г. Хабаровск |
|
25 сентября 2019 г. |
А73-7539/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Авиагородок": представителя Овчинниковой О.Н. по доверенности от 30.01.2019 N 3-5.2/19 (сроком на 1 год);
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
от Савостиной Нины Васильевны: лично, предъявлен паспорт;
от Тайковой Тамары Ивановны: лично, предъявлен паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Авиагородок"
на решение от 08.07.2019
по делу N А73-7539/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Авиагородок" (ОГРН 1122724018119, ИНН 2724172079)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900)
о признании недействительным и отмене предписания от 03.04.2019 N П2019-06-0134,
третьи лица: Савостина Нина Васильевна, Тайкова Тамара Ивановна
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Авиагородок" (далее - ООО УК "ДВСРК-Авиа", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Управление, уполномоченный орган) о признании недействительным и отмене предписания от 03.04.2019 N П2019-06-0134.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Тайкова Тамара Ивановна, Савостина Нина Васильевна.
Решением суда от 08.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд установил, что в спорный период у собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме (МКД) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) отсутствовала, так как не был проведен конкурс по отбору регионального оператора по обращению с ТКО, не заключалось соглашение между уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края и региональным оператором, не утверждался единый тариф на услугу по обращению с ТКО (статьи 24.6, 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом ООО УК "ДВСРК-Авиа" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление общества удовлетворить.
Заявитель жалобы утверждает следующее: по мнению Управления, поддержанному судом, плата за услугу утилизации ТКО входит в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД, взимание которой с собственников (нанимателей) жилых помещений не допускается без соответствующего решения общего собрания об утверждении размера платы, и выставления отдельной строкой, при этом суд не разделяет нормативно урегулированного понятия: сбор и вывоз отходов; захоронение (утилизация) отходов; обращение с отходами; исходя из положений части 2 статьи 152 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пп. "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание имущества (в спорный период) включает в себя только сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, следовательно, утилизация ТБО не является составной частью содержания общего имущества МКД; выставление платы за эту услугу отдельной строкой не нарушает нормы законодательства.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Управление доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Управления.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сообщила о том, что нет всех доказательств, представленных обществом, в материалах дела, они есть в электронной базе.
Третьи лица возразили против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаются на судебные акты по А73-2791/2015.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании лицензии от 23.04.2015 N 027-000123 и договора управления от 01.11.2016 N Д-4 ООО УК "ДВСРК-Авиа" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 4 по ул. Данчука в г. Хабаровске.
В соответствии с распоряжением от 07.03.2019 N 776-р специалистом Управления проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "ДВСРК-Авиа" с целью осуществления лицензионного контроля в связи с поступившими обращениями гражданина, проживающего в квартире N 55 многоквартирного дома N 4 по ул. Данчука в г. Хабаровске (далее - МКД), о неправомерном выставлении в квитанциях на оплату жилищно- коммунальных услуг платы за утилизацию отходов, входе которой Управлением установлен факт нарушения обществом лицензионных требований, предусмотренных частью 2 статьи 154, частью 7 статьи 156, частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162, пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, выразившегося в неправомерном начислении платы за услугу "утилизация отходов" и выставлении указанной платы в платежных документах собственникам помещений в МКД в период с января 2017 года по март 2019 года.
Нарушения, установленные в ходе проверки, были зафиксированы в акте проверки от 03.04.2019 N П2019-06-0134.
03.04.2019 по результатам рассмотрения акта и материалов проверки ООО УК "ДВСРК-Авиа" выдано предписание N П2019-06-0134 об устранении выявленных нарушений в срок до 03.05.2019.
Не согласившись с предписанием от 03.04.2019 N П2019-06-0134, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По пункту 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, относятся к лицензионным требованиям.
Судом по материалам дела установлено, что на основании лицензии от 23.04.2015 N 027- 000123 и договора управления от 01.11.2016 N Д-4 ООО УК "ДВСРК-Авиа" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 4 по ул. Данчука в г. Хабаровске, в связи с чем, общество обязано соблюдать лицензионные требования, установленные статьей 193 ЖК РФ и Положением N1110.
Из материалов дела следует, что в платежных документах в период с января 2017 года по момент проведения проверки, то есть по март 2019 года, ООО УК "ДВСРК-Авиа" выставляло собственникам помещений указанного МКД плату за услугу "утилизация отходов".
В ходе проведения проверки ООО УК "ДВСРК-Авиа" Управление пришло к выводу о том, что при отсутствии установленных субъектом Российской Федерации нормативов (создание регионального оператора и установление единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами) и при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу необходимости внесения в платежные документы платы за услугу "утилизация отходов" и о размере платы за указанную услугу, самостоятельное начисление обществом платы за обращение с твердыми коммунальными отходами противоречит требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.
Не соглашаясь с выводами Управления, заявитель, ссылаясь на Федеральный закон от 29.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановление Правительству Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области об- ращения с твердыми коммунальными отходами", указывает, что тариф на захоронение твердых коммунальных отходов является регулируемым, утверждение указанного тарифа отнесено к полномочию органов власти субъектов Российской Федерации, а не собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, плата за услугу по утилизации (захоронению) отходов правомерно не включена в плату за содержание жилого помещения в МКД, при этом, также считает правомерным указание в платежных документах, выставляемых собственникам помещений в спорном МКД, платы за услугу по утилизации (захоронению) отходов отдельной строкой, поскольку, по его мнению, это соответствует подпункту "л" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги возложена также на нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым услуга по обращению с ТКО включена в перечень коммунальных услуг, вступили в силу 01.01.2016 (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 02.06.2016 N 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Между тем, частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 458-ФЗ) предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Кроме того, Федеральным законом N 458-ФЗ в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) внесены дополнения, предусматривающие регулирование деятельности в области обращения с ТКО.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона N 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов; иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в спорный период (с января 2017 года по март 2019 года, включительно) конкурс по отбору регионального оператора по обращению с ТКО в Хабаровском крае не проводился, соответственно, соглашение между уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края и региональным оператором по обращению с ТКО не заключалось, единый тариф на услугу по обращению с ТКО уполномоченным органом не утверждался.
В настоящее время ситуация по определению регионального оператора по обращению с ТКО также не изменилась (конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО не проведен, единый тариф на услугу по обращению с ТКО не утвержден).
Следовательно, суд пришел к верному выводу о том, что в спорный период (с января 2017 года по март 2019 года, включительно) у собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах Хабаровского края обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в силу прямого указания Федерального закона (части 8 статьи 23 Федерального закона N 458) отсутствовала, в связи с чем до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО на территории Хабаровского края следует руководствоваться положениями жилищного законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
При этом суд также исходил из следующего.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрены виды работ и услуг, выполняемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 в редакции, действовавшей до 14.03.2017, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232) в подпункт "д" пункта 11 Правил N 491 внесены изменения, согласно которым из состава работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Данные изменения вступили в силу 14.03.2017.
Следовательно, в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491, в редакции, действующей с 14.03.2017, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В то же время, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 предусмотрено, что изменения, утвержденные настоящим Постановлением, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО.
Таким образом, поскольку в спорный период (с января 2017 года по март 2019 года ) региональный оператор по обращению с ТКО в Хабаровском крае определен не был, соответственно, соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО с ним не заключалось, настоящий спор подлежит рассмотрению с учетом положений подпункта "д" пункта 11 Правил N 491, в редакции, действовавшей до 14.03.2017, при этом новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 при рассмотрении настоящего дела применению не подлежит.
Учитывая положения части 1 статьи 39, части 1 статьи 158 ЖК РФ, пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 (в редакции, действовавшей до 14.03.2017), плата за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Следовательно, установление размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация или непосредственно собственники помещений, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В ходе проверки Общество не представило Управлению доказательств, подтверждающих принятие общим собранием собственников помещений в МКД решения о размере платы за услугу "утилизация отходов", а равно как и решения о необходимости включения платы за такую услугу в платежные документы отдельной строкой.
Вследствие этого, вывод Управления о том, что самостоятельное начисление обществом платы за обращение с твердыми коммунальными отходами ("утилизация отходов") противоречит требованиям жилищного законодательства, является обоснованным.
Кроме того, как было указано выше, ООО УК "ДВСРК-Авиа" осуществляет деятельность по управлению МКД на основании договора управления от 01.11.2016 N Д-4, заключенного с собственниками жилых и нежилых помещений в МКД.
В силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом, в числе прочего, должны быть указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 1.8 договора управления предусмотрено, что перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме утверждается решением общего собрания собственников помещений в МКД (Приложение N 2).
Из Приложения N 2 к договору управления следует, что в перечень услуг (работ) по содержанию общего имущества в МКД включена услуга "уборка контейнерных площадок, подбор и подметание мусора" (пункты 16, 17 раздела III Приложения N 2 к договору управления).
Поскольку Приложение N 2 к договору управления и иные условия данного договора не содержат каких-либо сведений, свидетельствующих о том, что перечень услуг (работ) по содержанию общего имущества спорного МКД включает в себя услугу по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в ходе проведенной проверки Управление пришло к правомерному выводу, что указанная в Приложении N 2 к договору управления услуга "уборка контейнерных площадок, подбор и подметание мусора" представляет собой услугу по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, которая в силу требования подпункта "д" пункта 11 Правил N491 (в редакции, действовавшей до 14.03.2017) в обязательном порядке подлежит включению в перечень услуг (работ) по содержанию общего имущества многоквартирного дома как составная часть.
Пунктом 4.2 договора управления определена стоимость услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а именно: стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД составляет 9,01 руб./кв. м; стоимость работ по текущему ремонту общего имущества МКД составляет 21,18 руб./кв. м.
Таким образом, из условий договора управления следует, что собственниками помещений в МКД и обществом согласовано включение услуги "уборка контейнерных площадок, подбор и подметание мусора" в перечень услуг, работ по содержанию общего имущества в МКД, а также согласована стоимость указанных услуг (работ) в размере 9,01 руб./кв. м.
Вследствие этого, из содержания договора управления следует, что стоимость услуги "уборка контейнерных площадок, подбор и подметание мусора" входит в общую стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД, равную 9,01 руб./кв. м, как составная часть.
При этом в соответствии с пунктом 4.2 договора управления размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД может быть изменен не иначе, как в порядке, установленном действующим законодательством либо условиями настоящего договора.
В силу пункта 3.2.6 договора управления общество имеет право изменять размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД в соответствии с действующим законодательством и условиями настоящего договора.
При этом договор управления не содержит каких-либо специальных положений, регулирующих основания и условия изменения обществом в одностороннем порядке без проведения общего собрания собственников помещений в МКД размера платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества данного МКД.
Следовательно, из буквального толкования пунктов 3.2.6, 4.2 договора управления следует, что общество не наделено правом по своему усмотрению в одностороннем порядке без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД (9,01 +21,18 = 30,19 руб./кв. м), а также составные части указанной платы, в том числе стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД (9,01 руб./кв. м).
По пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Таким образом, основным способом установления и изменения размера платы за содержание жилого помещения (всех ее составных частей, включая плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме) для собственников является волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, выраженное в соответствующем решении, принимаемом на общем собрании собственников помещений в данном доме.
Как верно установил суд первой инстанции, учитывая, что по условиям договора управления стоимость услуги "уборка контейнерных площадок, подбор и подметание мусора" входит в общую стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД (9,01 руб./кв. м), произведенное обществом начисление платы за услугу "утилизация отходов" сверх платы за услуги, работы по содержанию общего имущества МКД фактически является незаконным увеличением стоимости услуг, работ по содержанию общего имущества МКД.
Таким образом, взимание платы за услугу "утилизация отходов", которое осуществлялось обществом сверх платы за услуги, работы по содержанию общего имущества МКД (9,01 руб./кв. м), указывает на то, что в данном случае, общество самостоятельно в одностороннем порядке изменило размер платы за содержание общего имущества МКД, что привело к нарушению требований части 7 статьи 156 ЖК РФ, согласно которой размер платы за содержание жилого помещения (всех ее составных частей, включая плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме) определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а заключение обществом с ООО "Зенит-Дальний Восток", ООО "ИНА- ДВ", ООО "Сириус-ДВ" договоров на оказание услуг, связанных с обращением с отходами, само по себе не освобождает общество от обязанности вынести на обсуждение общего собрания собственников помещений в МКД вопрос о размере платы за услугу "утилизация отходов" (часть 7 статьи 45 ЖК РФ) и о необходимости отражения указанной платы в платежных документах отдельной строкой.
Доводы общества о том, что согласно пункту 4.2 договора управления размер платы по договору не включает стоимость услуг по утилизации отходов, поскольку размер платы является регулируемым и устанавливается в ином порядке, правомерно не приняты судом, поскольку в силу жилищного законодательства работы по обеспечению вывоза бытовых отходов определены как обязательный и неотъемлемый элемент содержания общего имущества многоквартирного дома.
На основании вышеизложенного, вывод Управления о нарушении обществом лицензионных требований, выразившихся в неправомерном начислении собственникам помещений в МКД платы за услугу "утилизация отходов" и выставлении указанной платы отдельной строкой в платежных документах в период с января 2017 года по момент проведения проверки (по март 2019 года, включительно), является правомерным.
Также, как верно установлено судом, грубых нарушений, влекущих в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ недействительность результатов проверки, Управлением при проведении внеплановой документарной проверки общества допущено не было.
На основании изложенного выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание от 03.04.2019 N П2019-06-0134 Управления соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересы заявителя в предпринимательской деятельности, в связи с чем, правомерно отказано в удовлетворении требований общества.
Доводы заявителя апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08 июля 2019 года по делу N А73-7539/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7539/2019
Истец: ООО "Управляющая Компания "Дальневосточная Сервисно-Ремонтная Компания - Авиагородок"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6076/19
25.09.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5247/19
08.07.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7539/19
26.04.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7539/19