г. Киров |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А28-14122/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Орловагросервис"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.06.2019 по делу N А28-14122/2018, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Орловагросервис" (ИНН 4336000362, ОГРН 1024300823755)
к министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963,)
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 19.09.2018 N 5765-58-04-14, об отказе в заключении договора аренды лесного участка и об обязании заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов,
установил:
открытое акционерное общество "Орловагросервис" (далее - Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области к министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, ответчик) с исковым заявлением о признании недействительным решения, изложенного в письме от 19.09.2018 N 5765-58-04-14, об отказе в заключении договора аренды лесного участка и об обязании заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.06.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 13.06.2019 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции истец указал на то, что при переоформлении договора аренды ответчик руководствовался приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "О порядке приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации", в пункте 7 которого предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком; исходя из пункта 8 данного приказа решение должно содержать: срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ). Частью 3 статьи 72 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. Проект договора разрабатывался арендодателем в форме примерного договора аренды лесного участка на основании Постановления Правительством Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, в соответствии с пунктом 10 которого договор аренды заключается на срок от 10 до 49 лет в случае предоставления лесного участка с целью заготовки древесины. Таким образом, арендодатель на основании типовой формы договора заключил с арендатором договор аренды, руководствуясь вышеуказанными нормами права. Заявитель полагает, что у арендатора имеются все основания в соответствии со статьей 74 ЛК РФ для заключения договора аренды без проведения торгов, так как лесной участок в фактическом пользовании Общества находился более 10 лет.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласен, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Министерство указало на то, что в период действия договора аренды арендатором было допущено нарушение условий договора аренды в части своевременного выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, что является самостоятельным отказом в заключении договора аренды на новый срок. Выводы Арбитражного суда Кировской области в решении от 27.05.2019 полностью согласуются с выводами Верховного Суда Российской Федерации в определении от 30.07.2019 N 301-ЭС19-11603 по делу N А28-12157/2018.
20.09.2019 от заявителя поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором истец ссылается на письмо Рослесхоза от 21.02.2019 и указывает, что последний рекомендует рассматривать договоры аренды лесных участков, приведенные в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, изначально предоставленные на конкурсной основе как заключенные по результатам торгов.
Между тем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для приобщения указанного письма Рослесхоза, носящего информационно-методический характер, к материалам дела, принимая во внимание, что данное письмо доказательством по делу по смыслу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является, а также не имеет статуса официального разъяснения по вопросам, входящим в компетенцию Рослесхоза.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.08.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.08.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, от Министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 13.06.2019 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (статья 35), постановления Правительства Кировской области от 24.03.1998 N 345 "Положения об аренде участков лесного фонда" и протокола о результатах лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда N 2 от 27.04.2000 между Халтуринским лесхозом (арендодатель) и Обществом (арендатор) был заключен договор аренды участка лесного фонда Российской Федерации от 06.02.2001 N 4, по условиям которого арендатору передается для заготовки древесины по главному пользованию участок лесного фонда общей площадью 808 га, кварталы 34-39, 41, 50, 55, 56 Тохтинского лесничества (л.д.22-32).
Согласно пункту 13 договора от 06.02.2001 договор по соглашению сторон вступает в силу с 10.10.2000, срок действия договора аренды составляет 10 календарных лет.
В целях приведения договора от 06.02.2001 N 4 аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 14.11.2008 между Министерством (арендодателем) и Обществом (арендатором) был заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, N 34-4, согласно которому во временное пользование арендатору передан лесной участок общей площадью общей площадью 808 га, местоположение: Кировская область, Орловское лесничество, Тохтинское участковое лесничество, кварталы 34-38, 39, 41, 50, 55, 56; условный номер 43-43-01/353/2008-212; учетная запись в государственном лесном реестре N 34.5-2008-04 (л.д.14-21).
Границы лесного участка определены на схеме расположения лесного участка согласно приложению N 1. Характеристика лесного участка приводится в приложении N 2 (пункт 3 договора аренды).
Договор аренды лесного участка зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 04.12.2008 за номером 43-43-01/564/2008-566.
В соответствии с пунктом 20 договора аренды от 14.11.2008 он заключен на срок десять лет с даты его государственной регистрации.
Общество обратилось к Министерству с заявлением о заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов.
В письме от 19.09.2018 N 5767-58-04-14 Министерство отказало Обществу в заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов (л.д.12-13).
Не согласившись с принятым Министерством решением об отказе в заключении договора аренды на новый срок, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В силу части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень случаев заключения договоров аренды лесного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
В части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации названы условия, при совокупности которых арендаторы имеют право на заключение договора аренды лесного участка на новый срок:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, арендатор лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе претендовать на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов при наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (которая предоставляла преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок каждому арендатору, надлежащим образом исполнившему договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности).
Договор от 06.02.2001 заключен по результатам лесного конкурса на 10 лет.
В дальнейшем данный договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации на основании частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ.
Срок первоначального договора аренды, заключенного по результатам лесного конкурса, не превысил 10 лет, следовательно, в силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", заключение контрагентами нового договора аренды могло быть осуществлено только по результатам проведения торгов, ибо приоритетным является требование о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды и поддержать интересы государства на передачу в пользование лесных ресурсов по наиболее высокой цене.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Приказ N 258), устанавливал особый порядок переоформления ранее заключенных договоров на новые договоры без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В период действия Приказа N 258 и после признания его утратившим силу (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2011 N 927) действующее законодательство не предусматривало возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, в том числе не предполагало изменения срока действия заключенного ранее по итогам торгов договора.
Подписание договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 14.11.2008 N 34-4 было связано с переоформлением ранее возникших арендных правоотношений на основании договора аренды от 06.02.2001 N 4, в этой связи установленный в переоформленном договоре срок аренды не мог превышать десятилетнего срока действия, установленного в договоре от 06.02.2001 N 4.
Следовательно, в силу требований части 5 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ, после истечения срока договора, приведенного в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, у истца отсутствует право на заключение договора аренды на новый срок, минуя процедуру торгов.
Учитывая изложенное, ссылка Общества на действующую редакцию статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (с 01.03.2017), согласно которой арендатор имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов, правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной.
Указанная норма не применима к правоотношениям сторон, возникшим на основании договора, заключенного по результатам лесного конкурса, впоследствии приведенного в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание придание законодателем переоформленным договорам той же юридической силы, что и договорам, заключенным после вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации, период фактического пользования лесным участком не имеет правового значения для определения срока действия договора, исчисляемого с момента его государственной регистрации, и не может порождать для заявителя преимущественных прав по отношению к третьим лицам.
Довод заявителя о заключении договора в типовой форме договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду его несостоятельности, как не имеющий правового значения для оценки его соответствия действующему законодательству. Кроме того, названный нормативный акт утратил силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 N 283. В соответствии с приказом Минсельхоза Российской Федерации от 26.08.2011 соответствующий пункт типового договора изложен в иной редакции.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.06.2019 по делу N А28-14122/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Орловагросервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-14122/2018
Истец: ОАО "Орловагросервис"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области