г. Самара |
|
25 сентября 2019 г. |
А65-27971/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от истца - Шахидуллин А.Р., паспорт, Миронова В.А., доверенность от 27.04.2017 г.,
от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Максименкова Е.В., доверенность от 07.03.2019 г.,
от Муниципального казенного учреждения "Управление наружной рекламы и информации" Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Максименкова Е.В., доверенность от 26.02.2019 г.,
другие представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Муниципального казенного учреждения "Управление наружной рекламы и информации" Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.07.2019 по делу N А65-27971/2018 (судья Мазитов А.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Шахидуллина Артема Ринатовича,
к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани
и Муниципальному казенному учреждению "Управление наружной рекламы и информации" Исполнительного комитета муниципального образования города Казани,
с участием третьих лиц: Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани,
Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,
Кабинета Министров Республики Татарстан,
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Казани,
о признании незаконными действия,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Шахидуллин Артем Ринатович обратился в арбитражный суд с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани и Муниципальному казенному учреждению "Управление наружной рекламы и информации" Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о признании незаконными действия по отказу во внесении рекламной конструкции типа суперсайт на земельном участке по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, д. 44, в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Казани, выраженные в письме от 03.09.2018 г. N 2009/01-17-и и об обязании в течении 30 дней с момента вступления судебного акта в силу по данному делу внести рекламную конструкцию типа суперсайт, по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, д. 44, в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Казани.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июля 2019 года заявленные требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет и Муниципальное казенное учреждение "Управление наружной рекламы и информации" Исполнительного комитета муниципального образования города Казани просят суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В материалы дела поступил отзыв (возражения) предпринимателя Шахидуллина А.Р., в котором он просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы, в ней изложенные поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, поскольку размещение такого вида рекламной конструкции не может быть осуществлено на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (зона Ж2).
Предприниматель и его представитель возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность своего требования и возможность разместить рекламную конструкцию на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке.
Представители третьих лиц участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер 16:50:070516:11, разрешенное использование: для жилищного строительства 1200 кв.м., расположенный по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 44, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АК N 237465 от 05.10.2011 г.
02 августа 2018 года заявитель обратился в Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани с заявлением, в котором просил внести в Схему размещения рекламных конструкций рекламную конструкцию с электронно-цифровой поверхностью суперсайт по адресу: г.Казань, ул.Оренбургский тракт, д.44, на принадлежащем ему земельном участке.
Письмом от 03 сентября 2018 г. N 2009/01-17-и Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани отказало во внесении изменений в Схему, указав, что земельный участок по ул.Оренбургский Тракт, д.44 расположен в территориальной зоне Ж2 - зоне индивидуальной жилой застройки и что в разрешенных видах использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне индивидуальной жилой застройки -Ж2 размещение отдельно стоящих рекламных конструкций не предусмотрено.
Заявитель, полагая, что данный отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленными.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Схема размещения рекламных конструкций на территории г. Казани утверждена постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 471 от 30.01.2014 г.
На момент подачи предпринимателем в орган местного самоуправления заявления о внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории города Казани, порядок внесения изменений определен не был.
По мнению суда первой инстанции, отсутствие такого порядка не означает что граждане и юридические лица не имели права требовать внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории г.Казани.
Довод ответчика о том, что Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани не являлось надлежащим органом по рассмотрению заявления о внесении в Схему размещения рекламных конструкций на территории г.Казани, судом первой инстанции отклонен как необоснованный.
Решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 г. N 29-3 утверждено Положение "О муниципальном казенном учреждении "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Положение).
Как указано в Положении Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани является органом Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани со статусом юридического лица, предметом и целью которого является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере развития и размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Казани.
Таким образом именно Управление наружной рекламы и информации г.Казани являлось надлежащим органом по рассмотрению заявлений о внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории г. Казани.
Суд первой инстанции сослался на то, что выбранный заявителем тип рекламной конструкции - суперсайт с электронно-цифровой поверхностью предусмотрен Сборником рекламных конструкций, допустимых к размещению на территории г. Казани, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 6622 от 20.11.2014 г.
Основанием для отказа во внесении в Схему размещения рекламных конструкций на территории г. Казани рекламной конструкции - суперсайт с электронно-цифровой поверхностью являлись нахождение земельного участка и соответственно будущей рекламной конструкции в зоне индивидуальной жилой застройки - Ж2.
Решением Казанского совета народных депутатов от 22.04.2004 N 51-19 утвержден Градостроительный устав г. Казани.
В качестве основания для удовлетворения требований, суд первой инстанции сослался на то, что правилами застройки и землепользования Градостроительного устава г. Казани не запрещена установка рекламных конструкций в зоне индивидуальной жилой застройки - Ж2, на земельных участках для жилищного строительства.
Пункт 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что некапитальные строения, сооружения, это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Суд первой инстанции сослался на то, что рекламная конструкция заявителя - суперсайт относится к таким некапитальным сооружениям. Такого вида разрешенного использования земельного участка как размещение некапитальных строений (сооружений), Градостроительный устав г. Казани не предусматривает.
Согласно статье 29.1 Градостроительного устава г.Казани некапитальные объекты, за исключением объектов благоустройства и случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, являются разрешенными видами использования земельных участков при условии соответствия их назначения виду разрешенного использования, установленному для данного земельного участка, видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен данный участок, а также при условии соответствия их размещения требованиям технических регламентов, санитарным, пожарным и иным нормам и требованиям.
Нормативного правового акта, который устанавливал бы несоответствие размещения некапитального объекта, а в данном случае рекламной конструкции, виду разрешенного использования земельного участка: для жилищного строительства, нет.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что размещение рекламной конструкции заявителя - суперсайт с электронно-цифровой поверхностью на земельном участке заявителя не противоречит требованиям градостроительного законодательства.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела также не установлено, что размещение спорной рекламной конструкции нарушает требования законодательства о безопасности дорожного движения, не соответствует проекту планировки территории "Озеро Средний Кабан", утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2009 N 905, или нарушает требования иного законодательства РФ.
Привлеченные третьими лицами (Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Казани, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан) в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, не привели доводов, возражений в части размещения рекламной конструкции на земельном участке заявителя.
В силу изложенного, отказ органа местного самоуправления предпринимателю во внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории г. Казани в части рекламной конструкции типа суперсайт на земельном участке заявителя признан судом первой инстанции не основанным на законе.
Избранный заявителем способ устранения нарушенных прав признан обоснованным, поэтому требования заявителя были удовлетворены полностью.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено несоответствие выводов в нем изложенных, обстоятельствам дела, что в силу п.3) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1200 кв.м., разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 44.
В соответствии с информацией, которая содержится в свидетельстве о государственной регистрации права серии 16-АК N 237465 от 05.10.2011 г., основанием для регистрации права собственности на земельный участок за предпринимателем послужил договор купли-продажи земельного участка с жилым домом (т.1 л.д.41).
Из находящихся в материалах настоящего дела графических и фотографических материалов следует, что земельный участок расположен в окружении других земельных участков, с находящимися на них индивидуальными жилыми домами (т.1 л.д. 96, 97, т.2 л.д.37-40). Несмотря на наличие ссылки в свидетельстве о праве собственности на приобретение предпринимателем земельного участка с жилым домом, какие-либо строения на участке отсутствуют.
Таким образом, предпринимателем Шахидуллиным А.Р. приобретен земельный участок с жилым домом, который хотя и примыкает к полосе отвода автомобильной дороги (улицы Оренбургский тракт), но находится в окружении других индивидуальных жилых домов. Участок был освобожден им от строений и предполагается к использованию не для ИЖС, а для коммерческих целей - под размещение рекламной конструкции.
Доводы предпринимателя, с которыми согласился суд первой инстанции, основаны на том, что зона Ж2 (индивидуальная жилая застройка) не предполагает запрет на размещение на таких участках, временных конструкций, к которым относится, в том числе планируемое им сооружение в виде рекламной конструкции - суперсайт.
Как указано выше, выбранный заявителем тип рекламной конструкции - суперсайт с электронно-цифровой поверхностью предусмотрен Сборником рекламных конструкций, допустимых к размещению на территории г. Казани (утвержден постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 6622 от 20.11.2014 г.).
В соответствии с указанным документом, суперсайт, это самая большая из предусмотренных для размещения в г.Казани рекламных конструкций (сверхбольшой формат), состоящая из фундамента, опоры, каркаса, рамки и информационного поля.
Требования к информационному полю: размер 5.0 Х 15.0 метров.
Требования к рамке и информационной табличке: по усмотрению владельца конструкции.
Требования к опоре: выполняется из круглой трубы большого диаметра, обеспечивающей необходимую прочность конструкции; высота опоры от уровня земли до нижнего края рамка от 11.0 до 20.0 метров.
Таким образом, в случае удовлетворения требований заявителя и осуществления им монтажа планируемой конструкции в виде суперсайта с электронно-цифровой поверхностью, в зоне индивидуальной жилищной застройки, в окружении жилых домов, должно быть возведено строение общей высотой около 25 метров (аналог 7-ми - 8-ми этажного дома), с шириной в верхней ("рабочей") части более 15 метров (фактически еще больше, поскольку заявитель предполагает размещение двух рекламных полей, соединенных под углом друг к другу), которое к тому же оборудовано электронно-цифровыми экранами, что очевидно предполагает наличие круглосуточного источника динамического света.
В материалах дела имеется визуализация проекта этого сооружения (наложение его проектного вида на фотоматериалы реальной местности), подготовленная самим же заявителем (т.1 л.д. 24-25), из которой следует, что конструкция должна быть установлена в окружении индивидуальных жилых домов, при этом, её высота в разы превышает высоту имеющихся построек.
Заявителем представлен также эскизный проект суперсайта, из которого следует, что сооружение из металлоконструкций и светодиодного табло общим весом 23.375 кг. должно быть установлено на фундаменте размерами 6,4 метра на 4,0 метра, 1,8 метра глубиной,
Очевидно, что наличие в непосредственной близости такого сооружения, делает некомфортным постоянное проживание людей и может сделать невозможным использование владельцами окружающих участков и индивидуальных жилых домов по их назначению.
Довод заявителя о том, что в настоящее время речь не идет о непосредственной установке конструкции, а только о включении возможности её размещения в схему, не может служить основанием для иной оценки вышеописанных фактических обстоятельств. Поскольку, после включения места размещения конструкции в схему, у муниципального органа будут отсутствовать основания для отказа в выдаче разрешения на её непосредственное размещение в том виде, как это заявлено предпринимателем.
С учетом изложенного, основания для отказа в удовлетворении заявления предпринимателя, которые изложены муниципальным органом в Письме от 03 сентября 2018 г. N 2009/01-17-и (невозможность размещения требуемой заявителем конструкции в зоне Ж2) являются законными.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение искового заявления в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июля 2019 года по делу N А65-27971/2018 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27971/2018
Истец: ИП Шахидуллин Артем Ринатович, г.Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г.Казань, Муниципальное казенное учреждение "Управление наружной рекламы и информации Испонительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань
Третье лицо: Кабинет Министров РТ, Министерство строительства, арзитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани, Управление Министерства внутренних дел РФ
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55095/19
25.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14763/19
15.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27971/18
20.06.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-47840/19
28.03.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4108/19
14.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27971/18