г. Челябинск |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А47-2985/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области и индивидуального предпринимателя Чигаевой Марины Константиновны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 мая 2019 г. по делу N А47-2985/2019 (судья Сиваракша В.И.).
Администрация Первомайского района (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемыми требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Оренбургской области, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения по делу N 06-18-36/2018 от 26.12.2018 (в полном объеме изготовлено 29.12.2018) и предписания от 29.12.2018 по данному делу.
Определением суда от 12.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель Корчагин Антон Викторович (далее - третье лицо, ИП Корчагин А.В.), индивидуальный предприниматель Чигаева Марина Константиновна (далее - третье лицо, ИП Чигаева М.К.).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.05.2019 (резолютивная часть решения объявлена 23.05.2019) заявленные требования удовлетворены частично. Пункт 2 резолютивной части решения УФАС по Оренбургской области от 26.12.2018 (в полном объеме изготовлено 29.12.2018) по делу N 06-18-36/2018 и предписание от 29.12.2018 по делу N 06-18-36/2018 признаны недействительными. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Первомайского района. В остальной части заявленных требований отказано.
УФАС по Оренбургской области не согласилось с решением суда в полном объеме и обжаловало его в апелляционном порядке.
По мнению антимонопольного органа, решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что выводы суда о неисполнимости выданного предписания не соответствует действительности. Ссылаясь на нормы действующего федерального и регионального законодательства, Управление указывает, что предписание в части прекращения действия Свидетельства об осуществлении перевозок, выданного ИП Чигаевой М.К. от 13.12.2018 является правомерным и исполнимым.
Не согласившись с принятым решением суда, ИП Чигаева М.К. также обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, заявленные требования Администрации удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что рассмотрение дела произведено антимонопольным органом без привлечения ИП Чигаевой М.К. в качестве заинтересованного лица. ИП Чигаева М.К. полагает, что допущенное антимонопольным органом процессуальное нарушение является существенным, поскольку не позволило обеспечить ее права и законные интересы при рассмотрении дела. Данные доводы не приняты во внимание судом первой инстанции.
До начала судебного заседания от УФАС по Оренбургской области и Администрации поступили отзывы на апелляционные жалобы.
В своих возражениях на апелляционную жалобу антимонопольного органа Администрация, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, просила решение суда оставить без изменения, жалобу Управления - без удовлетворения.
УФАС по Оренбургской области в отзыве на жалобу предпринимателя Чигаевой М.К. указывает о несогласии с доводами, изложенными апеллянтом. Просило отказать в удовлетворении жалобы третьего лица.
Кроме того, заявитель и заинтересованное лицо ходатайствовали о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с очередным отпуском судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю. в составе суда произведена их замена судьями Арямовым А.А. и Бояршиновой Е.В. (определение от 19.09.2019). Рассмотрение апелляционных жалоб начато сначала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального образования Первомайский район Оренбургской области от 25.03.2016 N 39 утверждено Положение об организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Первомайском районе Оренбургской области (далее - Положение).
Из пункта 5 Положения следует, что органом местного самоуправления Первомайского района Оренбургской области, уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок является Администрация.
Постановлением Администрации от 31.10.2018 N 1067-п утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области. Предметом конкурса N 1-ОК/2018 являются Лот N 1 маршрут N 105Т "п.Уральский - п.Первомайски", Лот N 2 маршрут N 106Т "п.Шапошниково - п.Первомайский".
Согласно подпункту 12 пункта 5.1. раздела 5 конкурсной документации заявитель подает заявку на участие в открытом конкурсе по форме согласно приложению N 1 к конкурсной документации с приложением справки о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения, выданной ОГИБДД Первомайского района Оренбургской области.
Подпунктом 3 пункта 8.3. раздела 8 конкурсной документации определено, что заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в открытом конкурсе в случае нарушения требований к оформлению заявки и (или) приложенных документов на участие в открытом конкурсе, установленных настоящей конкурсной документацией.
Постановлением Администрации от 18.07.2016 N 633-п утверждена шкала критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Первомайского района Оренбургской области. Согласно примечанию к приложению, количество дорожно-транспортных происшествий определяется на основании справки отделения ГИБДД ОМВД России по Первомайскому району Оренбургской области.
ИП Корчагиным А.В. 30.11.2018 подана заявка на участие в открытом конкурсе N 1-ОК/2018 по Лоту N 1, к заявке приложена справка (скриншот) о количестве ДТП в отношении трех транспортных средств, полученная в результате обработки запроса к АИУС ГИБДД через портал государственных услуг Российской Федерации.
Согласно протоколу N 24 от 03.12.2018 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, по Лоту N 1 муниципальный маршрут N 105Т "п.Уральский - п.Первомайский" подано 2 заявки: ИП Корчагин А.В., ИП Чигаева М.К., по Лоту N 2 муниципальный маршрут N 106Т "п.Шапошниково - п.Первомайски" не подано ни одной заявки.
Решением конкурсной комиссии по результатам вскрытия конвертов Чигаева М.К. допущена к участию в открытом конкурсе, ИП Корчагин А.В. не допущен к участию в открытом конкурсе на основании подпункта 3 пункта 8.3. раздела 8 конкурсной документации, а именно отсутствует справка, выданная ОГИБДД Первомайского района Оренбургской области (подпункт 12 пункта 5.1. раздела 5 конкурсной документации).
Согласно протоколу N 25 от 05.12.2018 подведения итогов открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, по Лоту N 1 допущена одна заявка, открытый конкурс по данному лоту конкурсной комиссией признан несостоявшимся.
Поскольку заявка ИП Чигаевой М.К. соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией открытого конкурса N 1-ОК/2018, конкурсной комиссией принято решение о выдаче ИП Чигаевой М.К. свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты маршрута в течение десяти дней со дня подтверждения участником наличия у него указанных в заявке транспортных средств.
По Лоту N 2 в связи с отсутствием заявок открытый конкурс конкурсной комиссией признан несостоявшимся.
Конкурсной комиссией 12.12.2018 составлен акт N 1 осмотра транспортных средств, предусмотренных заявкой ИП Чигаевой М.К. на участие в открытом конкурсе N 1-ОК/2018 по Лоту N 1. Главой администрации 13.12.2018 ИП Чигаевой М.К. выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 105Т "п.Уральский - п.Первомайский".
ИП Корчагин А.В. 17.12.2018 обратился в Управление с жалобой на нарушение организатором открытого конкурса - Администрацией порядка организации, проведения и определения победителя конкурса (торгов) по Лоту N 1 - муниципальный маршрут N 105Т "п.Уральский - п.Первомайский" и Лоту N 2 - муниципальный маршрут N 106Т "п.Шапошниково - п.Первомайский", в жалобе содержится довод о необоснованности недопущения его к участию в конкурсе. Письмом от 19.12.2018 N 13174 заинтересованное лицо уведомило ИП Корчагина А.В. о том, что рассмотрение жалобы состоится 26.12.2018. Письмом от 19.12.2018 N 13175 заинтересованное лицо уведомило Администрацию о поступлении жалобы ИП Корчагина А.В. на действия Администрации при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области N 1-ОК/2018: по Лоту N1 и N2.
На основании части 18 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Федеральный закон N135-ФЗ) Управление сообщило Администрации о необходимости приостановления проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области N 1-ОК/2018 до рассмотрения жалобы по существу. Также Управление сообщило Администрации, что в силу части 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения; в силу части 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Администрация обязана предоставить в Управление документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.
Комиссией Управления 29.12.2018 (резолютивная часть от 26.12.2018) принято решение по делу N 06-18-36/2018, согласно которому:
1. Признать жалобу ИП Корчагина А.В. обоснованной.
2. Выдать администрации предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области N 1-ОК/2018: Лот N 1 "маршрут N 105Т "п.Уральский - п.Первомайский", Лот N 2 "маршрут N 106Т "п.Шапошниково - п.Первомайский".
3. Передать материалы дела N 06-18-36/2018 уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с КоАП РФ.
Оспариваемым решением Администрация признана нарушившей пункт 1 части 4.1 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ.
Комиссией Управления 29.12.2018 Администрации выдано предписание по делу N 06-18-36/2018, согласно которому:
1. Организатору торгов - Администрации прекратить нарушение части 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ, для чего: в срок до 08.04.2019:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области N 1-ОК/2018: Лот N 1 "маршрут N 105Т "п.Уральский - п.Первомайский", Лот N 2 "маршрут N 106Т "п.Шапошниково - п.Первомайский";
- отменить проведение открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области N 1-ОК/2018: по Лоту N1 и N2 путем отмены постановления Администрации N 1067-п от 31.10.2018 "Об организации открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории МО Первомайский район Оренбургской области";
- разместить в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на http://www.pervomay.orb.ru информацию об отмене открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области N 1-ОК/2018: по Лоту N1 и N2;
- прекратить действие свидетельства об осуществлении перевозок, выданного 13.12.2018 по итогам конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области N 1-ОК/2018: по Лоту N1 и N2;
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление в течение 3 дней со дня исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Несогласие с принятым Управлением решением и выданным предписанием по делу N 06-18-36/2018 послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнимости решения и предписания антимонопольного органа в части.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия (должностного лица), входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
На основании части 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно положениям части 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 135-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функцию по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа отнесено возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства являются, в том числе, заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства, и обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии с части 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании части 2 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В рассматриваемом деле организатором торгов установлены общие условия допуска к участию в открытом конкурсе и закреплены в Разделе 4 "Условия допуска к участию в открытом конкурсе" закупочной документации. Наряду с данными требованиями, организатор торгов установил требования к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе, а именно пунктом 12 Раздела 5 конкурсной документации к заявке прилагается справка о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течении года, предшествующего дате размещения извещения, выданная ОГИБДД Первомайского района Оренбургской области.
Из материалов дела следует, что ИП Корчагин А.В. не допущен к участию в открытом конкурсе на основании подпункта 3 пункта 8.3. раздела 8 конкурсной документации, а именно отсутствует справка, выданная ОГИБДД Первомайского района Оренбургской области (нарушение требований к оформлению заявки и/или приложенных документов на участие в открытом конкурсе, установленных конкурсной документацией).
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества.
Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются (пункт 2 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ).
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, положениями статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ не установлено требование к форме предоставления информации о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
Как правильно указано судом первой инстанции, в целях осуществления оценки претендентов по такому критерию как количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения, конкурсная комиссия может взаимодействовать с соответствующим государственным органом.
В данной части действия Администрации, выраженные в недопущении ИП Корчагина А.В. к участию в конкурсе следует признать неправомерными, а выводы суда и антимонопольного органа обоснованными.
Вместе с тем, исходя из части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации право признавать состоявшиеся торги недействительными принадлежит исключительно суду, в связи с чем, антимонопольный орган утрачивает право на выдачу обязательного к исполнению предписания в виде отмены протоколов или аннулирования результатов торгов в момент заключения контракта по результатам таких торгов.
В настоящем случае, как достоверно установлено судом первой инстанции, Администрацией 13.12.2018 ИП Чигаевой М.К. выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 105Т "п.Уральский - п.Первомайский".
Следовательно, пункт 2 резолютивной части решения Управления от 26.12.2018 по делу N 06-18-36/2018 и предписание от 29.12.2018 по делу N 06-18-36/2018 являются неисполнимыми, поскольку признать недействительными результаты торгов и прекратить действие выданного свидетельства возможно только в судебном порядке.
В указанной части заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм материального права.
Несогласие антимонопольного органа с выводами суда первой инстанции не влияет на законность судебного акта и не является основанием для его отмены либо изменения.
Довод ИП Чигаевой М.К. о ее непривлечении к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку не является основанием для признания оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 42 Закона о защите конкуренции заинтересованные лица - лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом привлечение заинтересованных лиц к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства призвано гарантировать полное, всестороннее, объективное и относительно скорое разбирательство по вопросам, требующим выяснения (с учетом правовых и фактических оснований дела) в каждом конкретном случае. Обязательность привлечения антимонопольным органом заинтересованных лиц к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Законом о защите конкуренции не предусмотрена.
В данном случае Управление исходило из того, что все юридически значимые действия в рассматриваемом вопросе осуществила именно Администрация, поэтому Управление обоснованно ограничилось оценкой поведения Администрации на соответствие требованиям Закона о защите конкуренции и не привлекло ИП Чигаеву М.К. в качестве заинтересованного лица к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 41 Закона о защите конкуренции по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия принимает решение, а на его основании выдает предписание. Указанные акты в силу статьи 52 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы, в том числе в арбитражный суд.
Следовательно, если права и законные интересы указанного лица затрагиваются принятыми антимонопольным органом ненормативными актами, оно вправе реализовать свое право на обжалование этих актов в арбитражный суд в самостоятельном порядке.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на их подателей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 мая 2019 г. по делу N А47-2985/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области и индивидуального предпринимателя Чигаевой Марины Константиновны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2985/2019
Истец: Администрация муниципального образования Первомайский район Оренбургской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Третье лицо: ИП Корчагин Антон Викторович, ИП Чигаева М.К.