город Ростов-на-Дону |
|
25 сентября 2019 г. |
дело N А53-6952/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Марковой Т.С. по доверенности от 01.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственной жилищной инспекции Ростовской области и общества с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.06.2019 по делу N А53-6952/2019 (судья Андрианова Ю.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ТаганСервис" (ИНН 6154136429, ОГРН 1146154036203)
к начальнику Государственной жилищной инспекции Ростовской области Асташеву П.В., Государственной жилищной инспекции Ростовской области
(ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029),
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания" (ИНН 6154087436, ОГРН 1126154003546)
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ТаганСервис" (далее - заявитель, общество, ООО УО "ТаганСервис") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к начальнику Государственной жилищной инспекции Ростовской области Асташеву П.В., Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованные лица) о признании незаконным приказа от 21.02.2019 N 297-Л.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.06.2019 приказ Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 21.02.2019 N 297-Л об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ТаганСервис" во внесении изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Ростовской области признан недействительным. Суд возложил на Государственную жилищную инспекцию Ростовской области обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ТаганСервис" путем внесения изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Ростовской области. В удовлетворении требований к начальнику Государственной жилищной инспекции Ростовской области Асташеву П.В. отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственная жилищная инспекция Ростовской области и общество с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания" обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания" просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не рассмотрен факт отсутствия кворума на общем собрании собственников МКД ул.С.Шило д.241. Согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома ул. С.Шило д.241, по мнению гр. Королевой Н.Ю. и ООО УО "ТаганСервис", в собрании приняли участие собственники помещений, обладающие общей площадью 2849,10 кв.м., что составляет 54,67% площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Однако согласно данным технического паспорта многоквартирного дома ул.С.Шило д.241 площадь жилых помещений составляет 5690,10 кв.м., площадь нежилых помещений составляет 1115,00 кв.м., в сумме 6805,10 кв.м. Учитывая площадь помещений собственников, принявших участие в общем собрании в количестве 2849,10 кв.м., составляет 41,87 % площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома ул.С.Шило д.241, соответственно, отсутствие кворума влечет за собой недействительность принятых решений на общем собрании. Также в представленном протоколе общего собрания собственников МКД ул.С.Шило д.241 отсутствует подпись члена счетной комиссии гр. Дони Л.Н., которая являлась членом счетной комиссии, но от подписи отказалась. Суд первой инстанции должным образом не рассмотрел представленные ООО "Таганрогской Строительной Компанией" доказательства нарушения со стороны инициатора собрания на МКД ул.С.Шило д.241 и ООО УО "Таган Сервис" процедуры расторжения договора управления. Заявление, направленное 28.06.2018 в адрес ООО "Таганрогской Строительной Компании" гр. Королевой Н.Ю. без предоставления решений собственников, является достаточным основанием для расторжения договора управления по МКД ул.С.Шило д.241. Почта России может лишь подтвердить дату отправки и получения заказной корреспонденции, а не факт того, что заказное письмо, отправленное в адрес ООО "Таганрогской Строительной Компании", содержит надлежаще оформленные документы согласно п.9 ч. "а" - "з" приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства N 937/пр от 25.12.2015.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в случае заключения или расторжения договора управления многоквартирным домом управляющая организация должна разместить сведения об этом в ГИС ЖКХ и обратиться в Госжилинспекцию области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, оформив его в соответствии с вышеуказанным Порядком и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), утв. приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр. 26 декабря 2018 года ООО УО "ТаганСервис" обратилось в Госжилинспекцию области с заявлением N 37/4693 о внесении изменений в Реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 241 по ул. Сергея Шило в г. Таганроге Ростовской области. В связи с тем, что в реестре содержались сведения об управлении указанным многоквартирным домом ООО "Таганрогская Строительная Компания", приказом от 17.01.2019 N 53-Л Госжилинспекцией области в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Порядка было принято решение о приостановлении рассмотрения заявления ООО УО "ТаганСервис" на срок 25 рабочих дней - по 21.02.2019. В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Порядка в адрес обеих управляющих организаций были направлены запросы о предоставлении информации и документов, подтверждающих правомочность управления многоквартирным домом N 241 по ул. Сергея Шило в г. Таганроге. По результатам рассмотрения поступивших от обоих лицензиатов информации и документов Госжилинспекцией области было принято решение об отказе во внесении изменений в Реестр и возврате заявления ООО УО "ТаганСервис", оформленное приказом от 21.02.2018 N 297-Л. Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае выбора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме способа управления таким домом управляющей организацией, подлинники решений и протокола общего собрания собственников подлежат обязательному представлению липом, по инициативе которого было созвано данное собрание, в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. ООО УО "ТаганСервис" во исполнение запроса Госжилинспекции области от 17.01.2019 N 36/53-Л предоставлена копия уведомления о расторжении договора управления, направленного 28.06.2018 в адрес ООО "Таганрогская Строительная Компания" инициатором общего собрания Королевой Н.Ю. (получено ООО "Таганрогская Строительная Компания" 02.07.2018) с приложением копии протокола общего собрания собственников. К ответу на запрос также приложена копия уведомления, направленного 28.06.2018 ООО УО "Тагансервис" в адрес ООО "Таганрогская Строительная Компания", с приложением копии протокола общего собрания.
ООО УО "ТаганСервис" не было уполномочено собственниками направить уведомление о расторжении договора управления в адрес прежней управляющей компании. ООО "Таганрогская Строительная Компания" во исполнение запроса и Госжилинспекции области от 17.01.2019 N 37/53-Л предоставлена информация о неполучении надлежащим образом оформленного уведомления о расторжении договора управления. Таким образом, собственниками помещений в указанном многоквартирном доме не была соблюдена процедура расторжения договора управления, заключенного с ООО "Таганрогская Строительная Компания". Договор управления данным многоквартирным домом, подписанный собственниками помещений с ООО "Таганрогская Строительная Компания", на момент рассмотрения заявления в установленном порядке не был расторгнут. Частью 9 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. В силу ч. 7 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом. Таким образом, для исключения из Реестра лицензий Ростовской области ООО "Таганрогская Строительная Компания" и включения вышеуказанного многоквартирного дома в связи с заключением договора управления ООО УО "ТаганСервис" (которое, в случае внесения изменений в Реестр лицензий, обязано приступить к управлению указанными многоквартирными домами с момента внесения таких изменений) необходимы сведения о соблюдении порядка расторжения договора управления с предыдущей управляющей организацией. Однако в представленных ООО УО "ТаганСервис" с заявлением документах содержались недостоверные сведения о расторжении договора управления с ООО "Таганрогская Строительная Компания". Следовательно, заявление и прилагаемые к нему документы не соответствовали требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка. Основания для внесения изменений в реестр лицензий Ростовской области по заявлению отсутствовали. В связи с вышеизложенным Госжилинспекция области полагает, что сторонами по договору управления многоквартирным домом (с одной стороны более 50% собственников помещений в многоквартирном доме, с другой ООО "Таганрогская Строительная Компания") не был соблюден порядок расторжения договора, в связи с чем указанный многоквартирный дом не может перейти в управление иной управляющей организации. Более того, из представленных копий кассовых чеков усматривается, что вес направленных ООО УО "ТаганСервис" и инициатором общего собрания Королевой Н.Ю. в адрес ООО "Таганрогская Строительная Компания" писем составляет 43 грамма (6 листов), при этом в соответствии с описью, приложенной к заявлению о внесении изменений, копия протокола и всех приложений, а также уведомления о расторжении договора управления составляет более 100 листов, что свидетельствует о том, что управляющей организации направлен не полный пакет документов. Суд ставит прекращение договора управления в зависимость от решения собственников помещений без учета порядка расторжения договора, соблюдение которого предусмотрено силу закона и договора управления, заключенного с ООО "Таганрогская Строительная Компания".
В судебном заседании представитель ООО УО "ТаганСервис" не согласился с доводами апелляционных жалоб, просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
От ООО "Таганрогская Строительная Компания" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО УО "ТаганСервис" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.04.2015 N 178.
15.05.2018 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД) по адресу: г. Таганрог, ул. С. Шило, д. 241 принято решение о выборе новой управляющей организации - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ТаганСервис" (протокол общего собрания собственников от 15.05.2018 N 1).
01.07.2018 между собственниками помещений МКД и ООО УО "ТаганСервис" заключен договор управления МКД по адресу:
г. Таганрог, ул. С. Шило, д. 241.
02.08.2018 ООО УО "ТаганСервис" обратилось в инспекцию с заявлением N 37/2676 о внесении изменений в реестр лицензий в связи заключением указанного договора управления МКД. Приказом инспекции от 20.09.2018 N 1148-Л заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, заявление с приложениями возвращены заявителю.
Заявитель обжаловал указанный отказ в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.12.2018 по делу N А53-33071/18 в удовлетворении требований отказано.
26.12.2018 ООО УО "ТаганСервис" повторно обратилось в инспекцию с заявлением N 37/4693 о внесении изменений в реестр лицензий.
Рассмотрев заявление о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, в соответствии с заключением от 17.01.2019 N 49-З, инспекция пришла к следующим выводам: 1. Заявление и документы, представленные обществом с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТАГАНСЕРВИС", соответствуют пунктам 2 и 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок). 2. Сведения, содержащиеся в заявлении и документах, представленных обществом с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТАГАНСЕРВИС", являются достоверными. 3. Сведения, представленные обществом с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТАГАНСЕРВИС" противоречат сведениям, уже содержащимся в реестре лицензий Ростовской области, а именно: в реестре лицензий Ростовской области содержится информация об управлении многоквартирным домом, указанным в приложении к настоящему заключению, обществом с ограниченной ответственностью "ТАГАНРОГСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ". 4. Информация, указанная в заявлении, размещена обществом с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТАГАНСЕРВИС" в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ. 5. Сведения о вступившем в законную силу решения суда о признании общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТАГАНСЕРВИС" банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" отсутствуют. 6. Признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, не установлены.
В заключении от 17.01.2019 N 49-З предложено приостановить рассмотрение заявления о внесении изменения в реестр лицензий Ростовской области и запросить у каждого лицензиата копии следующих документов:
1) у общества с ограниченной ответственностью "ТАГАНРОГСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ":
- протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении к настоящему заключению, по вопросу выбора управляющей организации и (или) прекращения договорных отношений с управляющей организацией (с приложением реестров голосования, решений собственников помещений);
- договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении к настоящему заключению, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копию договора управления, подписанного обществом с ограниченной ответственностью "ТАГАНРОГСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ",
- технического паспорта многоквартирного дома, указанного в приложении к настоящему заключению;
- уведомлений от собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении к настоящему заключению, и (или) общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТАГАНСЕРВИС" о расторжении договора управления данным домом с указанием и приложением полученных документов;
- копию акта приема-передачи технической документации в отношении многоквартирного дома, указанного в приложении к настоящему заключению.
2) у общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТАГАНСЕРВИС":
- уведомлений от собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении к настоящему заключению, и (или) общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТАГАНСЕРВИС" о расторжении договора управления с предыдущей управляющей компанией с указанием перечня направляемых документов;
- документов, подтверждающих получение обществом с ограниченной ответственностью "ТАГАНРОГСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" направляемых уведомлений о расторжении договора управления многоквартирным домом с указанием перечня направляемых документов;
- акта приема-передачи технической документации в отношении многоквартирного дома, указанного в приложении;
- информацию о заключении обществом с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТАГАНСЕРВИС" договоров ресурсоснабжения в отношении указанного многоквартирного дома.
На основании заключения от 17.01.2019 N 49-З инспекцией издан приказ от 17.01.2019 N 53-Л о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области сроком до 21.02.2019.
17.01.2019 года в адрес лицензиатов направлены запросы с требованиями представить вышеуказанную информацию в срок до 17.02.2019.
В ответ на запрос от 17.01.2019 N 36/53-Л ООО УО "ТаганСервис" письмом от 07.02.2019 исх. N 92 направило в адрес инспекции следующие документы: заверенную копию уведомления от собственников помещения дома 241 по улице Сергея Шило в общество с ограниченной ответственностью "ТАГАНРОГСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" о расторжении договорных отношений; копию уведомления в общество с ограниченной ответственностью "ТАГАНРОГСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" о выборе собственниками МКД 241 по ул. Сергея Шило новой управляющей организации общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТАГАНСЕРВИС", с квитанцией, подтверждающей отправку уведомления, где в приложении указана копия протокола; копию уведомления о вручении уведомления и протокола общего собрания собственников помещений МКД 241 по ул. Сергея Шило в г. Таганроге, подтверждающее получение указанных документов обществом с ограниченной ответственностью "ТАГАНРОГСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ".
Кроме того, общество сообщило о том, что техническая документация не передана, в связи с чем копию акта приема-передачи не представляется возможным представить, также до настоящего времени не внесены изменения в реестр лицензий Ростовской области в отношении многоквартирного дома 241 по ул. Сергея Шило в г. Таганроге, как находящегося в управлении общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТАГАНСЕРВИС", договора с ресурсоснабжающими организациями на обслуживание МКД не заключены.
Инспекцией выдано заключение от 21.02.2019 N 276-З, в котором указано о несоблюдении собственниками помещений порядка расторжения договора управления МКД с третьим лицом, в представленных документах содержатся недостоверные сведения о расторжении договора управления с третьим лицом, заявление и прилагаемые к нему документы не соответствуют требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка. В заключении от 21.02.2019 N 276-З предложено отказать ООО УО "ТаганСервис" во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возвратить заявление с приложениями.
Приказом инспекции от 21.02.2019 N 297-Л ООО УО "ТаганСервис" отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, заявление с приложениями возвращены заявителю.
Не согласившись с действиями инспекции по вынесению приказа от 21.02.2019 N 297-Л, ООО УО "ТаганСервис" оспорило их в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125 Государственная жилищная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, проведение организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и организационно-техническое обеспечение ее деятельности и иных функций, предусмотренных Положением.
Согласно части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 4 статьи 195 ЖК РФ сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу частей 1, 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ); в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
На основании части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Во исполнение требований части 3 статьи 198 ЖК РФ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлены требования, предъявляемые к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Вышеуказанным пунктом предусмотрено, что заявление должно содержать следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) реквизиты договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия);
д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии;
е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:
- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);
- реорганизации лицензиата в форме преобразования;
- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.
Пунктом 3 Порядка установлены требования к перечню документов, подлежащих представлению с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который включает в себя следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра:
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата);
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом; к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния:
- копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее система), в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
Пунктом 7 Порядка установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
При этом решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка, что следует из пункта 8 Порядка.
Пунктом 9 Порядка установлены основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, к которым относятся:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
В качестве основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области инспекция в оспариваемом приказе от 21.02.2019 N 297-Л указала, что процедура уведомления о расторжении договора управления МКД, предусмотренная частью 1 статьи 46 ЖК РФ, пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, не соблюдена, а именно: 28.06.2018 лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание собственников, в адрес общества с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания" было направлено уведомление о расторжении договора управления с приложением копии протокола общего собрания. Направление копий решений собственников (бюллетеней голосования) в адрес общества с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания" заявителем не подтверждено.
Из анализа действий собственников помещений МКД по прекращению отношений по управлению МКД с обществом с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания" следует, что собственники пожелали воспользоваться правом на отказ от исполнения договора управления МКД, предоставленным им частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В силу части 1 статьи 450.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, являющейся общей нормой, регулирующей процедуру отказа от договора, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Обществом предоставлено заявление, подписанное председателем совета МКД Королевой Натальей Юрьевной, содержащее информацию в выборе новой управляющей компании и направлении копии протокола общего собрания. Указанное заявление направлено обществом посредством почтовой связи 28.06.2018 (РПО 34791023008322) и получено третьим лицом 02.07.2018, что подтверждается отчетом с официального сайта "Почты России".
Таким образом, вывод инспекции о том, имеет место нарушение порядка расторжения договора управления МКД с обществом с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания", не подтвержден.
Инспекция, третье лицо указывают на нарушение заявителем пункта 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, который устанавливает порядок передачи технической документации на МКД и иных документов, связанных с управлением этим домом.
Вместе с тем, указанное положение не регулирует непосредственно процедуру отказа от договора или расторжения договора управления МКД, а лишь устанавливает порядок передачи документации, связанной с управлением МКД, от старой управляющей организации новой.
Кроме того, Инспекция полагает, что общество нарушило пункт 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, устанавливающих перечень обязательных приложений к протоколу общего собрания, а именно не приложило вместе с заявлением Королевой Н.Ю. решений собственников (бюллетеней) по вопросам повестки дня (подпункт "ж" пункта 19 Требований).
Однако ни часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ, ни часть 1 статьи 450.1 ГК РФ не содержат обязательных требований к содержанию уведомления об отказе от договора.
Из описи, переданной в адрес инспекции, следует, что заявитель передал все необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и поскольку заявление о внесении изменений соответствовало требованиям пункта 2 Порядка, а приложенные к указанному заявлению документы и размещенная информации, указанная в заявлении и на официальном сайте для раскрытия информации, соответствовали требованиям пункта 3, пункта 5 Порядка, основания, предусмотренные пунктом 15 Порядка для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области у инспекции отсутствовали.
С учетом изложенного требование о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 21.02.2019 N 297-Л об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ТаганСервис" во внесении изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Ростовской области правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы ООО "Таганрогская Строительная Компания" о том, что отсутствие кворума влечет за собой недействительность принятых решений на общем собрании, учитывая площадь помещений собственников, принявших участие в общем собрании в количестве 2849,10 кв.м., составляет 41,87 % площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома ул.С.Шило д.241, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно справке МУП "БТИ" от 08.06.2018 общая площадь жилых помещений без учета площади мест общего пользования в коммунальной квартире составляет 4 095, 90 кв.м.
Согласно справке МУП "БТИ" от 05.06.2018 общая площадь нежилых помещений составляет 1 115,40 кв.м.
Общее количество голосов составляет 4 095,90 + 1 115,40 = 5 211, 30 кв.м.
При заполнении бюллетеней собственниками указывались сведения о площади согласно свидетельствам о праве собственности, без учета мест общего пользования.
Т.о., договор управления подписан собственниками помещений МКД, обладающими 54, 6% голосов от общего количества голосов собственников МКД 241 по ул. С. Шило в г. Таганроге.
Более того, протокол общего собрания собственников от 15.05.2018 N 1 в судебном порядке не оспаривался.
В рамках дела N А53-33071/2018 обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Тагансервис" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным приказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 20.09.2018 N 1148-Л. Суд пришел к выводу о том, что договор управления МКД от 01.07.2018 подписан 44,2 % собственников помещений МКД, в связи с чем инспекцией правомерно не принят в качестве заключенного.
Как пояснил представитель заявителя, суду при рассмотрении указанного дела не представлялись первичные документы, подтверждающие размер площади помещений в МКД, подлежащей учету при подсчете кворума.
На момент вынесения оспариваемого в настоящем деле приказа договор управления от 01.07.2018 не может быть признан незаключенным, поскольку подписан собственниками помещений МКД, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
В удовлетворении требований к начальнику Государственной жилищной инспекции Ростовской области Асташеву П.В. правомерно отказано, поскольку принятое данным должностным лицом решение оспаривается обществом как ненормативный акт по правилам главы 24 АПК РФ, начальник Инспекции, принявший такое решение в соответствии с предоставленными полномочиями, выступает не от своего имени, а от имени публичного органа.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд правомерно возложил на Государственную жилищную инспекцию Ростовской области обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ТаганСервис" путем внесения изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Ростовской области.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.06.2019 по делу N А53-6952/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6952/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ТАГАНСЕРВИС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ТАГАНРОГСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", Начальник Государственной жилищной инспекции РО Асташев П.В.