г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А56-23306/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Широкова Э.В. по доверенности от 09.01.2019
от ответчика (должника): Лазарев М.С. по доверенности от 09.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24405/2019) ООО "Жилкомсервис г.Петродворца" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2019 по делу N А56-23306/2019 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис г.Петродворца"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г.Петродворца" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЖКС г.Петродворца") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 19.11.2018 N 02/17765-Р.
Решением суда от 02.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что подтопление подвального помещения многоквартирного дома происходит ввиду отсутствия ливневой канализации в жилом квартале, в ходе проверки Инспекцией не было установлено, что подтопление подвальных помещений происходит канализационными водами по причине неисправности или утечек инженерного оборудования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.11.2018 N 02/17765-Р, выданного в связи с поступившим обращением граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, г.Петергоф, Ропшинское шоссе, д. 4, Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения ООО "ЖКС г.Петродворца" лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по вышеуказанному адресу.
В ходе проверки Инспекцией выявлено нарушение Обществом требований пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а именно: в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, г.Петергоф, Ропшинское шоссе, д. 4 не обеспечено предотвращение сырости и замачивания грунтов, оснований, фундаментов и конструкций подвалов (допущено подтопление подвальных помещений водой), подвальное помещение содержится в неудовлетворительном состоянии, а именно допущено захламление строительным мусором.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 19.11.2018 N 02/17765-Р с приложением фотоматериалов.
В целях устранения выявленных нарушений Инспекция выдала Обществу предписание от 19.11.2018 N 02/17765-Р, в соответствии с которым Обществу надлежит в срок по 22.03.2019 установить причины подтопления подвальных помещений водой, в случае необходимости с привлечением специализированной организаций, выполнить мероприятия согласно рекомендациям экспертов; устранить нарушения.
Не согласившись с законностью выданного предписания, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно частям 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как разъяснено в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 18.02.2016 N 301-АД15-19555 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, в которых указано, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которые должны соблюдаться в целях безопасности людей и сохранности жилого дома.
Как следует из материалов дела, в качестве выявленных при проведении проверки нарушений заявителю, как управляющей организации, вменяется нарушение пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а именно: в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, г.Петергоф, Ропшинское шоссе, д. 4 не обеспечено предотвращение сырости и замачивания грунтов, оснований, фундаментов и конструкций подвалов (допущено подтопление подвальных помещений водой), причина подтопления не установлена, подвальное помещение содержится в неудовлетворительном состоянии, а именно допущено захламление строительным мусором.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий, предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий.
Согласно пункту 4.1.3 Правил N 170 подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения (пункт 4.1.15 Правил N 170).
Факт нарушения Обществом приведенных требований Правил N 170 установлен Инспекцией в ходе проверки и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки от 19.11.2018 N 02/17765-р и материалами фотофиксации. Из акта проверки усматривается, что Обществом допущено подтопление подвального помещения канализационными стоками и водой, а также захламление подвального помещения строительным мусором. Акт составлен с участием представителя Общества, который не отразил в акте наличие возражений или замечаний по выявленным фактам.
Довод подателя жалобы о неисполнимости и недействительности оспариваемого предписания ввиду того, что до настоящего времени не осуществлено строительство ливневой канализации, обуславливающее подтопление подвалов домов по адресам: г.Санкт-Петербург, г.Петергоф, Ропшинское шоссе, д. 1-13, отклоняются апелляционной коллегией судом в силу следующего.
Правилами N 170 прямо предусмотрено, что обязанность по их соблюдению возлагается на собственников жилищного фонда или на управляющие компании, таким образом, обязанность по содержанию подвальных помещений в надлежащем состоянии (предотвращение сырости, недопущение подтопления, захламления и загрязнения подвала многоквартирного дома) возлагается на Общество как управляющую организацию в силу частей 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ, пункта 10 Правил N 491, пунктов 1.1, 4.1.3, 4.1.15 Правил N170.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В соответствии с пунктом 2 Перечня N 290 в состав работ, выполняемых для надлежащего содержания несущих и ненесущих конструкций многоквартирных домов с подвалами, относятся проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
На основании изложенного, в силу вышеуказанных положений, Общество, как управляющая организация многоквартирного дома, обязано систематически осуществлять проверку состояния помещений подвалов и принимать меры, исключающие подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемым предписанием Инспекции от 19.11.2018 N 02/17765-Р Обществу предписано установить причины подтопления подвальных помещений водой, в случае необходимости с привлечением специализированной организаций, выполнить мероприятия согласно рекомендациям экспертов. Таким образом, оспариваемое предписание не возлагает на Общество обязанность по самостоятельному строительству (реконструкции) ливневой канализации
При этом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, из материалов дела не следует, что строительство ливневой канализации является единственным способом устранения выявленных нарушений, отраженных в оспариваемом предписании.
Более того, суд также учитывает, что в оспариваемом предписании указано в качестве нарушения на загрязнение подвальных помещений строительным мусором. Устранение указанного нарушения не требует проведения текущего либо капитального ремонта, не связано со строительством ливневой канализации и относится к обязанностям управляющей организации в рамках работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, оспариваемое предписание Инспекции от 19.11.2018 N 02/17765-Р не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания предписания от 19.11.2018 N 02/17765-Р недействительным не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2019 по делу N А56-23306/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия..
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23306/2019
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС Г.ПЕТРОДВОРЦА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА