г. Киров |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А29-15886/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
при участии представителей
Пенсионного фонда: Фроловой Н.В. по доверенности от 02.04.2018,
Общества: Букина И.И. по доверенности от 01.11.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.07.2019 по делу N А29-15886/2018, принятое судом в составе судьи Митиной О.П.
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
к обществу с ограниченной ответственностью "Антикор-Эжва"
(ИНН: 1121010118, ОГРН: 1021101122283)
о взыскании денежной суммы,
третье лицо: Пахонина Ольга Алексеевна,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Антикор-Эжва" (далее - Общество) 1 369 рублей 86 копеек убытков в виде переплаты страховой пенсии Пахониной О.А.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.07.2019 в удовлетворении иска отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, поскольку за октябрь 2017 года сведения в отношении застрахованного лица Пахониной О.А. не были представлены, убытки находятся в причинно-следственной связи между действиями Общества по несвоевременному представлению сведений (27.04.2018) и возникновением убытков при выплате работнику пенсии с учетом индексации по решению Фонда от 22.12.2017 за период с 01.01.2018 по 28.02.2018 как неработающему пенсионеру.
Общество с отзыве на апелляционную жалобу не согласилось в доводами Фонда.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Пахонина Ольга Алексеевна извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку в судебное заседание не обеспечила.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пахониной О.А. назначена страховая пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии.
Пахонина О.А. осуществляла трудовую деятельность в Обществе.
10.11.2017 Общество представило в Фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета (далее - сведения) по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года, в которой отсутствовали сведения о застрахованном лице Пахониной О.А.
27.04.2018 Общество представило дополняющую форму СЗВ-М за октябрь 2017 года, в которой отразило сведения в отношении застрахованного лица Пахониной О.А.
В связи с нарушением срока представления ежемесячной отчетности за октябрь 2017 года Фондом составлен протокол от 13.06.2018 N 1611 о выявлении излишне выплаченной пенсионеру Пахониной О.А. страховой пенсии за период с 01.01.2018 по 28.02.2018 в сумме 1 369 рублей 86 копеек.
Фонд направил Обществу претензию от 20.08.2018 N 02/262811 с требованием о возврате излишне выплаченной суммы.
Поскольку данное требование Обществом не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 3, 4, 6, 7 статьи 26.1, частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), и исходил из того, что на дату принятия Фондом решения о выплатах Пахониной О.А. повышенного размера пенсии Фонд располагал ежемесячными сведениями об осуществлении ею трудовой деятельности в Обществе в ноябре-декабре 2017 года.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Материалами дела подтверждается, что Фонд повышение (индексацию) фиксированной выплаты к страховой пенсии Пахониной О.А. за период с 01.01.2018 по 28.02.2018 произвел исключительно на том основании, что в исходной форме СЗВ-М за октябрь 2017 года сведений о застрахованном лице Пахониной О.А. не было.
Решение Фонда о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии Пахониной О.А. (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) принято 29.05.2018 (решение Фонда от 29.05.2018 N 1/В - лист дела 128). Распоряжение Фонда о перерасчете размера пенсии от 22.12.2017 не принимается во внимание, поскольку указанное решение Фонда принято позднее (29.05.2018), а также доказательств фактической выплаты повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии ранее мая 2018 года Фонд не представляет. Пояснения Пахониной О.А. (лист дела 30) о том, что индексация ей в этот период не выплачивалась, Фондом не опровергнуты. Протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм (лист дела 12) от 13.06.2018 N 1611 составлен отдельно, указанное решение Фонда от 29.05.2018 таким документом (о выявлении излишне выплаченных сумм) не является.
Таким образом, Фонд повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии Пахониной О.А. произвел (принял указанное решение) в мае 2018 года.
Между тем, по состоянию на 27.04.2018 (до повышения Фондом фиксированной выплаты к страховой пенсии Пахониной О.А.) Общество исправило ошибку за октябрь 2017 года, представив 27.04.2018 в отношении застрахованного лица Пахониной О.А. сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года с типом "дополняющая" (листы дела 10-11).
Следовательно, перерасчет размера пенсии (индексация) Пахониной О.А. за период с 01.01.2018 по 28.02.2018 произведен Фондом при наличии у него сведений о том, что Пахонина О.А. с октября 2017 года осуществляет трудовую деятельность в Обществе. Сведения по форме СЗВ-М за ноябрь и декабрь 2017 года в отношении Пахониной О.А. также были представлены Обществом (08.12.2017 и 15.01.2018 соответственно) в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок.
Учитывая изложенное наличие причинно-следственной связи между фактом причинения спорных убытков и действиями Общества не подтверждается.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку являются неправомерными.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.07.2019 по делу N А29-15886/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-15886/2018
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации В Г. Сыктывкаре Республики Коми Межрайонное
Ответчик: ООО "АНТИКОР-ЭЖВА"
Третье лицо: Пахонина Ольга Алексеевна, Управление по вопросам миграции МВД России по РК
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7942/19
24.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7432/19
23.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-15886/18
17.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-15886/18