г. Москва |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А41-40457/19 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционные жалобы ООО "Благоф" и Московской областной таможни Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2019 по делу N А41-40457/19, принятое судьей Гейц И.В. в порядке упрощенного производства, по заявлению ООО "Благоф" к Московской областной таможне Федеральной таможенной службы об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Благоф" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской областной таможне Федеральной таможенной службы (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) со следующими требованиями:
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-803/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-790/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-791/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-792/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-793/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-794/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-795/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-796/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-797/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-798/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-799/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-800/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-801/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-1088/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-1089/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-1090/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-1091/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-1092/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-1093/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-1095/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-1096/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-1097/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-1098/2019;
- признать незаконным и отменить постановление от 25.04.2019 г. N 10013000-1099/2019.
Определением арбитражного суда от 08.05.2019 года по делу N А41-40457/19 требований ООО "Благоф" о признании незаконными постановлений о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 25.04.2019 г. N 10013000-790/2019, N 10013000-791/2019, N 10013000-792/2019, N 10013000-793/2019, N 10013000-794/2019, N 10013000-795/2019, N 10013000-796/2019, N 10013000-797/2019, N 10013000-798/2019, N 10013000-799/2019, N 10013000-800/2019, N 10013000-801/2019, N 10013000-1088/2019, N 10013000-1089/2019, N 10013000-1090/2019, N 10013000-1091/2019, N 10013000-1092/2019, N 10013000-1093/2019, N 10013000-1095/2019, N 10013000-1096/2019, N 10013000-1097/2019, N 10013000-1098/2019, N 10013000-1099/2019 выделены в отдельные производства, с присвоением отдельных номеров арбитражных дел.
Таким образом, по настоящему делу рассматривается заявление ООО "Благоф" к Московской областной таможне Федеральной таможенной службы о признании незаконным постановления от 25.04.2019 N 10013000-803/2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.06.2019 по делу N А41-40457/19 постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 25.04.2019 г. N 10013000-803/2019, принятое должностным лицом Московской областной таможни Федеральной таможенной службы в отношении ООО "Благоф", изменено в части назначенного наказания, штраф в размере 50 000 рублей заменен на штраф в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Благоф" и Московской областной таможни Федеральной таможенной службы обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ. Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон. Информация о принятии апелляционных жалоб к производству размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив апелляционные жалобы, отзыв, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
19.01.2019 г. ООО "Благоф" в Московскую областную таможню, с использованием ЭЦП, представлена статистическая форма учета перемещения товаров, системный номер ЕD20190120143159242, ED20190119010716770 (регистрационный номер 10013000/190119/С075710, 10013000/190119/С075436). Согласно указанной статистической форме в январе 2018 года осуществлен вывоз товара общей стоимостью 603721, 5 руб. в Российскую Федерацию с территории Республики Кыргызстан в рамках договора N 01-01/19 от 25.09.2018.
В соответствии с п. 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 г. N 1329, на ООО "Благоф" возложена обязанность по представлению в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, статистических форм учета не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
На основании изложенного, дата представления ООО "Благоф" статистической формы за отчетный период с 01.12.2018 г. по 31.12.2018 г. установлена не позднее 18.01.2019 г. включительно.
Статистическая форма за отчетный период с 01.12.2018 г. по 31.12.2018 г. ООО "Благоф" представлена в Московскую областную таможню 19.01.2019 г., что является нарушением установленного срока.
06.03.2019 г. таможенным органом в связи с выявленными нарушениями в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
25.04.2019 г. таможенным органом в отношении Общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Благоф", рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом вменяемого обществу правонарушения является установленный порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.
В качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется несвоевременное представление в таможенный орган статформ за отчетный период "декабрь 2018 года".
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (Приложение N 4 к договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС ведут таможенные органы (пункт 3 части 1 статьи 12, часть 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Пунктами 5 и 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 (далее - Правила), российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистической формы, содержащие достоверные сведения.
Статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 10 Правил).
Из материалов дела следует, что статформы за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 были представлены обществом 19.01.2019, в то время, как срок для их представления истекал 18.01.2019.
Факт несвоевременного представления обществом в таможенный орган статформ за декабрь 2018 года обществом не оспаривается.
Поскольку автоматизированная система отказала в принятии статформ, направленных обществом 18.01.2019 г., данная дата не может считаться датой отправки электронного документа.
При этом апелляционный суд приходит к выводу, что, поскольку автоматизированная система отказала в принятии статформ, направленных обществом 18.01.2019, данная дата не может считаться датой представления отчетности.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии общества объективной стороны вменяемых правонарушений.
Субъектом вменяемых правонарушений может выступать любое российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, т.е. юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что общество, имея возможность своевременно представить статформу, до последнего дня не принимало мер по их оформлению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, арбитражному суду не представлено.
Вопреки доводам общества, возникновение технической ошибки при передаче статформ 19.01.2019 г. не может освобождать юридическое лицо от административной ответственности, поскольку для оформления статической отчетности ему дается срок равный 8-ми рабочим дням, однако общество самонадеянно рассчитывало завершить ее оформление в течение 1-го последнего дня, не желая их подготовить заранее до начала последнего дня для представления статформ.
Таким образом, в деянии общества подтверждены событие и состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем невозможно применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, с учетом разъяснений в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Данный вывод с учетом наличия 49 одинаковых фактов правонарушения, является усмотрением суда первой инстанции, апелляционная инстанция не усматривает оснований для пересмотра данного вывода.
Доводы административного органа о несогласии с вышеуказанным выводами суда первой инстанции в части размера штрафа подлежат отклонению апелляционным судом.
Изменяя размер штрафа, суд исходил из того, что в силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. В этой связи установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Также суд исходил из того, что размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание.
Одновременно с этим суд первой инстанции правомерно руководствовался позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П и буквальным содержанием части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которым критериями для применения санкции ниже низшего предела являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение соразмерного административного наказания.
Судом правомерно принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П и от 8 апреля 2014 года N 10-П, следует, что, поскольку административное наказание является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае, применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.
Также снижая размер штрафа ниже низшего предела, суд первой инстанции исходил из конкретных обстоятельств настоящего дела, а именно факта привлечения ООО "Благоф" к административной ответственности за нарушение срока предоставления статистической формы учета на несколько минут-часов одного календарного дня.
Как следует из материалов дела и не было оспорено таможенным органом, первично статистическая форма была передана в таможенный орган 18 января 2019 года, то есть в пределах установленного срока, однако по причине несоответствия кода страны поставщика названию страны поставщика (Киргизия/Кыргызстан) в принятии документов было отказано, а исправленные статистические формы удалось направить уже с нарушением установленного срока от нескольких минут до нескольких часов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу:
- что мера административного взыскания в виде штрафа в размере 50 000 руб., назначенная не только в рамках одного постановления, но на основании 24-х идентичных постановлений (которые являлись предметами отдельных жалоб и отдельных дел) не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированной ответственности;
- что мера административного взыскания с учетом совокупного размера штрафов свыше одного миллиона рублей носит по отношению к ООО "Благоф" карательный, а не превентивный характер, а потому исходя из исключительных обстоятельств дела и конституционных основ назначения наказания правомерно счел возможным изменить оспариваемое постановление административного органа в части размера назначенного административного штрафа, снизив размер административного штрафа с 50 000 руб. до 5 000 руб.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2019 по делу N А41-40457/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40457/2019
Истец: ООО "БЛАГОФ"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Центральное таможенное управление Московская областная таможня
Третье лицо: Федеральная таможенная служба Центральное таможенное управление Московская областная таможня