26 сентября 2019 г. |
Дело N А83-7079/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Малышевой И.А.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 июня 2019 года по делу N А83-7079/2018 (судья Евдокимова Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" (297000, Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Элеваторная, д. 15А)
к Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (295001, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Тихий, д. 6)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
28.04.2018 обществом с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" (ОГРН 1159102033507 - л.д. 16-20 т. 1, далее - ООО "Красногвардейский Элеватор" или заявитель) предъявлены требования о признании незаконным и отмене постановления Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (ОГРН 1149102055101, далее - Крымсельхознадзор или административный орган) N 85/04.2-09 от 27.04.2018 о назначении административного наказания по статье 10.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5.000 руб. (л.д. 6-8 т. 1).
Требования обоснованы тем, что заявитель не виновен в вывозе из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, так как административным органом не размещен приказ о введении карантинного фитосанитарного режима с определением четких границ карантинной фитосанитарной зоны; вывоз названной продукции осуществлен в рамках одной партии по одному и тому же договору, но разными транспортными средствами и в разные дни; в протоколе об административном правонарушении не указаны обязательные сведения - время и место совершения правонарушения; нарушен срок составления протокола; при назначении наказания административный орган не учел в качестве смягчающего ответственность обстоятельство - привлечение заявителя к административной ответственности впервые.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены по тем мотивам, что административный орган не опубликовал на своем официальном сайте и в средствах массовой информации приказ о введении карантинного фитосанитарного режима с графической схемой и территорией, на которую распространяется карантин; информация в новостной ленте о введении карантина не содержала необходимых сведений для определения границ территорий, в которых введён карантин; в связи с чем у заявителя отсутствовала обязанность по оформлению карантинного фитосанитарного сертификата на вывоз с подкарантинной территории продукцию (л.д. 156-166 т. 1).
Крымсельхознадзором подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит отменить судебный акт первой инстанции по тем основаниям, что судом решение принято при неправильном применении норм материального права и процессуального права. В апелляционной жалобе указано на то, что Крымсельхознадзор разместил необходимую информацию о введении карантинного фитосанитарного режима с указанием площади на официальном сайте в разделах "Новости", "Информация для граждан, юридических лиц в области карантина растений", копия приказа о введении карантинного фитосанитарного режима направлялась в адрес Администрации Красногвардейского района для информирования граждан, также информация размещена на сайте Петровского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым и на сайте РИА Новости (Крым), в связи с чем обязанность по размещению информации о введении карантинного фитосанитарного режима административным органом исполнена (л.д. 6-9 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
О месте и времени судебного заседания участники извещены определением от 22.08.2019, копии которого получили 28.08.2019, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 65-67 т. 2).
27.08.2019 информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 68 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки представителей участников в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося лица.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
27.04.2018 заместитель начальника Крымсельхознадзора Цейко С.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, составленный 12.04.2018 при участии представителя заявителя по доверенности Коноплевой А.В. протокол об административном правонарушении N 78/04.2-09 (л.д. 45-47 т. 1), вынес постановление N 85/04.2-09 о назначении административного наказания, которым признал ООО "Красногвардейский Элеватор" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.2 КоАП РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере 5.000 руб. (л.д. 9-14, 33-38 т. 1).
Из названных постановления и протокола об административном правонарушении следует, что объективная сторона правонарушения выражена в том, что 11.03.2018 ООО "Красногвардейский Элеватор" на автомобиле марки "Камаз" (регистрационный N Е 683 АМ 82) и прицепе (регистрационный N АВ 783382) вывез из села Миролюбовка Красногвардейского района Республики Крым (которое по приказу Крымсельхознадзора N 1148/П от 30.09.2016 включено в карантинную фитосанитарную зону по амброзии полыннолистной) в Феодосийский торговый порт (филиал ГУП РК "Крымские морские порты") приобретенную по договору от 02.03.2018 N 02/03/18-05 подкарантинную продукцию - 31,12 тонн ячменя, урожая 2017 года, без подтверждающих карантинное фитосанитарное состояние документов партии этой продукции.
Заявитель не оспаривает факт вывоза названной продукции.
Факт вывоза без карантинного сертификата подкарантинной продукции из зоны н карантинного фитосанитарного режима подтверждается:
товарно-транспортной накладной на перевозку названным транспортным средством 31,12 тонн ячменя из села Миролюбовка Красногвардейский район (л.д. 48 т. 1),
актом внеплановой выездной проверки от 02.04.2018 N 02/04.2-08, из которого следует, что при отсутствии подтверждающих фитосанитарное состояние подкарантинной продукции документов, 20 партиями из села Менделеево и 53 партиями из села Миролюбовка Красногвардейского района вывезено 740,93 тонн и 2061,05 тонн ячменя, 2017 года урожая, в адрес грузополучателя - филиала "КМП" ГУП РК "Феодосийский торговый порт" г. Феодосия (л.д. 55-58 т. 1),
письмом и справкой Феодосийского торгового порта о поступлении с 06.03.2018 по 09.03.2018 1052,520 тонн ячменя насыпью на перевалку, с 09.03.2018 по 16.03.2018 1987 тонн ячменя (л.д. 82-86 т. 1),
приказом Крымсельхознадзора N 1148/П от 30.09.2016 "О введении карантинного фитосанитарного режима и установлении карантинной фитосанитарной зоны по амброзии полыннолистной" на землях Красногвардейского района Республики Крым с указанием определенных кадастровых кварталов; которым установлен карантинный фитосанитарный режим, предусматривающий запрет на вывоз подкарантинной продукции за пределы карантинной фитосанитарной зоны без сертификата о соответствии подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений (л.д. 38 об. сторона-39 т. 2).
По итогам проведенной проверки 02.04.2018 вынесено предписание N 1/04.2-08, которым на заявителя возложена обязанность вывозить подкарантинную продукцию при наличии карантинного сертификата (л.д. 59-60 т. 1).
Из представленного заявителем договора от 02.03.2018 N 02/03/18-05 следует, что заявитель купил у ООО "Клин Арго" (г. Симферополь) 2.000 тонн ячменя, который передается продавцом в течение 20 дней на автотранспорт покупателя (л.д. 61-62 т. 1).
В соответствии со статьей 10.2 КоАП РФ (в ред. от 03.04.2018) нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 21, пункта 5 части 3 статьи 18 Федерального закона "О карантине растений" от 21.07.2014 N 206-ФЗ (ред. от 28.12.2017, далее - Закон N 206-ФЗ) запрещен вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, без карантинного сертификата.
Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия (в том числе) под партией подкарантинной продукции понимается количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю, что предусмотрено пунктом 28 части 1 статьи 2 Закона N 206-ФЗ.
Как установлено, ООО "Красногвардейский Элеватор", не имея карантинного сертификата, вывозил из разных населенных пунктов подкарантинную продукцию разными транспортными средствами и в разные дни, что правильно расценено административным органом как разные партии подкарантинной продукции.
Вместе с тем, административным органом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО "Красногвардейский Элеватор" к административной ответственности, а именно вина этого лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из части 11 статьи 19 Закона N 206-ФЗ в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об установлении карантинной фитосанитарной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган информирует граждан, юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, о границах карантинной фитосанитарной зоны, об установленных требованиях, о временных ограничениях, об ответственности за их нарушение и об иных условиях введения карантинного фитосанитарного режима путем размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликования в средствах массовой информации указанной информации.
Таким образом, закон установил порядок информирования граждан и юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, об установлении такой зоны - размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликования в средствах массовой информации указанной информации.
30.09.2016 на официальном сайте Крымсельхознадзора https://szfn.rk.gov.ru (в разделе новости) размещено сообщение о выявлении Крымсельхознадзором карантинного объекта - амброзии полыннолистная (Ambrоsia artemisiifоliа L.), внесенного в "Перечень карантинных объектов", утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 501, и о введении на территории населенных пунктов, в том числе села Миролюбовка, карантинной фитосанитарной зоны, на период действия которого введены ограничения (в том числе) на вывоз из этой зоны подкарантинной продукции, по карантинным сертификатам; это сообщение содержит предупреждение об ответственности за нарушение или ненадлежащее исполнение мероприятий по локализации и ликвидации очагов карантинных объектов - штраф по статьям 10.1 и 10.2 КоАП РФ (л.д. 44-47, 50-53 т. 2).
Крымсельхознадзор также ссылается на размещение информации о введении карантинного режима в Красногвардейском районе Республики Крым на официальном сайте в сети "Интернет" РИА Новости (Крым) и направления в адрес главы администрации Красногвардейского района Республики Крым письма с копией приказа с просьбой об информировании населения и юридических лиц о введении такой зоны (л.д. 43, 54 т. 2).
Однако доказательств, подтверждающих факт публикации Карты-схемы с границами карантинной фитосанитарной зоны на землях Красногвардейского района Республики Крым (приложение к приказу Крымсельхознадзора N 1148/П от 30.09.2016) на своем официальном сайте и в средствах массовой информации (печатных СМИ) административный орган не представил.
Размещенная Крымсельхознадзором информация недостаточна для определения ООО "Красногвардейский Элеватор" границ карантинной фитосанитарной зоны на территории села Миролюбовка, что объективно препятствовало данному юридическому лицу соблюсти правила и нормы о карантине растений, за нарушение которых по статье 10.2 КоАП РФ ООО "Красногвардейский Элеватор" привечено к административной ответственности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения (в том числе вины) является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права; иных оснований (в том числе безусловных) для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 июня 2019 года по делу N А83-7079/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7079/2018
Истец: ООО "КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ЭЛЕВАТОР"
Ответчик: СЛУЖБА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ