г. Пермь |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А50-10423/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы": Ласкин К.А., паспорт, доверенность от 28 марта 2019 года; Зильберминц С.А., паспорт, доверенность от 28 марта 2019 года;
от заинтересованного лица - Администрации Кондратовского сельского поселения: Писарев С.Н., паспорт, доверенность N 17 от 22 августа 2019 года;
от третьего лица - муниципального казенного учреждения "Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения": Писарев С.Н., паспорт, доверенность N 202 от 23 июля 2019 года,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 июня 2019 года по делу N А50-10423/2019,
вынесенное судьей Носковой В.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы" (ОГРН 1185958000678, ИНН 5904358737)
к Администрации Кондратовского сельского поселения (ОГРН 1055907352665, ИНН 5948028609)
третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения" (ОГРН 1145958068365, ИНН 5948997057)
об оспаривании постановлений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы" (далее - заявитель, общество, ООО "ГКС") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными постановлений Администрации Кондратовского сельского поселения (далее - администрация, заинтересованное лицо) от 12.03.2019 N 50 "О внесении изменений в постановление администрации Кондратовского сельского поселения от 24.06.2015 N 110", от 12.03.2019 N 49/1 "О внесении изменений в схему водоснабжения Кондратовского сельского поселения", от 12.03.2019 N 49/2 "О внесении изменений в схему водоотведения Кондратовского сельского поселения" (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 05.04.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения" (далее - МКУ "Управление ЖКХ").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что ООО "ГКС" не может являться гарантирующим поставщиком в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на обозначенной администрацией территории микрорайон "Новый" деревни Кондратово, так как централизованная система водоотведения и централизованная система холодного водоснабжения на данной территории отсутствуют; также апеллянт отмечает, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что к канализационным сетям и водопроводам заявителя подключено наиболее число абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя выразили несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.
Представитель заинтересованного лица и третьего лица ссылался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Также Администрацией Кондратовского сельского поселения вместе с отзывом на апелляционную жалобу представлены копия технических условий N 14 от 23.04.2013, копия справки о выполнении технических условий N 189/1 от 26.06.2015, копия сопроводительного письма ООО "ГКС", зарегистрированного за вх. N 742 от 29.12.2018, копия договора по транспортировке холодной воды с приложениями, копия договора по транспортировке сточных вод с приложением.
В соответствии с абз 2 ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
Руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд удовлетворил ходатайство заявителя и приобщил к материалам дела акт приемки выполненных работ по договору N Ю-42 от 01.07.2015 за май 2019.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела судом установлено, что на территории деревни Кондратово ведется комплексная застройка микрорайона Новый многоквартирными домами (ЖК "Медовый") и объектами инфраструктуры. Территория застройки обеспечивается водоснабжением и водоотведением на основании единого договора от 09.12.2015 N Ю-42/393, заключенного между застройщиком и третьим лицом с границей ответственности согласно фактическому сопряжению сетей.
На сегодняшний день на территории названного микрорайона построено и введено в эксплуатацию 12 жилых домов.
Ссылаясь на то, что водопроводные и канализационные сети, расположенные на территории микрорайона Новый деревни Кондратово, находятся в собственности ООО "ГКС", заявитель обратился в МКУ "Управление ЖКХ" с предложением заключить договоры на оказание услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод.
Рассмотрев поступившие в адрес МКУ "Управление ЖКХ" договоры и приложения к ним, полагая, что общество в названных обстоятельствах является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории микрорайона Новый деревни Кондратово, и к его сетям подключено наибольшее число абонентов, Администрация Кондратовского сельского поселения вынесла постановление от 12.03.2019 N 50 "О внесении изменений в постановление администрации Кондратовского сельского поселения от 24.06.2015 N 110" (далее - постановление N 50), в соответствии с которым с 12.03.2019 общество "ГКС" наделено статусом гарантирующей организации в сфере централизованного холодного водоснабжения и водоотведения Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края. Зоной деятельности названной гарантирующей организации определена территория микрорайона Новый (ЖК "Медовый") в деревне Кондратово, ограниченная улицами Водопроводная, Школьная, Строителей, Нифантова, Яблокова.
Постановлениями Администрации Кондратовского сельского поселения от 12.03.2019 N 49/1 "О внесении изменений в схему водоснабжения Кондратовского сельского поселения" (далее - постановление N 49/1), от 12.03.2019 N 49/2 "О внесении изменений в схему водоотведения Кондратовского сельского поселения" (далее - постановление N 49/2) соответствующие изменения внесены в схему водоснабжения и водоотведения Кондратовского сельского поселения: перечень обсуживающих организаций, занимающихся водоснабжением и водоотведением на территории д. Кондратово дополнен обществом "ГКС", сети водоснабжения на территории микрорайона Новый в д. Кондратово с точкой подключения в водопроводном колодце на пересечении улиц Водопроводная и Яблокова включены в третью централизованную систему водоснабжения.
Полагая, что постановления администрации N N 49/1, 49/2, 50 являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, неправомерно возлагая на него дополнительные обязанности, ООО "ГКС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемых постановлений недействительными и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не усмотрел.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ", статьей 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поседениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" за сельскими поселениями пермского края закреплен вопрос организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьей 6 которого к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесено, в частности, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со статьей 2 Закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2); под централизованной системой водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28); под централизованной системой холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29).
Определение гарантирующей организации и установление зоны её деятельности осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения (часть 1 статьи 12 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Исходя из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, то есть технологический процесс водоподготовки, транспортировки и подачи воды абонентам, и (или) осуществляющую водоотведение, то есть технологический процесс приема, транспортировки и очистки сточных вод.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, неосуществление юридическим лицом всего технологического процесса водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод) и водоснабжения (водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам), не исключает указанное лицо из числа организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, в случае, если указанным лицом эксплуатируется один из объектов централизованной системы водоснабжения (водоотведения), в том числе водопроводные и канализационные сети.
Установив, что в собственности заявителя находятся и эксплуатируются им следующие сети: сеть канализации, протяженностью 127 и 1255 метров; водопровод протяженностью 251 и 2002 метра, проходящие по территории микрорайона Новый деревни Кондратово; постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2018 N 437-в утверждена производственная программа общества в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 год, установлены тарифы на транспортировку воды и сточных вод на период с 01.01.2019 по 31.12.2019, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что общество правомерно отнесено администрацией к одной из обслуживающих организаций, занимающихся водоотведением на территории д. Кондратово.
В соответствии с положениями статьи 38 Закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (часть 1).
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 2).
На основании статьи 6 Закона N 416-ФЗ утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
В части 2 статьи 42 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В силу пункта 8 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782, ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, является одним из оснований актуализации (корректировки) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения.
Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем. При разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе сведения об инвестиционных программах, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, о мероприятиях, содержащихся в планах по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади, утвержденных в установленном порядке (в случае наличия таких инвестиционных программ и планов, действующих на момент разработки схем водоснабжения и водоотведения) (пункты 7, 9 названных правил).
Судом из материалов дела установлено, что схема водоснабжения и водоотведения Кондратовского сельского поселения утверждена в 2014 году.
Учитывая, что на момент утверждения данной схемы спорные сети отсутствовали (построены в 2015 году, поставлены на кадастровый учет в 2016 году), суд первой инстанции правильно заключил, что у администрации имелись основания для внесения изменений в схему водоснабжения и водоотведения Кондратовского сельского поселения и дополнения перечня обслуживающих организаций, занимающихся водоснабжением и водоотведением на территории д. Кондратово обществом "ГКС".
В соответствии с постановлением от 12.03.2019 N 49/1 администрацией также установлено, что на территории д. Кондратово существует три централизованные системы водоснабжения. При этом, третья централизованная система водоснабжения включает в себя сети водоснабжения на территории микрорайона Новый (ЖК "Медовый") в д. Кондратово с точкой подключения в водопроводном колодце на пересечении улиц Водопроводная и Яблокова. Все три системы имеют техническую возможность переключения, а также являются взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми в случае возникновения аварийных ситуаций.
Исходя из нормы статьи 2 Закона N 416-ФЗ, определяющей, что система водоснабжения может быть признана централизованной только в случае наличия комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных как для транспортировки, так и для водоподготовки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам, в отсутствие соответствующих объектов, предназначенных для водоподготовки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (скважин, водоносных станций и др.), на территории микрорайона Новый деревни Кондратово, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания сетей водоснабжения названного микрорайона третьей централизованной системой водоснабжения у Администрации отсутствовали, в связи с чем, исходя из установленных в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельств, обоснованно заключил, что спорные сети водоснабжения являются частью первой централизованной системы водоснабжения д. Кондратово - Мулянский водозабор, водовод от данного водозабора, здание ветронасосной станции второго подъема с двумя резервуарами и насосной станцией, сеть водоснабжения от здания водоносной станции до ТС "Кондратово".
Вместе с тем, установив, что указание в оспариваемом постановлении N 49/1 на то, что третья централизованная система водоснабжения включает в себя сети водоснабжения на территории микрорайона Новый в д. Кондратово, само по себе, в отрыве от иных установленных по делу обстоятельств, прав и законных интересов общества сфере предпринимательской деятельности не нарушает, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствие предусмотренной ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ совокупности оснований для признания указанного постановления недействительным.
Постановлением администрации от 12.03.20196 N 50 зоной деятельности гарантирующей организации - общества "ГКС", определена территория микрорайона Новый (ЖК "Медовый") в деревне Кондратово, ограниченная улицами Водопроводная, Школьная, Строителей, Нифантова, Яблокова.
Из представленных в материалы дела схем водоснабжения (водоотведения), схем к акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности судом правильно установлено, что на указанной территории непосредственно к сетям заявителя подключен один жилой дом, расположенный по адресу: д. Кондратово, ул. Строителей, 3/1, остальные 11 домов (ул. Строителей, 1, 3, 5, ул. Красавинская, 1, 2, 4, 4а, 6, Артемьевская, 1, Школьная, 16Б, 16В) подключены к сетям заявителя посредством устройства водопроводных камер (канализационных колодцев) в точке подключения к участкам сетей заявителя.
Альтернативных источников получения централизованного водоснабжения и водоотведения у вышеперечисленных жилых домов не имеется, так как не имеется иной организации, владеющей сетями водоснабжения и водоотведения и имеющей возможность осуществлять деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории микрорайона Новый деревни Кондратово.
На основании изложенного, учитывая, что фактически к водопроводным (канализационным) сетям общества "ГКС" в определенной администрацией зоне деятельности гарантирующей организации присоединено наибольшее количество абонентов (все 12 домов ЖК "Медовый"), вывод суда первой инстанции о правомерном наделении заявителя статусом гарантирующей организации является правильным, согласуется с положениями части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ. При этом, отсутствие договорных отношений между заявителем и абонентами (жителями указанных многоквартирных домов, управляющими организациями) правового значения не имеет, установленный судом факт подключения наибольшего количества абонентов не опровергает.
Отклоняя доводы заявителя о невозможности осуществления функций гарантирующей организации ввиду отсутствия у него на каком-либо праве оборудования, требуемого для осуществления всего технологического процесса водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод) и водоснабжения (водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам), суд первой инстанции правильно руководствовался нормами частей 4, 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ и исходил из того, что отсутствие оборудования, необходимого для осуществления всего технологического процесса водоотведения и водоснабжения, препятствием для исполнения гарантирующей организации своих функций не является.
Законодательством не предусмотрено наделение организации статусом гарантирующей в сфере водоснабжения только при наличии технической возможности осуществления полного цикла водоснабжения, достаточно эксплуатировать отдельные элементы централизованной системы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания оспариваемых постановлений администрации недействительными и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2019 года по делу N А50-10423/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы" (ОГРН 1185958000678, ИНН 5904358737) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 62 от 25.06.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10423/2019
Истец: ООО "ГОРОДСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КОНДРАТОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЖКХ, ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И АРХИТЕКТУРЫ КОНДРАТОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ"