г. Москва |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А40-159379/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2019 по делу N А40-159379/18, принятое судьей С.М. Кукиной
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области
к Министерству финансов Российской Федерации
третьи лица: 1) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
2) Федеральное Казначейство
о признании незаконным Приказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Лобова Е.Н. по удостоверению N 5150; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2.Седой Е.И. по доверенности от 13.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству финансов РФ о признании незаконным Приказа от 21.06.2018 N 1486.
Решением от 04.07.2019 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители ответчика и федерального казначейства возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, Управлением Федерального казначейства Омской области в целях соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов, на строительство и реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке в размере 4 191 00 руб. в Министерстве сельского хозяйства Омской области была проведена внеплановая камеральная проверка с 18.01.2018 по 23.03.2018, назначенная Приказом УФК по Омской области от 17.01.2018 N 11-кд.
По результатам проверки составлен акт проверки от 23.03.2018, согласно которому были выявлены нарушения бюджетного законодательства в виде нарушений условий расходования межбюджетных трансфертов (стр.10 Акта) на сумму 504 130,15 руб.
В соответствии с пунктом 43 Правил N 1902 по результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства принял решение о направлении в Минфин России Уведомления о применении мер бюджетного принуждения от 07-04-04/09-9887.
В уведомлении Федерального казначейство указало и подтвердило сумму нарушения в размере 1 155 305,14 руб., и в этой связи в сопроводительном письме от 21.05.2018 N 07-04-04/09-9889 отметило, что акт контрольного мероприятия является документом, который носит информационной характер о наличии нарушений.
В соответствии с действующим законодательством Федеральное казначейство правомочно изменять сумму нарушений в случаях обнаружения несоответствий в представленных документах.
Из представленного в Минфин России Уведомления о применении бюджетных мер принуждения и иных материалов проверки следует, что Управлением Федерального казначейства по Омской области по результатам внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, проведенной с 18.01.2018 по 23.03.2018 в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) (назначена приказом УФК по Омской области от 17.01.2018 N 11-кд), установлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", федеральной целевой программой "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 922 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2015 N 13) (далее - Программа), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 922 (приложение N 7 к Программе) (далее - Правила N 922), Соглашением от 29.06.2015 N 1054/20-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Омской области в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" на 2015 год (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 03.09.2015 N 1298/20-с) (далее - Соглашение) в 2015 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Омской области на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов (далее -Мероприятие) предоставлена субсидия в размере 4 191 000 руб. по КБК 082 04 05 258 5076 521 251 (код цели - 551), из которых средства федерального бюджета в размере 1 155 305,14 руб. использованы с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета).
В ходе проверки выявлено следующее бюджетное нарушение. На финансовое обеспечение Мероприятия в 2015 году в соответствии с пунктом 1.1. Соглашения, приложением N 1 "Направления и размеры субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2015 год" к Соглашению, приложением N 2 "Направления и объемы средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и привлекаемые из внебюджетных источников на 2015 год по Омской области" к Соглашению (далее - Приложение Л" 2) предусмотрены средства в размере 36 191 000 руб., в том числе: 4 191 000 руб. - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 32 000 000 руб. - объем финансирования за счет средств бюджета Омской области.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на 01.01.2017 (ф. 0503127), платежным поручениям от 29.09.2015 N 511624, от 05.11.2015.N2 748788 фактические расходы средств составили в общей сумме 26 214 467,33 руб., в том числе: 4 191 000 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 22 023 467,33 руб. - за счет средств бюджета Омской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 26 214 467 рублей 33 копейки субсидия из федерального бюджета могла быть использована Омской областью в размере не более 3 035 694,86 руб. (26 214 467,33 х 4 191 000 / 36 191 000).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 155 305,14 руб. (4 191 000 - 3 035 694,86).
Нарушение отражено на страницах 9-10 Акта внеплановой камеральной проверки Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 23.03.2018.
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 14 Правил N 922, пунктов 2.2.1., 2.2.6. Соглашения, Приложения N 2 Министерством не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Омской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 1 155 305 рублей 14 копеек.
В Министерство финансов Российской Федерации на исполнение поступило Уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 21.05.2018 N 07-04-04/09- 9887 В соответствии с сопроводительным письмом Федерального казначейства в Министерство финансов Российской Федерации уведомление поступило 23.05.18 года за N 2-71593.
Министерством финансов Российской Федерации согласно пункту 3 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомления во исполнение статьи 306.2 Бюджетного кодекса Уведомление о применении мер бюджетного принуждения направлено в Минфин России с соблюдением 60 дневного срока направления установленного ст.306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, (контрольные мероприятия были закончены 23.03.2018, уведомление направлено 21.05.2018).
21.06.2018 Минфином России издан приказ N 1486 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
Не согласившись с оспариваемым приказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правильно применив нормы права, в частности, ст. 306.2, п. 3 ст. 132, п. 1 ст. 306.1, ст. 306.8, п.6 ст. 166, ст. 306.2, ст. 306.3 БК РФ, верно установив обстоятельства дела, правомерно пришел к выводу о том, что факты бюджетных нарушений, фактическое соотношение финансирования из федерального бюджета и бюджета региона, из которого видны обстоятельства бюджетных нарушений, допущенных органом региона, ответственным за реализацию Соглашения от 29.06.2015 N 1054/20-с. Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, об отсутствии обстоятельств, указывающих на нарушение прав Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области и его законных интересов в экономической сфере оспариваемым приказом.
При повторном рассмотрении дела в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривает.
Доводы заявителя о том, что ответственность за неисполнение расходных обязательств предусмотренных в Соглашении, введена в абзац первый ч.3 ст. 132 БК РФ 18.07.2018, а в 2015 году ч.3 ст. 132 БК РФ действовала в другой редакции, не принимается апелляционным судом.
Минфин России в Письме от 11.04.2014 N 02-10-10/16621 указал, что действие бюджетного законодательства во времени не ограничено, в том числе действие норм, определяющих порядок применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений. Таким образом, выявленные органами государственного (муниципального) финансового контроля с момента вступления в силу Федерального закона N 252-ФЗ бюджетные нарушения вне зависимости от периода (момента) их совершения влекут применение бюджетных мер принуждения, предусмотренных гл. 30 БК РФ в редакции Федерального закона N 252-ФЗ.
Доводы жалоб о том, что законодатель в бюджетном кодексе в качестве условия предоставлению субсидии бюджету субъекта не предусматривает соблюдение уровня софинансирования, ответственность за нарушение объема софинансирования не предусмотрена, а методические рекомендации Минфина России N 53н от 31.03.2017, были приняты после окончания периода в котором были допущены нарушения, а также о том, что на момент проведения проверки ФЦП утратила силу в связи с изданием постановления Правительства от 13.12.20174 N 1544, в связи с чем к Министерству не могут быть применены меры ответственности установленные этой программой, отклоняются апелляционным судом.
Оспариваемый приказ вынесен в отношении субъекта Омской области, который в данных правоотношениях представляет Правительство Омской области. Как следует из распорядительной части оспариваемого приказа, механизм его реализации в форме взыскания за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Омской области, организован таким образом, что Российская Федерация в лице Министра финансов Российской Федерации не распоряжается средствами и расходными обязательствами (статья 85 БК РФ) бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденными законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год, а распоряжается средствами федерального бюджета, которые подлежали бы зачислению из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в случае отсутствия бюджетного нарушения, поскольку переданные ранее средства субсидии к моменту взыскания уже израсходованы.
Таким образом, нарушения принципа самостоятельности бюджетов, установленный статьей 31 БК РФ, при издании приказа отсутствуют.
Учитывая изложенное, оспариваемый приказ не нарушает прав субъекта Российской Федерации на использование субъектом Российской Федерации собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, Российская Федерация указанным способом возвращает средства федерального бюджета в бюджет Российской Федерации за счет лимитов средств федерального бюджета, выделенных субъекту Российской Федерации, в пределах которых могли бы быть зачислены (кассовым перечислением) средства федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации на будущее время (финансовый год). Указанный механизм соответствует положениям статьи 306.8 БК РФ.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации изложенной Определениях от 17.07.2017 N 309-КГ17-8218, от 24.07.2019 N 304-ЭС19-10855, от 10.07.2019 N 305-ЭС19-9821, от 13.12.2018 N 305КГ18-22454.
При этом ни заявителем, ни Минсельхозом России не оспаривается факт использования федеральных средств субсидий в полном объеме, при этом средства субъекта использованы в меньшем размере. Таким образом, сторонами фактически не оспаривается бюджетное нарушение в виде не соблюдения уровней софинансирования.
Как верно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ N 1486 в части порядка его принятия, полномочий должностного лица, принявшего приказ, порядка проведения контрольных действий УФК по Омской области и действий Федерального казначейства по оформлению и направлению уведомления о БМП в Минфин России, а также сроков направления указанных документов и принятия приказа N 1486 соответствует нормам Бюджетного кодекса.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемый приказ является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционных жалоб фактически повторяют доводы заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителями на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2019 по делу N А40-159379/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159379/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО