г. Владимир |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А43-11099/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Александровой О.Ю., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.06.2019 по делу N А43-11099/2019, принятое судьей Андрюхиной Ю.Ю.
по иску ФБУЗ "Приволжский окружной медицинский центр" Федерального медико-биологического агентства (ИНН 5260101352, ОГРН 1025203034988) к ТУ Росимущества в Нижегородской области (ИНН 5260258667, ОГРН 1095260008172), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество),
об обязании принять объекты недвижимого имущества в казну Российской Федерации,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
ФБУЗ "Приволжский окружной медицинский центр" Федерального медико- биологического агентства обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к ТУ Росимущества в Нижегородской области, об обязании принять объекты недвижимого имущества в казну Российской Федерации.
Требование основано на статьях 236, 296 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано неиспользованием истцом спорного имущества.
Решением от 10.06.2019 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым решением, ТУ Росимущества в Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что установление судом фактов, свидетельствующих о том, что спорное имущество является излишним для истца, и им не используется, является существенным для рассмотрения дела. Установление таких фактов должно быть подтверждено соответствующими доказательствами.
Полагает, что на основании п.4 ст.298 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника.
Пояснил, что учреждение не вправе без согласия собственника отказываться от права оперативного управления.
Указал, что судом первой инстанции не применен закон подлежащий применению, а именно часть 1 статьи 268, часть 3 статьи 269, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФБУЗ "Приволжский окружной медицинский центр" Федерального медико-биологического агентства является бюджетным учреждением здравоохранения, находится в ведении Федерального медико-биологического агентства России.
За ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России на праве оперативного управления закреплены здания, помещения и земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, ранее используемые филиалами Учреждения для осуществления медицинской деятельности.
Чистопольская больница филиал ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России на основании приказа ФМБА России N 38у от 26 сентября 2016 г прекратила свою деятельность 27.12.2016.
Министерство здравоохранения Республики Татарстан письмом N 09-01/9462 от 19.09.2016 г., для обеспечения жителей г.Чистополь медико-санитарной помощью, подтвердило принятие только части имущественного комплекса филиала - здания поликлиники, расположенного по адресу: г.Чистополь, ул.Бутлерова, д.2Б.
В настоящее время здание передано ГАУЗ Чистопольская ЦРБ по договору безвозмездного пользования.
Основной имущественный комплекс Чистопольской больницы, состоящий из 7 зданий на земельном участке площадью 10632,2 кв.м., расположенный по адресу: г.Чистополь, ул.Бутлерова, д.2А/1, остался невостребованным. Глава Чистопольского муниципального района письмом N 5219 от 01.12.2016 г. также сообщил об отсутствии потребности у муниципального образования в данных площадях.
Nп/п |
Наименование объекта учета| |
РНФИ |
Общая площадь, кв.м |
кадастровый номер |
Номер регистрации права собственности РФ |
Номер регистрации иного вещного права |
|
1 |
здание склада |
П12530003348 |
110,4 |
16:54:05 01 01:0063 |
16-16-32/001/2009-259 |
16-16-32/008/2009-488 |
|
2 |
здание гаража |
П12530003345 |
168,5 |
16:54:05 01 01:241 |
16-16-32/001/2009-257 |
16-16-32/008/2009-485 |
|
3 |
здание склада |
П12530003347 |
14,1 |
16:54:05 01 01:0061 |
16-16-32/001/2009-258 |
16-16-32/008/2009-487 |
|
4 |
здание склада |
П12530003349 |
18,2 |
16:54:05 01 01:244 |
16-16-32/001/2009-262 |
16-16-32/008/2009-489 |
|
5 |
стационарный корпус |
П12530003351 |
2437,2 |
16:54:05 01 01:0055 |
16-16-32/016/2007-238 |
16-16-32/016/2007-592 |
|
6 |
подвал-котельная, прачечная |
П12530003350 |
316,5 |
16:54:05 01 01:0057 |
16-16-32/001/2009-261 |
16-16-32/008/2009-490 |
|
7 |
здание гаража |
П12530003346 |
86 |
16:54:05 01 01:242 |
16-16-32/001/2009-256 |
16-16-32/008/2009-486 |
|
8 |
земельный участок |
П11530000556 |
10632,2 |
16:54:05 01 01:0069 |
16-16-45/002/2011-041 |
16-16-32/022/2007-316 |
Указанные здания с 01.01.2017 истцом не используются, коммуникации отключены, никакая деятельность в зданиях не осуществляется. ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России с 01 января 2017 несет бремя содержания здания, вынуждено нести расходы на уплату налога на землю
и здания.
Приказом ФМБА России N456 от 19.08.2010г. Тольяттинская поликлиника филиал ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России передана в структуру ФБУЗ Самарский медицинский клинический центр ФМБА России.
На балансе ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России остались два помещения гаража на 2 бокса одноэтажных, расположенных по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул.Зеленая, д. 15.
Nп/п |
Наименование объекта учета |
РНФИ |
Кадастровый номер |
Общая площадь (кв. м) |
Номер регистрации права собственности РФ |
Номер регистрации иного вещного права |
1 |
помещение гаража на 2 бокса (неж.пом.,1 этаж, поз.N39, ЛИТ.А12) |
П13530002908 |
отсутствует |
41,4 |
Не оформлено |
Не оформлено |
2 |
помещение гаража на 2 бокса (неж.пом.1 этаж, поз.N2, лит.А13) |
П13530002909 |
отсутствует |
33,5 |
Не оформлено |
Не оформлено |
Вышеуказанные помещения учтены на балансе Тольяттинской линейной больницей еще до вхождения в структуру Приволжского окружного медицинского центра в 1999.
Правоустанавливающие документы на гаражные боксы отсутствуют, в кадастре недвижимости гаражи не учтены, право собственности РФ и оперативное управление не могло быть оформлено в связи с полным отсутствием технической и разрешительной документации.
В отсутствие правоустанавливающих документов, технической документации на балансе ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России находятся 2 гаража в г.Тольятти, в свое время ошибочно учтенных Тольяттинской линейной больницей.
ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России письмами N 04-34/353 и 04-34/354 от 16.02.2017 запросило в вышестоящей организации - ФМБА России, разрешение на отказ от права оперативного управления и передачу объектов недвижимости в казну РФ.
ФМБА России письмами от 17.03.2017 г. N 32-015/106 и 32-015/107 согласовало передачу недвижимого имущества закрытых филиалов учреждения в казну Российской Федерации по объектам, в г.Чистополь и г. Тольятти.
ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, для принятия решения об изъятии из оперативного управления неиспользуемого имущества, письмами N 04-34/1363 и 04-34/1365 от 03 июля 2017 направлен в ТУ Росимущества в Нижегородской области пакет документов по объектам, в г.Чистополь и г. Тольятти.
ТУ Росимущества в Нижегородской области письмом N АИ-07/8244 от 03.08.2017., N АИ-07/8329 от 04.08.2017 сообщило о направлении запроса в МТУ Росимущества Республики Татарстан, ТУ Росимущества в Самарской области о возможности дальнейшего использования объектов в г.Тольятти и г.Чистополь.
Письмом N АЮ-07/6878 от 10.08.2018 г. ТУ Росимущества сообщило об отсутствии необходимости в помещениях в г.Тольятти и г.Чистополь.
На дату обращения в суд с настоящим иском, решение об изъятии зданий в казну РФ не принято.
Сокольская больница филиал ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России прекратила свою деятельность в 2008 году, здания не используются.
Nп/п |
Наименование объекта учета |
РНФИ |
Общая площадь, кв.м |
кадастровый номер |
Номер регистрации права собственности РФ |
Номер регистрации иного вещного права |
1 |
Поликлиника |
П12530000452 |
201,3 |
52:07:1100 003:1149 |
52-52-11/049/2005-88 |
52-52-11/049/2005-89 |
2 |
Здание рентгенкабинета |
П12530000453 |
49,9 |
52:07:1100 003:2192 |
52-52-11/049/2005-86 |
52-52-11/049/2005-87 |
3 |
земельный участок |
П11530000113 |
1310 |
52:07:1100 003:0264 |
52-52-11/039/2008-206 |
52-52-11/049/2005-82 |
ФМБА России письмом N 32-015/702 от 25.11.2010 разрешило передачу неиспользуемого имущественного комплекса в муниципальную собственность.
Письмом N 04-34/3736 от 28.11.2012 г. направило пакет документов для принятия решения об изъятии из оперативного управления неиспользуемого имущества, в ТУ Росимущества в Нижегородской области.
С целью устранения неопределенности положения неиспользуемого имущества, оптимизации расходов учреждения на уплату налогов, ПОМЦ обратился в ФМБА России письмом N 04-34/1607 от 03 августа 2017 г. с просьбой разрешить передачу неиспользуемых имущественных комплексов в р.п. Сокольское в казну РФ.
Письмом N 32-015/307 от 23.08.2017 г. ФМБА России согласовало передачу имущества в казну РФ.
ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, для принятия решения об изъятии из оперативного управления неиспользуемого имущества в казну РФ, письмом N 04-34/1818 от 08 сентября 2017 г. направлен в ТУ Росимущества в Нижегородской области пакет документов по объектам, в р.п. Сокольское, ул. Приволжская, 55.
ТУ Росимущества в НО полагает, что принятие имущества в казну нецелесообразным и предлагает предоставить документы для передачи в муниципальную собственность.
ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, для принятия решения об изъятии из оперативного управления неиспользуемого имущества в казну РФ, письмом N 04-34/1543 от 26 июля 2018 г. направлен в ТУ Росимущества в Нижегородской области пакет документов по объектам, в р.п. Сокольское, ул. Школьная, д.31.
Nп/п |
Наименование объекта учета |
РНФИ |
Общая площадь, кв.м |
кадастровый номер |
Номер регистрации права собственности РФ |
Номер регистрации иного вещного права |
1 |
Прачечная |
В12530000450 |
55,4 |
52:07:1100 003:2203 |
52-52-11/109/2008-053 |
не зарегистрировано |
3 |
Земельный участок |
П11530000114 |
7653 |
52:07:1100 003:0214 |
52-52-11/039/2008-207 |
52-52-11/049/2005-83 |
ТУ Росимущества в НО письмом N АЮ-07/7318 от 27.08.2018 г. ответило, что вопрос об изъятии в казну РФ может быть рассмотрен после регистрации права оперативного управления на прачечную.
Несмотря на принятые истцом меры, 15 объектов недвижимого имущества ликвидированных филиалов учреждения до сих пор не переданы в казну РФ. Ответчик уклоняется от издания соответствующего распоряжения и подписания с ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России актов приема-передачи.
Указанные обстоятельства послужили основанием для истца обратиться в суд с настоящим иском.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Из положений статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества.
Неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником имущества на основании пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентирована.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Регулирование вопросов прекращения права собственности, которые
распространяются и на право оперативного управления, содержится в главе 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с требованиями статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно части 2 статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Исходя из системного толкования названных ном, суд приходит к выводу о том, что законодательством предусмотрена возможность отказаться от имущества, предоставленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Судом установлено, что спорное федеральное имущество - зарегистрировано на праве оперативного управления за Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Приволжский окружной медицинский центр" Федерального медико-биологического агентства, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Письмами N 04-34/1543 от 26.07.2018, N 04-34/1818 от 08.09.2017, N 04-34/1365 от 03.07.2017 истец направил в адрес ТУ Росимущества НО заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Поскольку собственник спорного имущества Российская Федерация, отказ ФБУЗ "Приволжский окружной медицинский центр" ФМБА" от права оперативного управления данным имуществом не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении имущества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имущество подлежит передаче в казну Российской Федерации, а право оперативного управления - прекращению.
Спорный объект недвижимого имущества не используются истцом для осуществления его деятельности, истцом согласован отказ от права оперативного управления с ФБУЗ "Приволжский окружной медицинский центр ФМБА".
С учетом принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, при принятии решения об изъятии из оперативного управления зданий, строений, соответственно, подлежит изъятию и земельный участок, на котором такие объекты располагаются.
Кроме того, при прекращении права оперативного управления истца на спорный объект недвижимости, данный объект остается в собственности Российской Федерации, что согласуется с положениями статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении учреждений.
Следовательно, ответчик обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятие из оперативного управления, на котором данное имущество находилось у истца.
В свою очередь, бездействие ответчика, выраженное в непринятии в казну имущества, неиспользуемого истцом, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности территориального органа.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности истца, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с ФБУЗ "Приволжский окружной медицинский центр" ФМБА, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации N 307-ЭС18-2637 от 10.07.2018.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.06.2019 по делу N А43-11099/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
О.Ю. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11099/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ПРИВОЛЖСКИЙ ОКРУЖНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР" ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Росимущество, Федеральное медико-биологическое агентство