город Томск |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А45-4867/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (N 07АП-6828/2019) на решение от 23.05.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4867/2019 (судья Полякова В. А.) по заявлению администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (630534, дп Мочище, Новосибирская обл., ул. Нагорная, 32, ИНН: 5433107779 ОГРН: 1045404351630) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (630091, г. Новосибирск, ул. Каменская, 74) о признании незаконным представления, при участии в качестве третьего лица ГБУЗ НСО Государственная областная клиническая туберкулезная больница (630082, г. Новосибирск, ул. Вавилова, 14).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Пономарев С. В. по дов. от 10.01.2017,
от заинтересованного лица: без участия,
от третьего лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - Департамент) о признании незаконным представления от 29.01.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено ГБУЗ НСО "Государственная областная клиническая туберкулезная больница" (далее также - третье лицо).
Решением от 23.05.2019 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении требований отказано.
Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ее требования удовлетворить.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что в передаточном акте от 09.09.2008 N 252-А речь идет о наружной канализации, которая относится к котельной; котельная и сеть наружной канализации по улице Краснобаева,6, Администрация передала в хозяйственное ведение МУП ДЕЗ ЖКХ "Армейский"; ссылаясь на письмо ГБУЗ НСО "ГОНКТБ" от 12.02.2019 N 171, указывает, что у Администрации нет прав на земельный участок, на котором расположен спорный колодец; поскольку в действиях Администрации отсутствует состав административного правонарушения, Департамент не праве был выносить оспариваемое представление.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании 19.08.2019 представитель Администрации просил апелляционную жалобу удовлетворить, представитель Департамента против ее удовлетворения возражал.
На основании статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено до 19.09.2019 09 час. 45 мин.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ, определением от 19.09.2019 произведена замена состава суда, сформирован следующий состав: Кривошеина С.В., (председательствующий), Логачев К.Д., Хайкина С.Н. (судьи). В связи с заменой состава суда рассмотрение дела начато с самого начала.
18.09.2019 от Департамента поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
На основании части 2, 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Департамента и третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Департаментом с целью проверки фактов, указанных в обращении о сбросе стоков туберкулезной больницы в овраг далее в реку Обь, в феврале 2018 года было проведено рейдовое обследование участка водоохранной зоны реки Обь (правый берег) в районе территории филиала ГБУЗ НСО "Государственная областная клиническая туберкулезная больница", расположенного по адресу: улица Краснобаева, 6, дачный посёлок Мочище, Новосибирский район.
При проведении проверки было установлено, что с северной стороны вдоль ограждения территории больницы расположен овраг протяжённостью до береговой линии реки Обь, вдоль которого располагаются комплексы колодцев. В районе колодцев присутствовал характерный запах хозяйственно-фекальных сточных вод. Один комплекс колодцев (4 единицы) принадлежит филиалу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области ГБУЗ НСО "Государственная областная клиническая туберкулезная больница", другой (2 единицы) - передан администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области во исполнение Распоряжения Администрации Новосибирской области от 13.08.2008 N 297-ра "О передаче имущества в муниципальную собственность Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области" согласно передаточному акту от 09.09.2008 N 252-А.
Из ответа от 25.04.2018 N 273 Администрации на запрос Департамента об установлении пользователя последнего комплекса колодцев следует, что по результатам открытого конкурса управление и содержание многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: дачный посёлок Мочище, улица имени Краснобаева, осуществляется ООО "НОВОТЕХ" (директор Богданюк Евгений Игоревич). Организатором конкурса являлась Администрация.
Департаментом совместно с специалистами федерального государственного бюджетного учреждения ЦЛАТИ по Сибирскому федеральному округу проведен повторный рейдовый осмотр; установлено, что при натурном осмотре оврага в районе расположения колодцев, принадлежащих филиалу ГБУЗ НСО "Государственная областная клиническая туберкулезная больница", выпуск сточных вод не производится; вблизи канализационного колодца, расположенного между оврагом и углом гаража в северной части территории филиала ГБУЗ НСО "Государственная областная клиническая туберкулезная больница" и находящемся на обслуживании, по сведениям Администрации, у ООО "НОВОТЕХ", ощущался характерный запах хозяйственно-фекальных сточных вод.
При обследовании оврага напротив данного колодца был выявлен полуразрушенный выпуск сточных вод, от поступающих из него в овраг сточных вод также исходил характерный фекальный запах. При осмотре непосредственно колодца выявлено, что в стенке колодца имеется отверстие, через которое в колодец поступает сточная вода, при этом уровень в колодце не повышается. То есть колодец не герметичен и сточные воды через него попадают в овраг.
Согласно заключению федерального государственного бюджетного учреждения ЦЛАТИ по Сибирскому федеральному округу по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 25.06.2018 N А/18 исследованные пробы сточных вод, отобранные из колодца и поступающих в овраг, по своему составу идентичны между собой и могут быть отнесены к хозяйственно-бытовым сточным водам.
Кроме того, произведён сравнительный анализ концентраций загрязняющих веществ в составе данных сточных вод с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждёнными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".
Установлено превышение ПДК р/х по следующим загрязняющим веществам в составе сточных вод: ХПК до 15 раз, БПКпол до 110 раз, аммоний ион более чем в 200 раз, АПАВ до 13 раз, фосфор фосфатов (Р) до 47 раз, фенол до 124 раз.
Для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения должностным лицом Департамента в отношении ООО "НОВОТЕХ" было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02.07.2018 N В-345-в, определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Из объяснения директора ООО "НОВОТЕХ" следует, что дома, расположенные по адресам: улица Краснобаева, N 1, N 2, N 5, не находятся в управлении ООО "НОВОТЕХ", собственники помещений реализовали на общем собрании непосредственный способ управления согласно протоколам общего собрания собственников помещений многоквартирных домов.
23.07.2018 Департаментом было направлено повторное письмо в Администрацию N ЕК-5211 о представлении актуальной информации по вышеуказанному комплексу колодцев.
Согласно ответу Администрации, в соответствии с конкурсом от 05.07.2017, извещение N 020617/2511258/01, многоквартирные дома по улице имени Краснобаева находятся в управлении ООО "НОВОТЕХ" с 17.07.2017. Жителям данных домов исправно (ежемесячно) выставляются счета за коммунальные услуги (счёт начисления). Дополнительно администрация сообщила, что протоколы проведения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, дачный посёлок Мочище, улица имени Краснобаева, дома N 1, N 2, N 5 от 28.06.2018, предоставленные ООО "НОВОТЕХ", не соответствуют действительности (не имеют юридической силы), поскольку собрание не проводилось, жители их не подписывали.
К письму были приложены заявление от жителей домов N 1, N 2, N 5 по улице имени Краснобаева о сложившейся ситуации в отношениях между ООО "НОВОТЕХ" и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и квитанции начисления и оплаты по поставщикам услуг.
Департаментом в рамках проведения административного расследования направлены запросы в Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области (письмо от 26.09.2018 N ИШ -7743) и в администрацию Новосибирского района Новосибирской области (письмо от 28.09.2018 N ИШ -7792).
Администрация Новосибирского района Новосибирской области представила ответ о том, что сеть наружной канализации, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, дачный посёлок Мочище, улица Краснобаева, 6, передана в собственность Мочищенского сельсовета (распоряжение администрации Новосибирской области от 13.08.2008 N 297-ра), ответственным за эксплуатацию канализационного колодца является Администрация Мочищенского сельсовета (письмо от 29.10.2018 N 17946).
Государственная жилищная инспекция Новосибирской области в своём ответе (письмо от 29.10.2018 N 17848) пояснила, что согласно протоколу от 02.10.2018 заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Мочищенского сельсовета временно оказывать услуги по содержанию общего имущества в многоквартирных домах назначено МУП ДЕЗ ЖКХ ЛЁТНЫЙ, перечень работ и услуг, обязательных для исполнения МУП ДЕЗ ЖКХ ЛЁТНЫЙ, а также их стоимость будет определена готовящейся до 01.12.2018 конкурсной документацией. В дачном посёлке Мочище очистные сооружения отсутствуют, технологическая связь с очистными сооружениями МУП города Новосибирска ГОРВОДОКАНАЛ так же отсутствует. В данном случае имеет место локальная канализационная сеть, обслуживающая несколько многоквартирных домов, не способная входить в состав общего имущества каждого дома в отдельности, требующая систематического оказания услуги по вывозу жидких бытовых отходов. На настоящий момент ответственность за надлежащее состояние канализационных сетей и колодцев до передачи их в оперативное управление или хозяйственное ведение какому-либо лицу несёт администрация Мочищенского сельского совета
11.12.2019 Департаментом в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении N В-736, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.13 КоАП РФ. В протоколе указано на нарушение пункта 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (отсутствие контроля за состоянием дворовой канализации (септиков), которое привело к разгерметизации канализационного колодца (септика) сточных вод и сбросу сточных вод на водосборную площадь (на рельеф местности) в пределах водоохранной зоны реки Обь).
Департаментом установлено, что переданные по передаточному акту от 09.09.2008 N 252-А Администрации сети наружной канализации относятся к сетям наружной канализации, обеспечивающим отведение сточных вод от котельной, расположенной на территории филиала ГБУЗ НСО "Государственная областная клиническая туберкулезная больница", котельная также была передана Администрации.
С 2009 года котельная и сеть наружной канализации находились в оперативном управлении МУП ДЕЗ ЖКХ МОЧИЩЕ, в 2012 году были переданы в МУП ДЕЗ ЖКХ ЛЁТНЫЙ (постановление от 17.12.2012 N 305). Согласно постановлению от 29.06.2018 N 187 Администрация приняла из оперативного управления МУП ДЕЗ ЖКХ ЛЁТНЫЙ и передала в хозяйственное ведение МУП ДЕЗ ЖКХ АРМЕЙСКИЙ вышеуказанное имущество.
Согласно пояснениям главы Администрации, данным при рассмотрении дела об административном правонарушении, в 2008 году в муниципальную собственность Мочищенского сельсовета от ГБУЗ НСО "Государственная областная клиническая туберкулезная больница" были переданы только жилые дома по адресу улице Краснобаева, N 1 - 5 и коммунальный комплекс в составе: котельная, скважина, водонапорная башня, теплотрасса и канализационная сеть, канализационные сети от домов N 1 - 5 по улице Краснобаева на балансе у Администрации Мочищенского сельсовета отсутствуют. Кроме того, Администрация осуществляет передачу полномочий по тепло-, водо-, газоснабжению и водоотведению и муниципального имущества для предоставления данных услуг населению в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении государственный инспектор пришёл к выводу, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении канализационные колодцы и сети от домов N 1-5 по улице Краснобаева не находятся на балансе Администрации, в связи с чем она не имела возможности для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, что послужило основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В то же время 29.01.2019 Департамент выдал Администрации представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Администрация, не согласившись с вынесенным представлением, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, отказал Администрации в удовлетворении заявленных требований.
Оставляя судебный акт без изменения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 40 Закона о защите прав потребителей Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
При установленных выше обстоятельств, оцененных в совокупности, Департамент пришел к правильному выводу, что Администрацией не обеспечены договорными отношениями условия водоотведения хоз-фекальных стоков от домов N 1-5 по ул. Краснобаева, находящихся в муниципальной собственности, с балансодержателем канализационного коллектора и колодцев (филиал ГБУЗ НСО "Государственная областная клиническая туберкулезная больница"), в связи с чем признал необходимым вынесение представления в адрес Администрации.
Согласно статье 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Таким образом, суд верно установил, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным должностным лицом государственного органа и в пределах его компетенции по результатам рассмотрения возбужденного в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Указанная статья не связывает возможность вынесения должностным лицом административного органа представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, только с наличием постановления о привлечении виновного лица к административной ответственности, на чем настаивает апеллянт.
В данном случае производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации было прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях (бездействии) состава административного правонарушения, поскольку данные обстоятельства с достоверностью не были подтверждены при рассмотрении дела. В то же время событие данного правонарушения подтверждено, как указано выше.
При этом из положений статьи 29.13 КоАП РФ следует, что представление может быть вынесено должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, в адрес лиц (в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам) для принятия мер по устранению причин и условий правонарушения.
В данном случае Департаментом установлено, что Администрацией не проведены мероприятия, направленные на инвентаризацию имущества и контроль за правообладателями, выявление бесхозяйного имущества, непринятие решений в отношении имущества - канализационных колодцев и сети домов N N 1-5 по ул. Краснобаева, при передаче в 2008 году в муниципальную собственность Мочищенского сельсовета, в связи с чем было выдано оспариваемое представление, подлежащее исполнению.
В случае недостаточности срока для исполнения (установлен месячный срок) Администрация была вправе обратиться в Департамент за его продлением с обоснованием соответствующих причин.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого представления требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем правомерно отказал Администрации в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.05.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4867/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-4867/2019
Истец: Администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу
Третье лицо: ГБУЗ НСО Государственная областная клиническая туберкулезная больница
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7163/19
26.09.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6828/19
23.05.2019 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-4867/19
15.02.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-4867/19