город Ростов-на-Дону |
|
20 сентября 2019 г. |
дело N А32-2613/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Студеникина Л.А., доверенность от 13.08.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2019 по делу N А32-2613/2019
по иску ООО "Приоритет"
к ответчику - администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц - департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, департамента городского хозяйства и ТЭК администрации муниципального образования город Краснодар
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Огилец А.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования г. Краснодар о взыскании задолженности в размере 206474 руб. 59 коп. (с учетом уменьшения размера требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 223-225).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены департамент финансов администрации муниципального образования город Краснодар, департамент городского хозяйства и ТЭК администрации муниципального образования город Краснодар.
Определением от 27.05.2019 произведена процессуальная замена ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар на муниципальное образование г. Краснодар в лице администрации г. Краснодара.
Решением от 08.07.2019 иск удовлетворен, с муниципального образования город Краснодар в лице администрации города Краснодара за счет средств казны муниципального образования город Краснодар в пользу ООО "Приоритет" взыскано 206474 руб. 59 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что ответчик как собственник помещений в многоквартирных жилых домах не исполнил обязанность по оплате задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что квартиры N 29, N 114 и N 129 по проспекту им. Писателя Знаменского, 16 и квартира N 71 по улице Кружевная, 6, переданы по договору социального найма физическим лицам. В сумму задолженности необоснованно включены начисления по указанным жилым помещениям. Кроме того, платежные документы на оплату взыскиваемой задолженности не направлялись ответчику, в связи с чем, администрация не имеет возможность исполнить свои обязательства.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования город Краснодар не явился. Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель истца в заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар в заседание не явился. Департаментом заявлено о проведении заседания в отсутствие своего представителя.
Как следует из отзыва, департамент поддерживает позицию заявителя апелляционной жалобы.
Представитель департамента городского хозяйства и ТЭК администрации муниципального образования город Краснодар в заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, муниципальному образованию г. Краснодар на праве собственности принадлежат жилые помещения, расположенные по адресам: г. Краснодар, пр-т им. Писателя Знаменского, 16, кв. N 29, N 54, N 114, N 129, N 221; ул. Кружевная, 6, кв. 71, 76, 86 (акты передачи квартир от 21.12.2012 - т. 1 л.д. 52-54).
ООО "Приоритет" осуществляет функции управляющей организации в отношении указанных выше многоквартирных жилых домов.
В связи с неисполнением администрацией муниципального образования г. Краснодар в период с 01.01.2016 по 31.08.2018 обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении спорных жилых помещений, ООО "Приоритет" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из буквального толкования указанной правовой нормы, а также из части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следует обязательность для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме решения общего собрания этих собственников, принятого в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания. Это решение обязательно и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
д(2)) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);
л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Факт оказания истцом услуг в спорный период заявителем не оспаривается.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что квартиры N 29, N 114 и N 129 по проспекту им. Писателя Знаменского, 16 и квартира N 71 по улице Кружевная, 6 переданы по договору социального найма физическим лицам, в сумму задолженности необоснованно включены начисления по указанным жилым помещениям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В силу части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В отношении квартиры N 129 по ул. им. Писателя Знаменского, 16 между администрацией муниципального образования г. Краснодар (наймодатель) и Свириденко В.А. (наниматель) заключен договор социального найма N 28-С от 05.02.2016 (т. 1 л.д. 215-216).
В отношении квартиры N 114 по ул. им. Писателя Знаменского, 16 между администрацией муниципального образования г. Краснодар (наймодатель) и Новожениным В.Г. (наниматель) заключен договор социального найма N 178-С от 21.07.2016 (т. 1 л.д. 217-218).
В отношении квартиры N 29 по ул. им. Писателя Знаменского, 16 между администрацией муниципального образования г. Краснодар (наймодатель) и Кеплиным Ю.Ф. (наниматель) заключен договор социального найма N 184-С от 19.10.2017 (т. 1 л.д. 221-222).
В отношении квартиры N 71 по ул. Кружевной, 6 между администрацией муниципального образования г. Краснодар (наймодатель) и Безуглой Н.Н. (наниматель) заключен договор социального найма N 235-С от 16.09.2016 (т. 1 л.д. 219-220).
Согласно представленному в материалы дела расчету (т. 1 л.д. 22-24) в отношении квартиры N 29 по ул. им. Писателя Знаменского, 16 к взысканию предъявлена задолженность за период по октябрь 2017 года, в отношении квартиры N 114 по ул. им. Писателя Знаменского, 16 - по июль 2016 года, в отношении квартиры N 129 по ул. им. Писателя Знаменского, 16 - по февраль 2016 года, в отношении квартиры N 71 по ул. Кружевной, 6 - по август 2016 года.
Таким образом, сумма долга по спорным квартирам взыскивается истцом за периоды до заключения договоров социального найма.
Довод заявителя о том, что платежные документы на оплату взыскиваемой задолженности не направлялись ответчику, в связи с чем, администрация не могла исполнить свои обязательства, отклоняется апелляционным судом, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для освобождения от обязанности оплатить оказанные услуги.
Обязанность собственника оплачивать задолженность установлена указанными выше нормами.
У администрации имелась возможность получить информацию о количестве оказанных услуг и их стоимости, в связи с чем, администрация имела возможность их оплатить.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2019 по делу N А32-2613/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2613/2019
Истец: ООО "Приоритет"
Ответчик: Администрация мо г.Краснодар, Администрация Муниципального Образования г Краснодар
Третье лицо: Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО г. Краснодар, департамент городского хозяйства и ТЭК администрации муниципального образования город Краснодар, Департамент финансов администрации МО г. Краснодар, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР