г.Чита |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А19-14998/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Каминского В.Л., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирьлес" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2023 года по делу N А19-14998/2022 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибирьлес" (ОГРН 1073810004696, ИНН 3810048630, адрес: 664047, г.Иркутск, ул. Трудовая, д. 60, офис 204) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области (ОГРН 1213800023304, ИНН 3849084158, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 47в) о признании недействительным требования от 22.03.2022 N 384910378,
при участии в судебном заседании посредством использования видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа:
от заявителя ООО "Сибирьлес": не явился, извещен;
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области: Простакишиной О.А. (доверенность от 26.10.2023);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирьлес" (далее - заявитель, ООО "Сибирьлес", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N24 по Иркутской области, налоговый орган) о признании недействительным требования от 22.03.2022 N 384910378.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2023 года по делу N А19-14998/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2023 года по делу N А19- 14998/2022 отменить в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не применены нормы закона, подлежащие применению, а также проигнорирована позиция Конституционного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ о недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.12.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Заслушав представителя налогового органа, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области на основании решения от 16.09.2019 N 12-33/4 проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО "Сибирьлес" по всем налогам и сборам за период с 01.01.2016 по 31.12.2017.
Проверкой установлены следующие нарушения законодательства о налогах и сборах:
- неполная уплата в бюджет налога на прибыль организаций за 2016-2017 годы в размере 53 722 804 руб., в результате занижения налоговой базы;
- неполное перечисление в установленный срок налога на доходы физических лиц за 2016-2017 годы в размере 2 942 486 руб. в результате бездействия налогового агента;
- непредставление в установленный срок документов по требованию налогового органа.
По результатам проверки составлен акт от 16.07.2020 г. N 12-35/2938, на основании которого, с учетом представленных налогоплательщиком письменных возражений от 17.08.2020 б/н, от 23.09.2020 б/н, от 20.01.2021 б/н, от 17.02.2021 б/н, вынесено решение от 30.11.2021 N 12-40/6272 о привлечении ООО "Сибирьлес" к ответственности, предусмотренной пунктами 1, 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 1 435 403 руб., предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок документов по требованию налогового органа в виде штрафа в размере 19 800 руб.
Указанным решением обществу доначислен налог на прибыль организаций в размере 53 722 804 руб., на суммы неуплаченного налога по состоянию на 30.11.2021 начислены пени в размере 23 818 181,29 руб.
На основании решения от 30.11.2021 N 12-40/6272 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области, осуществляющей с 01.11.2021 полномочия по применению на территории Иркутской области мер взыскания с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей задолженности по администрируемым налоговыми органами платежам, в адрес ООО "Сибирьлес" выставлено требование от 22.03.2022 N 384910378, в котором налогоплательщику предложено в срок до 19.04.2022 уплатить доначисленные налоги, пени и штрафы в вышеуказанных суммах.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 14.04.2022 N 26-15/006753@ апелляционная жалоба ООО "Сибирьлес" на требование инспекции от 22.03.2022 N 384910378 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с требованием Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области от 22.03.2022 N 384910378, ООО "Сибирьлес" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что требование от 22.03.2022 N 384910378 соответствует форме, предусмотренной Приложением N 3 к Приказу ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@, содержит сведения об основаниях взимания налога и пени, установленном сроке уплаты и сроке исполнения требования (пункты 2, 4, 8 статьи 69 НК РФ), направлено обществу с соблюдением норм статей 69, 70 НК РФ.
С данными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку они постановлены при правильном определении обстоятельств имеющих значение для дела, в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в требовании.
Согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ.
В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе (пункт 1 статьи 101.2 Кодекса).
Неисполнение требования об уплате налога в установленный срок влечет за собой применение мер принудительного взыскания, к которым относятся, в том числе, обращение взыскания на денежные средства на счетах в банках в бесспорном порядке (статья 46 НК РФ) и обращение взыскания на имущество налогоплательщика на основании постановления налогового органа, имеющего силу исполнительного документа (статья 47 НК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решение от 30.11.2021 N 12-12-40/6272 как по существу установленных проверкой налоговых правонарушений, так и в части нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки оспорено обществом с учетом положений статьи 139.1 НК РФ в апелляционном порядке в УФНС России по Иркутской области и в судебном порядке в Арбитражный суд Иркутской области.
Решением от 14.03.2022 N 26-13/004242@ УФНС России по Иркутской области апелляционная жалоба ООО "Сибирьлес" оставлена без удовлетворения.
Таким образом, решение от 30.11.2021 N 12-12-40/6272 в соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 НК РФ вступило в силу 14.03.2022.
21.06.2022 ООО "Сибирьлес" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области от 30.11.2021 N12-40/6272 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.05.2023 по делу N А19-12902/2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023, в удовлетворении заявленных требований ООО "Сибирьлес" отказано.
Таким образом, довод апелляционной жалобы общества о пропуске Межрайонная ИФНС России N 24 по Иркутской области срока выставления требования об уплате (решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика) с нарушением внесудебного годичного процессуального срока подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм материального права.
Вопреки доводов жалобы длительность проведения налоговой проверки для оценки возможности взыскания задолженности по налогам не может нести правового значения.
Вопросы соблюдения налоговым органом сроков рассмотрения материалов проверки были предметом исследования по делу N А19-12902/2022 и получили правовую оценку в судебных актах.
Так, вступившим в законную силу решением суда о делу N А19-12902/2022, имеющим преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, установлено, что налоговым органом соблюдены условия рассмотрения материалов проверки, налогоплательщику предоставлена возможность реализации всех предусмотренных Налоговым кодексом РФ прав, в том числе права знакомиться с материалами проверки, давать объяснения и представлять доказательства, возражения, участвовать в рассмотрении материалов проверки. Кроме того заявителю предоставлено дополнительное время для предоставления документов, подтверждающих осуществление спорных хозяйственных операций реальными исполнителями.
На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса по общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с Налоговым кодексом.
В силу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 10, статей 87 и 101 Налогового кодекса, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога устанавливается налоговым органом в ходе производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах - по итогам проведения налоговых проверок, рассмотрения их результатов с учетом поступивших от налогоплательщика возражений.
В силу статьи 101.3 Налогового кодекса решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам налоговой проверки, подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. На основании вступившего в силу решения направляется требование об уплате налога.
Неисполнение требования об уплате налога в установленный срок влечет за собой применение мер принудительного взыскания, а именно, обращение налоговым органом в бесспорном порядке взыскания на денежные средства организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках (статья 46 Налогового кодекса), обращение взыскания на имущество налогоплательщика на основании постановления налогового органа, имеющего силу исполнительного документа (статья 47 Налогового кодекса).
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135 изложены следующие правовые позиции: превышение налоговым органом срока производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, при этом возможность взыскания ограничена пределами двух лет, а в случае превышения двухлетнего срока, возражения относительно нарушения длительности проведения налоговой проверки могут быть заявлены налогоплательщиком как при рассмотрении предъявленного к нему в судебном порядке требования о взыскании задолженности, так и при оспаривании самим налогоплательщиком выставленного налоговым органом требования об уплате налога, оспаривании решений (постановлений), принятых налоговым органом в рамках внесудебного взыскания задолженности, что согласуется с пунктом 31 постановления Пленума N 57.
В свою очередь оспариваемое требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 70 НК РФ).
По смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 Налогового кодекса сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.
В настоящем случае решение инспекции от 30.11.2021 вступило в силу 14.03.2022, следовательно, требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления решения в силу, то есть не позднее 11.04.2022. Поскольку требование выставлено в срок до истечения указанной даты, сроки предусмотренные п.2 ст. 70 НК РФ, налоговым органом соблюдены.
Исходя из изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае судом верно установлены обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для его разрешения, доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены, выводы сделаны, исходя из конкретных обстоятельств, соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2023 года по делу N А19-14998/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Подшивалова |
Судьи |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14998/2022
Истец: ООО "Сибирьлес"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N24 по Иркутской области
Третье лицо: Четвертый арбитражный апелляционный суд