город Омск |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А70-6343/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10485/2019) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Партнеры на Щербакова" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2019 по делу N А70-6343/2019 (судья Коряковцева О.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Партнеры на Щербакова" (ОГРН 1167232069135, ИНН 7203384940)
к Государственной жилищной инспекции Тюменской области о признании незаконным предписания от 21.03.2019 N ТО-14-32,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север",
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Партнеры на Щербакова" (далее - ООО УК "Партнеры на Щербакова", общество. Управляющая компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - ГЖИ Тюменской области, инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 21.03.2019 N ТО-14-32.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Север", третье лицо).
Решением от 19.06.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6343/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УК "Партнеры на Щербакова" обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 19.06.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6343/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает следующее:
- отсутствует проектная и иная техническая документация, свидетельствующая о вхождении крышной котельной в состав общего имущества многоквартирного дома;
- собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г.Тюмень, ул.Газопромысловая, д.3, 10.07.2018 приняли решение о переходе на прямые договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе услуг по поставке газа;
- на момент проведения и окончания проверки между заявителем и третьим лицом действовал договор поставки коммунального ресурса для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 01.01.2018 N 63-12-56-5252/18;
- начисления платы за отопление и горячую воду не производилось.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве ООО "Газпром межрегионгаз Север" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В предоставленных до начала судебного заседания отзывах ООО "Газпром межрегионгаз Север" и ГЖИ Тюменской области просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Партнеры на Щербакова" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Тюмень, ул. Газопромысловая, д. 3.
28.02.2019 в инспекцию поступила жалоба жильца дома на ошибки начисления ООО "Газпром межрегионгаз Север" платы за коммунальный ресурс - природный газ.
В этой связи и на основании приказа инспекции от 06.03.2019 N 01-27-0709/19 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что в указанном многоквартирном доме отсутствует централизованное теплоснабжение и горячее водоснабжение, коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению производятся с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников - от крышной газовой котельной.
При этом ООО "Газпром межрегионгаз Север" является поставщиком природного газа в крышную газовую котельную, коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам помещений в указанном многоквартирном доме не предоставляет, следовательно, не является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и не может производить начисление платы за отопление и горячее водоснабжение.
Результаты проверки оформлены актом от 21.03.2019 N ТО-14-067 и обществу выдано предписание от 21.03.2019 N ТО-14-32, в соответствии с которым заявитель обязан в срок до 01.06.2019 заключить договор поставки коммунального ресурса для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан с ресурсоснабжающей организацией ООО "Газпром межрегионгаз Север"; после заключения указанного договора начислять плату за отопление и горячее водоснабжение потребителям в помещениях указанного многоквартирного дома в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
Оспаривая данное предписание, ООО УК "Партнеры на Щербакова" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
19.06.2019 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1. статьи 161 ЖК РФ).
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктом "д" пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в многоквартирном доме по ул. Газопромысловая, д. 3 в г.Тюмени отсутствует централизованное теплоснабжение и горячее водоснабжение. Нагрев воды для производства тепла в указанном многоквартирном доме осуществляется газом в индивидуальном тепловом пункте.
Коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению производятся с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (от крышной газовой котельной).
ООО "Газпром межрегионгаз Север" является поставщиком природного газа в крышную газовую котельную, коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам в указанном многоквартирном доме не предоставляет, учётом потребления горячей воды и тепловой энергии данное общество не занимается, в связи с чем ООО "Газпром межрегионгаз Север" не является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в указанном многоквартирном доме и не может производить начисления платы за отопление и горячее водоснабжение.
В данном случае ООО УК "Партнеры на Щербакова" является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в связи с тем, что именно Управляющая компания поставляет указанные коммунальные услуги непосредственно до потребителей.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно на заявителе лежит обязанность по заключению договора ресурсоснабжения с ООО "Газпром межрегионгаз Север".
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что собственники помещений приняли решение о переходе на прямые договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе услуг по поставке газа, и что ресурсоснабжающая организация самостоятельно, минуя управляющую компанию, выставляет собственникам счета за поставку газа, аналогичные доводам, указанным обществом в апелляционной жалобе.
Так, частью 12 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
В свою очередь, частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Буквальное толкование части 1 статьи 157.2 ЖК РФ свидетельствует о том, что для заключения прямого договора в отношении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями необходимо, чтобы эти ресурсоснабжающие организации являлись поставщиками коммунальных ресурсов потребителям.
В рассматриваемом случае ООО "Газпром межрегионгаз Север" поставляет природный газ только в крышную котельную для отопления жилых и нежилых помещений, подогрева воды, ведёт учёт этого газа, не занимается учётом потребления горячей воды и тепловой энергии.
Указанные обстоятельства подтверждены третьим лицом и не опровергнуты заявителем.
Соответственно, в рассматриваемом случае часть 1 статьи 157.2 ЖК РФ не подлежит применению.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, по не опровергнутому утверждению инспекции означенная котельная входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Доказательств обратного заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Ссылка общества на невыставление им платы за отопление и горячее водоснабжение не имеют правового значения для вышеприведённых выводов суда первой и апелляционной инстанций, поскольку указанное обстоятельство не изменяет вышеизложенного нормативного регулирования рассматриваемых правоотношений.
В силу изложенного оспариваемое предписание от 21.03.2019 N ТО-14-32 выдано инспекцией при наличии законных оснований, права и законные интересы заявителя не нарушает, в связи с чем судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2019 по делу N А70-6343/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6343/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПАРТНЁРЫ НА ЩЕРБАКОВА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Газпром межрегионгаз Север"
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10485/19
19.06.2019 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6343/19
29.05.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6343/19
12.04.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6343/19