельскохозяйственного назначения объектов, отдельные виды которых аналогичны объектам, включенным в Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300), в частности речь идет о линейных объектах.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор, Приказ N 540).
Примечанием N 2 к Приказу N 540 установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
При этом положения примечания N 2 к Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Таким образом, Приказом N 540 установлено, что размещение отдельных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в Постановление N 1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. При этом данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель.
Следовательно, для установления наличия возможности размещать разведочную скважину N 172 Троицкого месторождения без перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, необходимо установить является ли разведочная скважина линейным объектом.
Само по себе понятие линейного объекта действующее законодательство не предусматривает, однако, отдельные нормативные акты приводят определение линейного объекта путем перечисления тех объектов, которые могут быть отнесены к таковым.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В пункте 5 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи. Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено, что к линейным объектам относятся трубопроводы, подводные линии связи. Пункт 6 статьи 7 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, с учетом функционального назначения приведенных линейных объектов, буровая скважина и обслуживающие ее объекты не могут быть отнесены к линейным сооружениям.
С учетом вышеизложенного в действиях ООО "Директ Нефть" следует считать установленной объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вопрос о наличии вины ООО "Директ Нефть" в совершении административного правонарушения административным органом исследован, при производстве по делу об административном правонарушении вина общества в совершении административного правонарушения установлена применительно к обстоятельствам дела, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена судом первой инстанции, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными административным органом. Из обстоятельств совершения правонарушения следует, что общество не обеспечило выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством к целевому использованию земель. Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения требований закона, а также доказательства объективной невозможности исполнения действующего законодательства обществом не представлены. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств не представлено.
Суд апелляционной инстанции не усматривает со стороны административного органа процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, по безусловным основаниям.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о вынесении Управлением обжалуемого постановления с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности. Так, статья 8.8. КоАП РФ входит в состав главы 8 КоАП РФ, родовым объектом правонарушений, входящих в ее состав, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды. В силу статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а в случае длящегося правонарушения - со дня его обнаружения.
Наказание заявителю назначено судом с учетом положений статьей 4.1, 4.2 КоАП РФ, исходя из характера правонарушения, что отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а неисполнением им обязанностей землепользователя, предусмотренные статьей 42 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы общества подлежат отклонению, как противоречащие установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная платежным поручением от 25.07.2019 N 934 государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.07.2019 по делу N А47-1928/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Директ нефть" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Директ нефть" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 25.07.2019 N 934 государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.