г.Самара |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А72-6629/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" - представитель не явился, извещено,
от министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
третьего лица Зиннатуллина Илдара Нуровича (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2019 года апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июля 2019 года по делу N А72-6629/2019 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", г.Ульяновск, к министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, г.Ульяновск, третье лицо: Зиннатуллин Илдар Нурович, г.Ульяновск,
о признании незаконным предостережения N 1 от 21.01.2019 о недопустимости нарушений обязательных требований,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - ПАО "Ульяновскэнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным предостережения N 1 от 21.01.2019 о недопустимости нарушений обязательных требований.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Зиннатуллин Илдар Нурович.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июля 2019 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ПАО "Ульяновскэнерго" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что общество применяло указанный тариф, исходя из назначения объектов недвижимости, на которые поставляется электрическая энергия - "нежилые помещения". Принадлежащие Зиннатуллину И.Н. нежилые помещения не относятся к объектам жилищных прав, к жилищному фонду и к категории жилых помещений. Следовательно, потребитель не может быть отнесен к категории "население". Гарантирующему поставщику не вменена обязанность проверять и устанавливать характер использования нежилых помещений, в которые осуществляется поставка электрической энергии. Следовательно, данные затраты не являются экономически обоснованными и не учитываются при расчете тарифов на электрическую энергию и сбытовых надбавок гарантирующего поставщика.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ПАО "Ульяновскэнерго", министерства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании Зиннатуллин Илдар Нурович возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения Зиннатуллина Илдара Нуровича, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 06.12.2018 в адрес министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области из министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области поступило обращение Зиннатуллина Илдара Нуровича, о фактах нарушения порядка ценообразования при применении платы за электрическую энергию в нежилых помещениях N 2 и N 13, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Толбухина, д.62а.
В обращении указано, что Зиннатуллин И.Н. является собственником нежилых помещений, расположенных в подвальном помещении по адресу: г. Ульяновск, ул. Толбухина, д. 62а, помещения N 2 и N 13. Плата за коммунальную услугу по электрической энергии вносится непосредственно в ПАО "Ульяновскэнерго". Указанное нежилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учёта электрической энергии, который введён в эксплуатацию и находится в исправном состоянии. Нежилые помещения N 2 и N 13, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Толбухина, д. 62а, не используются для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности. Однако ПАО "Ульяновскэнерго" расчёт и начисление платы производит не по регулируемым ценам для категории населения и приравненным к нему категориям потребителей.
Министерством на основании обращения Зиннатуллина И.Н. в отношении ПАО "Ульяновскэнерго" 21.01.2019 принято предостережение N 1, которым предложено:
1. Прекратить применять при расчётах с гражданином Зиннатуллиным И.Н. плату за коммунальную услугу по электрической энергии в отношении нежилых помещений N 2 и N 13, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Толбухина, д. 62а, по свободным (нерегулируемым) ценам на электрическую энергию.
2. Применять при расчётах с гражданином Зиннатуллиным И.Н. платы за коммунальную услугу по электрической энергии в отношении нежилых помещений N 2 и N 13, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Толбухина, д. 62а, с применением тарифов (цен) на электрическую энергию, установленных приказами министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области для населения и приравненных к населению категорий потребителей в Ульяновской области на очередной период регулирования.
3. О выполнении данного предостережения письменно сообщить в министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в срок 61 день со дня направления данного предостережения.
Одновременно ПАО "Ульяновскэнерго" предупредило, что за продолжение указанных действий возможно привлечение общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
ПАО "Ульяновскэнерго", полагая указанное предостережение незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что доказательств того, что помещение по вышеуказанному адресу пригодно для собственного проживания потребителя и проживания членов его семьи, а также сведений о том, что потребитель и члены его семьи имеют регистрацию по указанному адресу, у административного органа, как и у ПАО "Ульяновскэнерго", не имеется. По мнению заявителя, объекты, принадлежащие потребителю, могли и могут использоваться в коммерческих целях. В рассматриваемом случае документально подтверждается то, что потребление электроэнергии не носит бытового характера, а связано с иными нуждами, о чем свидетельствует и сам факт заключения договора с ресурсоснабжающей организацией, а не с исполнителем коммунальных услуг (ООО "Паритет").
В силу ч.2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из части 3 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ, на розничных рынках государственному регулированию подлежат, в том числе и цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Частью 6 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулирования тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20э/2, определены 4 группы потребителей электрической энергии (мощности): базовые потребители, население, прочие потребители и организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии. При этом применимость тарифа, установленного для той или иной группы потребителей, определяется в зависимости от того, к какой из этих групп относится лицо, осуществляющее пользование электрической или тепловой энергией.
К тарифной группе "население и приравненные к нему категории потребителей" относятся граждане, использующие электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
К группе "прочие потребители" относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности. При отсутствии прибора учета электроэнергии данный объем определяется в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии.
На основании абз. 2 п. 1 Правил бытового обслуживания населения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025, под относящимися к населению потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Приказом министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14.12.2017 N 06-587 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к населению категориям потребителей в Ульяновской области на 2018 год" утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненным к населению категориям потребителей в Ульяновской области с календарной разбивкой на 2018 год.
Приказом министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 20.12.2018 N 06-501 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к населению категориям потребителей в Ульяновской области на 2019 год" утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненным к населению категориям потребителей в Ульяновской области с календарной разбивкой на 2019 год.
Материалами дела подтверждается, что 26.06.2009 Управлением Росреестра по Ульяновской области за Зиннатуллиным И.Н. зарегистрировано право собственности на помещение, назначение нежилое, общая площадь 23,2 кв.м, этаж подвал, номер на поэтажном плане 13, адрес объекта: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Толбухина, д.62А.
Управлением Росреестра по Ульяновской области 19.08.2010 за Зиннатуллиным И.Н. зарегистрировано право собственности на помещение, назначение нежилое, общая площадь 40,7 кв.м, подвал, номер на поэтажном плане 2, адрес объекта: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Толбухина, д.62А.
Указанные помещения оборудованы индивидуальным прибором учета электрической энергии.
Между ПАО "Ульяновскэнерго" (поставщик) и Зиннатуллиным И.Н. (потребитель) 01.04.2018 заключен договор энергоснабжения N 601496ЭО, согласно которому поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
ПАО "Ульяновскэнерго" производит расчет и начисление платы по тарифу для категории "прочие потребители".
В судебном заседании Зиннатуллин И.Н. пояснил, что помещения N 2, 13, расположенные по адресу: город Ульяновск, улица Толбухина, дом N 62А, использует для личных нужд, предпринимательской деятельности не ведет. Указанные помещения приобрел как вспомогательные помещения (складирует личные вещи и предметы домашнего обихода). Одно помещение в настоящее время использует для проживания, поскольку в квартире делает ремонт.
ПАО "Ульяновскэнерго" доказательства, подтверждающие, что указанные нежилые помещения используются Зиннатуллиным И.Н. не для коммунально-бытовых нужд суду не представлено. Фотографии и информация с сети "Интернет" в данном случае не подтверждают факт использования именно этих помещений в коммерческих целях. Фотографии касаются других помещений.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что министерство правомерно установило в действиях ПАО "Ульяновскэнерго" нарушения вышеуказанных требований законодательства и выдало ПАО "Ульяновскэнерго" оспариваемое предостережение N 1 от 21.01.2019.
На основании вышеуказанного суд первой инстанции заявленные обществом требования оставил без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество применяло указанный тариф, исходя из назначения объектов недвижимости, на которые поставляется электрическая энергия - "нежилые помещения", судом апелляционной инстанции отклоняются. Само по себе отнесение спорных помещений к нежилым не свидетельствует о необходимости применения в рассматриваемом случае нерегулируемых тарифов.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что к тарифной группе "население и приравненные к нему категории потребителей" относятся граждане, использующие электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам), на что указано в пункте 27 Методических указаний по расчету регулирования тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20э/2.
Как видно из материалов дела, принадлежащие Зиннатуллину И.Н. нежилые помещения, хотя и не относятся к жилищному фонду и к категории жилых помещений, но используются им в бытовых целях - для проживания на период ремонта и хранения личных вещей, не связанного с ведением предпринимательской деятельности. Обратного заявителем не доказано.
Ссылка заявителя на отсутствие у него как гарантирующего поставщика обязанности проверять и устанавливать характер использования нежилых помещений, в которые осуществляется поставка электрической энергии, несостоятельна, так как данное обстоятельство не исключает установленного судом факта отнесения Зиннатуллина И.Н. к категории "население" применительно к использованию спорных помещений в личных, не связанных с предпринимательством целях. При этом следует принять во внимание, что в силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на судебную практику необоснованны, поскольку эти судебные акты не имеют преюдициального значения для настоящего дела.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 11 июля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить ПАО "Ульяновскэнерго" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 08 августа 2019 года N 109 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июля 2019 года по делу N А72-6629/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 08 августа 2019 года N 109 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.