г. Москва |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А40-111650/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Суминой О.С., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Крафтбир"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2019 г. по делу N А40-111650/19
принятое судьей Е.А. Аксеновой
по заявлению ООО "Крафтбир"
к МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному Федеральному округу
о признании незаконным Постановления от 15.03.2019 г. N 03-18/1094-10,
в присутствии:
от заявителя: |
Валеев Б.Р. ордер N 1779 от 23.09.2019; |
от заинтересованного лица: |
Алексеев С.А. по дов. от 25.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крафтбир" (далее - Заявитель, ООО "Крафтбир", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному административному округу (далее - Заинтересованное лицо, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 15.03.2019 г. N 03-18/1094-10.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2019 г. заявление ООО "Крафтбир" удовлетворено частично; постановление МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 15.03.2019 г. N 03- 18/1094-10 о привлечении ООО "Крафтбир" к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ изменено в части размера административного штрафа, установив его в размере 150 000 руб.
ООО "Крафтбир" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Крафтбир" доводы апелляционной инстанции поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что административным органом в результате анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), других информационных системах, установлено, что ООО "Крафтбир" зафиксированы в ЕГАИС сведения о закупке продукции с нарушением сроков фиксации.
Согласно сведениям, зафиксированных в ЕГАИС "Отчет об объёмах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за период 01.07.2018 г. по 30.12.2018г.г. ООО "Крафтбир" установлено нарушение сроков фиксации, закупленной алкогольной продукции у контрагента ООО "ДОБРЫЙ ХМЕЛЬ" ИНН 7107539951 КПП/ 710701001, находящегося по адресу: 300012, Тульская область, Советская ул., Тула г,54, офис 319 по ТТН N 2232 от 18.10.2018 г., ТТН N 2231 от 18.10.2018 г.
По данному факту в отношении ООО "Крафтбир" возбуждено дело об административном правонарушении N 03-18/1094 и проведено административное расследование (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования N 03-18/1094 от 10.12.2018 г.) по статье 14.19 КоАП.
В ходе административного расследования ООО "Крафтбир" (вх. N cl-22024 от 14.12.2018 г.) представило запрашиваемые первичные документы, в ходе проверки товарно-сопроводительных документов и сведений зафиксированных в ЕГАИС: "Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" "Информация по накладной", выявлен факт нарушения сроков фиксации закупки алкогольной продукции в ЕГАИС по взаимоотношениям с контрагентом ООО "ДОБРЫЙ ХМЕЛЬ": ИНН 7107539951 КПП/ 710701001, находящегося по адресу: 300012, Тульская область, Советская ул., Тула г,54, офис 319:
- ТТН N 2232 от 18.10.2018 г. дата фиксации поставки алкогольной продукции ООО "ДОБРЫЙ ХМЕЛЬ" (19.10.2018 г. 13:06:52), дата закупки алкогольной продукции ООО "Крафтбир". Принята (24.10.2018 12:48:38). Акт подтверждения N 20181024 от 24.10.2018 г. - ООО "Крафтбир" в ТТН N 2232 от 18.10.2018 г. в поле "Груз получил грузополучатель" отражена дата 19.10.2018 г., в товарно-транспортном разделе к ТТН N 2232 в поле "Срок доставки груза" отражена дата 22.10.2018 г., а также в путевом листе легкового автомобиля в поле "Водитель сдал" отражена дата отгрузки 22.10.2018 г., тогда как ООО "Крафтбир" осуществило фиксацию закупки алкогольной продукции в ЕГАИС датой (24.10.2018 12:48:38).
- ТТН N 2231 от 18.10.2018 г. дата фиксации поставки алкогольной продукции ООО "ДОБРЫЙ ХМЕЛЬ" (19.10.2018 г. 11:50:46) дата закупки алкогольной продукции ООО "Крафтбир" (Принята (22.10.2018 г. 11:52:15). Акт подтверждения N 20181022 от 22.10.2018 г. - ООО "Крафтбир" в ТТН N 2231 от 18.10.2018 г. в поле "Груз получил грузополучатель" отражена дата 18.10.2018 г., в товарно-транспортном разделе к ТТН N 2231 в поле "Срок доставки груза" отражена дата 19.10.2018 г., а также в путевом листе легкового автомобиля в поле "Водитель сдал" отражена дата отгрузки 19.10.2018 г., тогда как ООО "Крафтбир" осуществило фиксацию закупки алкогольной продукции в ЕГАИС датой Принята (22.10.2018 г. 11:52:15).
Таким образом, административный орган пришел к выводу о том, что ООО "Крафтбир" 22.10.2018 г. и 24.10.2018 г. совершено правонарушение, предусмотренное статьей 14.19 КоАП РФ.
На основании выявленного нарушения заместителем начальника отдела контроля за представлением деклараций и анализа информационных технологий к МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в отношении ООО "Крафтбир" составлен протокол от 28.02.2019 г. N 03-18/1094-8 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО "Крафтбир" при наличии сведений о его извещении надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в отношении ООО "Крафтбир" вынесено оспариваемое постановления от 15.03.2019 г. N 03-18/1094-10 о привлечении к административной ответственности по статьей 14.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Данное постановление вынесено в присутствии полномочного представителя ООО "Крафтбир" Савостиной Д.В. по доверенности от 14.03.2019 г. б/н при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171 - ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статье 8 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1459.
Согласно подпункту 18 пункта 6 Постановления от 29.12.2015 г. N 1459 Единая информационная система содержит сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).
Товарно-транспортная накладная является основным документом в процессе грузоперевозок. Без ТТН невозможно оформить ни одно законное перемещение товара от продавца к покупателю. Бланк для товаро-доставки имеет типовую межотраслевую форму N 1-Т, образец утвержден Постановлением Москомтстата N 78 от 28 ноября 1997 года "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Организация-получатель, заверяя своей печатью товарно-транспортную накладную, удостоверяет правильность заполнения данных о перевозке. Организация-получатель на основании данных товарно-сопроводительных документов обязано подтвердить данные сведения в заявках о фиксации в ЕГАИС.
Письмо ФНС России от 21.10.2013 г. N ММВ-20-3/96@ "Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры" носит рекомендательный характер, когда как статья 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ устанавливает императивные требования к осуществлению оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - оборот осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной. Универсальный передаточный документ (далее - УПД) может объединять информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур, выписываемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам, при этом не включает и не заменяет собой ТТН.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1459 направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 г. N 149 утверждены формы заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции.
Согласно пункту 5.2.1. Порядка заполнения и сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт), о первичных остатках продукции Приложения N 5 к Приказу от 21.05.2014 г. N149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляется организациями, в адрес которых осуществляется поставка и (или) возврат продукции (далее - организации-покупатели (получатели) продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ в день фактического получения продукции.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 24 Постановления от 29.12.2015 г. N 1459 при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными. В случае отсутствия технической возможности исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - территориальный орган) заявление с уточненными данными.
Суд первой инстанции правильно поддержал вывод с административного органа о том, что факт нарушения ООО "Крафтбир" сроков фиксации закупки алкогольной продукции в ЕГАИС по взаимоотношениям с контрагентом ООО "ДОБРЫЙ ХМЕЛЬ" является установленным.
Также Общество ссылалось на отсутствие складских помещений, при этом в соответствии с пунктом 2.3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ производство алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям производственные и складские помещения, являющиеся объектами недвижимого имущества. Оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям складские помещения, являющиеся объектами недвижимого имущества.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенному в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, таким образом, срок привлечения заявителя к административной ответственности заинтересованным лицом соблюден.
Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем граждан, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. Каких-либо особых, исключительных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о возможности освобождения от административного наказания в данном случае из доводов Общества и документов, имеющихся в материалах дела, не усматривается.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности административным органом события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, а также вины ООО "Крафтбир" в его совершении.
Пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Санкция статьи 14.19 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 150 000 до 200 000 руб. для юридических лиц.
Вместе с тем, суд первой инстанции счёл, что при определении размера наказания, предусмотренного санкцией статьи 14.19 КоАП РФ, административный орган не указывает в постановлении о причинах избрания максимального наказания, не приводит мотивы, по которым, по его мнению, обществу не может быть назначено более мягкое наказание.
Судом не установлено по делу отягчающих обстоятельств, при этом учитывается, что административное наказание должно соответствовать конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивать реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшать положения общества. Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, то, что наказание не является только карающей мерой (статья 3.1 КоАП РФ), суд первой инстанции верно счёл возможным снизить размер назначенного штрафа до 150 000 рублей, в пределах санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об изменении оспариваемого Заявителем в части размера санкции.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2019 по делу N А40-111650/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111650/2019
Истец: ООО "КРАФТБИР"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу